Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы, применяемые в естествознании
Advertisements

Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации «Структура реферата» Конспект на тему:
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Лекция 6. «Теоретический уровень научного знания».
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Виды и методы познания. Обыденно- практическое Религиозное МифологическоеХудожественное Научное Научное познание - высший вид познавательной деятельности.
Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры ТООП ТЭИ Сибирского федерального университета Первышина Галина Григорьевна.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
1 Человек и информация. 2 Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить.
« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Транксрипт:

Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»

Методы научного исследования Научное исследование – процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. -прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей -фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения.

Методы научного исследования 1. Определение того, что мы не знаем. Проблема (от греч. problema задача) - сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения. 2. Выработка гипотезы (от греч. hypothesis предположение). Гипотеза - научно обоснованное предположение, которое требует проверки. 3. Построение теории Теория (от греч. theoria наблюдение, исследование)система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория и др. - проверяемость теории - логическая строгость - ясность Этапы научного исследования

Методы научного исследования Объективный факт это реально существующий предмет, процесс или состоявшееся событие. Научный факт - знание, которое подтверждено и интерпретировано в рамках общепринятой системы знаний. Факты

Методы научного исследования Метод (греч. μέθοδος – способ, путь к чему-либо) совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод предоставляет систему принципов, требований и правил, руководствуясь которыми исследователь может достичь намеченной цели. Владение методом подразумевает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. При этом, в методе всегда отражено знание о предмете исследования. Применение методов может быть стихийным, а может быть сознательным. Метод

Методы научного исследования Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся: наблюдение целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру); сравнение выявление сходства или различия объектов или их признаков. Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д. Эмпирические методы

Методы научного исследования теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: анализ процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; классификация объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; моделирование создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); идеализация создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); дедукция - движение от общего к частному; индукция движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические методы

Методы научного исследования Понятие – мысль, выделяющая и обобщающая предметы или явления некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий характеризует переход от эмпирической ступени познания к теоретическому мышлению. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете или явлении, его свойствах или отношениях между ними. Процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям (заключениям) называется умозаключением. Закон – объективная, существенная, необходимая и устойчивая связь между предметами или явлениями. Закон не терпит исключений (в отличие от закономерности). Структура теории

Методы научного исследования методология (греч. μεθοδολογία) дословно означает учение о методах. Включает систему принципов, устанавливающих наиболее эффективные способы приращения и практического применения знаний. занимается изучением происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методология предстает в различных аспектах: учение о методах и процедурах научной деятельности, а также как раздел общей теории познания, прежде всего, теории научного познания (эпистемологии) и философии науки; к учение об организации научной деятельности; комплекс принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний. 1. совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности; 2. учение о научном методе познания. Методология

Методы научного исследования Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающей в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. Парадигма (греч. παράδειγμα – пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Научная революция – коренные качественные изменения научного знания, смена парадигмы. Развитие науки