Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
Advertisements

ОРКиСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Автор концепции курса «Основы религиозных культуры и светской этики» – Данилюк Александр Ярославович, советник директора Федерального института развития.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов.
Родительское собрание г.. 1. Федеральные государственные стандарты нового поколения 2. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской.
Родительское собрание в ГБОУ СОШ ФГОС.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В 4 КЛАССАХ В УЧЕБНОМ ГОДУ.
«Основы религиозных культур и светской этики». Нормативно-правовая основа разработки и введения в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного.
Основы мировых религиозных культур учебный курс. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
« Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса.
Основы религиозных культур и светской этики ( Родительское собрание по выбору модуля учебного курса ОРК и СЭ) Составила: Дебденко И.В., учитель начальных.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ О введении учебного курса образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики»
1)Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых культур и светской этики по выбору родителей.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) цели, задачи, основные этапы и принципы апробации, структура курса.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Введение ОРКСЭ в МОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
« Основы религиозных культур и светской этики » Цель курса – формирование у младших подростков мотиваций к ОСОЗНАННОМУ НРАВСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ, основанному.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Транксрипт:

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от р с 1 сентября учебного года комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), направленный на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования, введен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю). Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством: ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса; системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.); ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков; единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, общность социально-политического пространства.

Основные задачи комплексного учебного курса: знакомство обучающихся с основами буддийской, исламской, иудейской, православной культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни. Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Основные содержательные модули курса: Основы буддийской культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы светской этики Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта могут проводиться по решению школы всем классом.

Модули комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы буддийской культуры» Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модули комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы исламской культуры» Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модули комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы иудейской культуры» Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархии еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Модули комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модули комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы православной культуры» Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модули комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы светской этики» Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна их форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебники входят в систему "Начальная школа XXI века" Материал учебника даёт возможность узнать четвероклассникам об особенностях культуры народов России, понять нравственные ценности, которые приобрели характер общечеловеческих. Младшие школьники познакомятся с традиционными религиями, которые исповедуют народы России, осознают вклад каждой религии в становление и развитие культуры нашей страны и всего мира. Курс воспитывает добрые чувства, толерантность и интерес к культуре разных народов. Учебник предназначен для работы в первом полугодии (17 часов). Во втором полугодии обучение осуществляется по модулям (учебникам «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» Учебник реализует модульную часть учебно-методического комплекта курса "Основы религиозных культур и светской этики". Работа с учебником даёт возможность расширить и углубить знания детей о светской культуре, о нравственных качествах личности, осознать источники возникновения и развития светской этики. Предлагаемые задания формируют практические умения и навыки выполнения правил поведения в обществе, воспитывают добрые чувства к окружающим людям, толерантность по отношению к представителям различных культур.

Учебники входят в систему "Начальная школа XXI века" Учебник "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур" состоит из двух частей. Материал первой части "Основы религиозных культур и светской этики" даёт возможность четвероклассникам узнать об особенностях культуры народов России, понять нравственные ценности, которые приобрели характер общечеловеческих. Младшие школьники познакомятся с традиционными религиями, которые исповедуют народы России, осознают вклад каждой религии в становление и развитие культуры нашей страны и всего мира. Курс воспитывает добрые чувства, толерантность и интерес к культуре разных народов. Первая (вводная) часть предназначена для работы в первом полугодии (17 часов). Во втором полугодии обучение осуществляется по второй части «Основы мировых религиозных культур», которая позволяет формировать представления младших школьников о мировых религиях, воспитывать толерантные чувства, развивать навыки нравственного поведения и взаимоотношений в обществе.

Учебники входят в систему "Начальная школа XXI века" Материал учебника даёт возможность узнать четвероклассникам об особенностях культуры народов России, понять нравственные ценности, которые приобрели характер общечеловеческих. Младшие школьники познакомятся с традиционными религиями, которые исповедуют народы России, осознают вклад каждой религии в становление и развитие культуры нашей страны и всего мира. Курс воспитывает добрые чувства, толерантность и интерес к культуре разных народов. Учебник предназначен для работы в первом полугодии (17 часов). Во втором полугодии обучение осуществляется по модулям (учебникам «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» Учебник дает возможность расширить и углубить знания детей о православной культуре, осознать её вклад в развитие культуры России и всего мира, сформировать толерантные чувства по отношению к представителям других религиозных культур. Предлагаемые задания развивают умения школьников использовать приобретённые знания в учебных и жизненных ситуациях.

Учебники входят в систему "Начальная школа XXI века" Учебник "Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры" состоит из двух частей. Материал первой части "Основы религиозных культур и светской этики" даёт возможность четвероклассникам узнать об особенностях культуры народов России, понять нравственные ценности, которые приобрели характер общечеловеческих. Младшие школьники познакомятся с традиционными религиями, которые исповедуют народы России, осознают вклад каждой религии в становление и развитие культуры нашей страны и всего мира. Курс воспитывает добрые чувства, толерантность и интерес к культуре разных народов. Первая (вводная) часть предназначена для работы в первом полугодии (17 часов). Во втором полугодии обучение осуществляется по второй части «Основы исламской культуры», которая знакомит учащихся с основами исламской культуры и помогает оценить её вклад в развитие мировой культуры.

Россия наша Родина Школьники узнают: о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций; о том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, что при явном различии наших взглядов на мир, при том, что все люди разные, мы народ России едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Основы религиозных культур и светской этики. «Культура и религия», («Культура и мораль» для модуля «Основы светской этики»). Культура важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры. Учащиеся получают целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники знакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, «Основы светской этики» учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.

Советы родителям Как помочь своему ребенку в изучении курса ОРКСЭ Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка; вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Советы родителям Как помочь своему ребенку в изучении курса ОРКСЭ Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Советы родителям Как помочь своему ребенку в изучении курса ОРКСЭ Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Советы родителям Как помочь своему ребенку в изучении курса ОРКСЭ Не забывайте, что никакой курс сам по себе не воспитает вашего ребенка. Главное, что он может приобрести, изучая курс ОРКСЭ, - понимание того, насколько важна нравственность для полноценной жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, в котором Вы письменно зафиксируете свой выбор. Спасибо за внимание! Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка. Отказ от изучения любого из предлагаемых шести модулей курса ОРКСЭ не допускается и рассматривается как препятствование получению Вашим ребенком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.