ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП СПО 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Advertisements

«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Самостоятельная работа обучающихся. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА аудиторнаявнеаудиторная.
1 Обоснование: Требование ФГОС по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования: Раздел VII «Требования к условиям реализации.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Различные формы организации и осуществления самостоятельной работы студентов и ее педагогического сопровождения.
Особенности организации самостоятельной работы студентов по заочной форме обучения Воробьева В. М., зав. заочным отделением ЯрИПК.
Смоленский политехнический колледж «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ФГОС)»
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
«Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов на уроках русского языка и литературы» преподаватель ГБОУ СПО «Балахнинский технический техникум»
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Транксрипт:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП СПО 1

Самостоятельная работа студентов (СРС) - это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. 2

Нормативная база 1. Конституция Российской Федерации. Статья 43. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. 2. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Статья 12. Образовательные программы. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. 3. Федеральный Государственный образовательный Стандарт СПО (ФГОС СПО) по профессии / специальности. 4. Приказ МОиН РФ (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа среднего профессионального образования» 5. Рекомендации по планированию и организации СРС образовательных учреждений СПО. Приложение к письму Минобразования России от г «Рекомендации по планированию и организации СРС образовательных учреждений СПО». 6. Примерные программы по изучаемым дисциплинам и модулям. 3

ФГОС СПО Раздел VII. Требования к условиям реализации ОПОП П.7.1 При формировании ОПОП образовательное учреждение: обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 4

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. (Раздел VII., п.7.3) Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю. (Раздел VII., п.7.4) 5

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируем ых компетенций Обязательная часть циклов ОПОП Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) Всего часов обучения по циклам ОПОП УП.00Учебная практика 14 нед.504 ОК 1 – 10 ПК 1.1 – 1.5 ПК 2.1 – 2.3 ПК 3.1 ПП.00Производственная практика (по профилю специальности) ПДП.00Производственная практика (преддипломная)4 нед. ПА.00Промежуточная аттестация 3 нед. ГИА.00Государственная (итоговая) аттестация 6 нед. ГИА.01Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед. ГИА.02Защита выпускной квалификационной работы 2 нед. 6

Базисный учебный план Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс. учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Реко- мен- дуе- мый курс изучения ВсегоВ том числе лабор. и практ. занятий курсов. работа (проект) Обязательная часть циклов ОПОП ОГСЭ.00Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.01Основы философии 482 ОГСЭ.02История 481 ОГСЭ.03Иностранный язык ОГСЭ.04Физическая культура ЕН.00Математический и общий естественнонаучный цикл

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа среднего профессионального образования Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом. 8

Рекомендации по планированию и организации СР 1. Общие положения 2. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы 3. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов 9

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. (Раздел VII., п.7.16). 10

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций. 11

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно- исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. 12

Целями СР являются систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений. 13

СР включает следующие формы работы Индивидуальные занятия (домашние) Конспектирование лекций Получение консультаций Подготовка ответов на вопросы тестов Подготовка к экзамену Подготовка к занятиям с использованием активных форм обучения Выполнение КР, курсовых и дипломных работ 14

Виды заданий для внеаудиторной СР Для формирования умений Для закрепления и систематизации знаний Для овладения знаниями 15

Задания для овладения знаниями: Чтение текста Составление плана текста Графическое изображение структуры текста Конспектирование текста Выписки из текста Работа со словарями и источниками Ознакомление с нормативными документами Исследовательская работа Использование аудио- и видеозаписи Работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet 16

Задания для закрепления и систематизации знаний: Работа с конспектом лекций (обработка текста) Повторная работа над учебным материалом Составление планов и тезисов ответа Составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов; изучение нормативных документов Выполнение тестовых заданий Ответы на контрольные вопросы Реферирование, рецензирование текста Написание эссе, сочинений Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов Составление глоссария, библиографии по конкретной теме, Работа с компьютерными программами Подготовка к сдаче экзаменов 17

Задания для формирования умений: Решение задач и упражнений по образцу Решение вариативных задач и упражнений Выполнение чертежей, схем Выполнение расчётно-графических работ Решение ситуационных производственных задач Подготовка к деловым играм Участие в научных и практических конференциях Выпуск газеты, телепередачи, организация выставки Проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности Создание проспектов, проектов, моделей Составление памяток, рекомендаций, советов, кодексов Экспериментальная работа, участие в НИР Рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- видеотехники и компьютерных расчётных программ и электронных практикумов Подготовка курсовых и дипломных работ 18

Новые информационные технологии для выполнения студентами самостоятельной работы Новые информационные технологии могут использоваться для: 1. поиска и обработки информации в сети с использованием web-браузеров, баз данных, информационно- поисковых и информационно-справочных систем, автоматизированных библиотечных систем, электронных журналов для: написания реферата-обзора; рецензии на сайт по теме; анализа существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивания; написания своего варианта плана лекции или ее фрагмента; составления библиографического списка; подготовки фрагмента практического занятия; подготовки доклада по теме; подготовки дискуссии по теме; работы с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети. 19

2. организации диалога в сети с использованием электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций для: обсуждения состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы; общения в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или профессиональных образовательных организаций, изучающих данную тему; обсуждения возникающих проблем в отсроченной телеконференции; консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию. 20

