РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Подготовила : Сакара Ольга Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого Подготовила студентка 1 курса МОТ Матвеева Виктория.
Advertisements

Русская философия 1.Специфика русской философии 2.Основные проблемы и направления русской философии.
История русской философской мысли. Русская философия в XI-XVIII вв. 1) XI век – митрополит Иларион В основе его философии – религия Главный труд – «Слово.
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ ПАНЬКОВА АЛИНА, 10 А. Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный будущего.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
Основной вопрос о самобытности российской цивилизации.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Русская философия. русская философия (XIX – XX вв.) собирательное название философских концепций русских мыслителей Традиционно началом русской философии.
«Философия…есть вещь весьма почитаемая и поистине божественная…» Максим Грек.
Учитель - Кутузова Светлана Викторовна. Учение Л.Н.Толстого о смысле жизни Четыре цикла произведений: Исповедальный «Исповедь»(1879) «В чем моя вера?»(1884)
Из истории русской философской мысли... Урок 2 Не в том суть жизни, что в ней есть, Но в вере в то, что в ней должно быть. Бродский И Бродский И.
Материальная субстанция (Фалес, Анаксагор, Анаксимен) Нематериальная субстанция (Пифагор, Анаксимендр) Анаксагор Пифагор.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Философия марксизма.Основное в нём. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Общественное движение в годы правления Николая I Выполнил: Евграфов Роман Ученик 8 А класса МБОУ «СОШ 39»
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
Транксрипт:

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Подготовила : Сакара Ольга Александровна

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ СОБИРАТЕЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ. ЕЁ ЗАРОЖДЕНИЕ ОТНОСЯТ К X ВЕКУ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ По мнению Николая Лосского, характерными чертами русской философии являются : космизм, социология ( учения о Софии ), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность ( онтологизм ). По мнению доктора философских наук Андрея Сухова ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбах своей страны

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ - Историческая философия П. Я. Чаадаева ; - Философия западников и славянофилов А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы ; - Ортодоксально - монархическая философия Н. Ф. Фёдоров, К. Н. Леонтьев ; - Философия Ф. М. Достоевского ; - Философия Л. Н. Толстого ; - Революционно - демократическая философия Н. Г. Чернышевский, народники Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, анархист П. А. Кропоткин, марксист Г. В. Плеханов. - Философская антропология Николай Николаевич Страхов - Либеральная философия Борис Николаевич Чичерин. - Философия В. В. Розанова ; - Русская критическая философия М. И. Каринский, А. И. Введенский - Русская религиозная философия В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский ; - Философия космизма Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский ; - Философия « русского зарубежья » И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, Л. И. Шестов, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев.

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ В X веке на Русь вместе с христианством приходит письменность ( кириллица ), что приводит к появлению фиксирующей знания книжной культуры. Существование древнерусской философии дискуссионной. Одни исследователи ( П. Д. Лескин, 2006) признавали факт её существования, другие отрицали, утверждая лишь наличие философских идей и проблематики в древнерусской литературе. Философские мысли " эллинских мудрецов " попадали в древнерусскую литературу из переводных источников. В рамках религиозного мировоззрения решался вопрос о природе человека ( Изборник Святослава, Кирилл Туровский, Нил Сорский ), государственной власти ( Иосиф Волоцкий ) и общечеловеческих ценностях (« Слово о законе и благодати » митрополита Иллариона, который иногда называется " первым древнерусским философом ". В послании инока Филофея рождается российская имперская идея Москва - Третий Рим

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм, приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как Михаил Ломоносов и Александр Радищев. Именно в этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм. Практически идеи деизма выражались в антиклерикализме и обоснованию подчинения духовной власти светской, за что ратовала ещё учёная дружина Петра I. Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства ( Николай Новиков ). Григорий Теплов составляет один из первых русских философских словарей.

ОРИГИНАЛЬНАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Лишь в начале XIX века появляется оригинальная или самобытная русская философия. У её истоков стоял Петр Чаадаев, который задается вопросом о смысле России как отдельной цивилизации. В остальном он повторяет старые идеи о механистическом устройстве мира и провиденциальном характере истории. Неудовлетворительное решение о смысле России провоцирует мысль славянофилов. Алексей Хомяков отстаивает идеи соборности. Иван Киреевский отстаивает идеал допетровской патриархальной Руси. Константин Аксаков проводит различение между страной и государством.

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ Русская религиозная философия рубежа XIX и XX вв. стала своеобразным синтезом между славянофильством и западничеством. Вслед за Чаадаевым сохранились проекты построения царства божьего на Земле, которые приобрели черты социологии ( Вл. Соловьев, С. Булгаков ) и розы мира ( Д. Андреев ). Важной частью построения справедливого общества мыслилась религия и духовно - нравственное перерождение. Отчасти идеи социологии наследуют большевизм ( коммунизм ) и космизм ( ноосфера ).

ФИЛОСОФИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Николаевич Толстой ( ). На его философию оказали влияние взгляды Канта, Руссо, А. Шопенгауэра. Взгляды Толстого разделяли многие современники (« толстовцы ») и последователи. Сам Ганди считал его своим учителем. В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты (« истинная религия »). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.

ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА В. С. СОЛОВЬЁВА Современники называли Владимира Сергеевича Соловьёва ( ) центральной фигурой русской философии. Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства ( вплоть до одухотворения ) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни ( движение к Абсолюту ). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу. Рассматривая вопросы « общества и человека », он говорит, что личность и общество в целом суть одно и то же, отличие лишь в масштабе. Видит в духовности стержень существования стабильного общества. Юридические законы этого обеспечить не в состоянии, они способны ограничить лишь самые явные проявления зла, в то время как для существования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕК В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Часть философов была выслана заграницу, но часть осталась в советской России : Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев. Через последнего традиции русской философии были возрождены в Советской России, поскольку от него духовное преемство получили С. С. Аверинцев и В. В. Бибихин.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Н. А. БЕРДЯЕВА Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева ( ), наиболее яркого представителя русского экзистенциализма. В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя переписку с одним из лидеров германской социал - демократии Карлом Каутским. Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошел от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения. Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверх рационально.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Н. А. БЕРДЯЕВА Развивая в своем учении тему творчества и духовности, Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он различает три вида свободы : первичную иррациональную свободу, то есть произвольность ; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга ; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создается Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром. Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность не часть космоса, напротив, космос часть человеческой личности. Личность не субстанция, она творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Н. А. БЕРДЯЕВА Бердяев пытается сформулировать так называемую « русскую идею », в которой выражается характер и призвание русского народа. " Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей, " считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, искание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчеркивает, что либерально - буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен, открыт и коммунитарен. Тем не менее, напоминает Бердяев, не стоит забывать о поляризованности природы русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству. В числе главных трудов Бердяева « Философия свободы » (1911), « Смысл творчества. Опыт оправдания человека » (1916), « Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии » (1923), « Истоки и смысл русского коммунизма » (1937), « Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIXXX века » (1946).

СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Еще до начала Октябрьской революции в России получила развитие философия марксизма ( Георгий Плеханов ). Основным в ней считался вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом диалектика, в которой выделялось три закона. Структурно философия делилась на диалектический и исторический материализм, то есть философию природы и философию истории. Природа, трактуемая как материя и объективная реальность, считалась вечной и бесконечной в пространстве и времени. Сознание интерпретировалось как « свойство высокоорганизованной материи ». В рамках ленинградской онтологической школы предпринимались попытки разработки содержания понятия материи. В теории познания господствовала ленинская теория отражения. Исторический процесс воспринимался через призму соподчиненного отношения базиса ( экономика ) и надстройки ( культура ), который проходил через последовательно сменяющие друг друга формации : первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и социализм ( как первой стадии коммунизма ). Допускалась возможность « социализма в одной отдельно взятой стране » и « развитого социализма ». В советские годы приобрели популярность дискуссии о природе идеального ( только « в голове » или нет ? Давид Дубровский Эвальд Ильенков ), а также споры о природе информации. В позднесоветский период получили распространение идеи тартуской семиотической школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX веков. Ленинград : Наука, Сухов, Андрей Русская философия : особенности, традиции, исторические судьбы. М., ИФ РАН, Русская философия первой половины XIX века. Свердловск : Издание Уральского университета, Гавриил, арх. Русская философия / Предисловие, подготовка текста, примечания д. ф. н. В. В. Ванчугов /. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Высшая школа, с. 6. Сиземская И. Н. Русская « философия - поэзия » как форма историософского миросозерцания ( начало ) // Знание. Понимание. Умение Лавриненко В. Н., Ратников В. П., Философия : учебник для вузов. ЮНИТИ - ДАНА, 2010.