3. создания тематических web- страниц и web-квестов с использованием html-редакторов, web- браузеров, графических редакторов для: размещения выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме; публикации библиографий по теме; создания тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах; создания web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса. 21

Примерные программы по профессиональным модулям 22

Раздел 4. Приготовление и оформление простых блюд из домашней птицы. 45 Тема 4.1. Приготовление и оформление блюд из отварной, тушеной и жареной птицы. Содержание Классификация по способу тепловой обработки, пищевая ценность, требования к качеству сырья. Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов при приготовлении. 2. Блюда из домашней птицы: отварной, тушеной и жареной птицы. рецептура, приготовление, отпуск. Требования к качеству блюд из домашней птицы. 3. Правила проведения бракеража. Лабораторные работы 8 1. Приготовление блюд из жареной птицы, выбор производственного инвентаря и оборудование, оценка качества блюд. 2. Приготовление блюд из тушеной птицы, выбор производственного инвентаря и оборудование, оценка качества блюд органолептическим способом в соответствии с технологической картой. Самостоятельная внеаудиторная работа 7 Составление технологических схем приготовления блюд из домашней птицы. Составление алгоритмов по приготовлению и отпуску блюд из домашней птицы. Составление технологических карт по приготовлению и отпуску блюд из домашней птицы. Пересчет рецептур на заданное количество порций. Подготовка докладов на тему: « Приготовление блюд из домашней птицы ». Составление карт брака: « Виды и причины брака, способы предупреждения и устранения ». Составление презентаций на тему: « Блюда из птицы ». Учебная практика Виды работ Определение качества сырья. Выбор соответствующего инвентаря и оборудования для выполнения задания. Организация рабочего места. Приготовление основных блюд из домашней птицы в соответствии с методами приготовления и видом домашней птицы и типом питания: курицы отварной в целом виде; цыплят припущенных; филе куриного парового; цыплят-табака; фрикасе из цыплят; чахохбили из кур; жареной утиной грудки; котлет по-киевски; шницеля столичного; шашлыка из курицы; курицы в карри, жульена из курицы, котлет рубленных из кур; рагу из субпродуктов. Определение качества субпродуктов и готовых блюд органолептическим методом. Работы с нормативными документами: сборником рецептур. 24 Производственная практика Виды работ 1. Ознакомление с предприятием, его структурой, организацией работы производства, с видами и типами оборудования, эксплуатация оборудования. 2. Кулинарная разделка и обвалка туш, полутуш, четвертей мяса. 3. Нарезка полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы. 4. Приготовление и оформление блюд из мяса и мясных продуктов. 5. Приготовление и оформление блюд из домашней птицы. 54 Всего

ФОРМА ЖУРНАЛА учета СР занятия Дата проведения занятия Темы (задания) для самостоятельного изучения Количество часов Форма и методы контроля СР Формы и методы контроля СР разрабат ываются каждым преподавателем самостоятельно и прописываются критерии 24

Мотивация самостоятельной работы студентов Полезность выполняемой работы. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской работе, технических секциях и кружках, олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ, конкурсах профессионального мастерства и др. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Индивидуализация заданий. Преподаватель может быть примером для студентов как профессионал, как творческая личность. 25

Таким образом, чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. 26

Организация самостоятельной работы студента Этапы процесса организации самостоятельной работы студентов Подготовительный Определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования Основной Реализация программы, использование приёмов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы Заключительный Оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приёмов работы, выводы о направлениях оптимизации труда 27

Методические материалы, направляющие самостоятельную работу студентов: основная профессиональная образовательная программа по профессии или специальности; программы дисциплин и МДК; полный перечень всех запланированных самостоятельных работ по дисциплине и МДК; тексты лекций; методические указания к практическим, семинарским и лабораторным занятиям; банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, примеры решения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей и отче­тов по лабораторным и расчетным работам, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ с использованием электронных информационных ресурсов и др.; методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ; банк программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы; списки основной и дополнительной литературы, интернет - ресурсы. 28

Преподаватель знакомит студентов: с системой форм и методов обучения, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы; с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы студентов. формирует: умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений; навыки научного исследования; развивает навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и современной научной литературой; составляет план самостоятельной работы по дисциплине. разрабатывает и выдаёт задания для самостоятельной работы. проводит групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы; осуществляет систематический контроль выполнения студентами графика самостоятельной работы; проводит анализ и дает оценку работы. 29

Библиотека организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных; оказывает студентам помощь в организации самостоятельных занятий. 30

Контроль и управление самостоятельной работой студентов Традиционные формы контроля: зачёт, экзамен; Бально-рейтинговая система; Тестирование с использованием технических средств; Автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы (самоконтроль); Контрольно-оценочные средства 31

Для организации СРС необходимы следующие условия: Готовность студента к самостоятельному труду; Мотив к получению знаний Наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала Система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы 32

Когда мы обучим студентов работать самостоятельно, тогда сотрется грань между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой, перейдя в новую фазу - непрерывную, индивидуальную самостоятельную учебную деятельность. 33