ЕВГЕНИЙ БАБОШИН, МИИТ «ОБЗОР ТЕНДЕНЦИЙ И МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Характеристика направления «Инноватика» (бакалавриат)
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Транксрипт:

ЕВГЕНИЙ БАБОШИН, МИИТ «ОБЗОР ТЕНДЕНЦИЙ И МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ»

Обзор мировых тенденций в образовании Тенденции моделей образования в России Логика формирования основных образовательных программ бакалавриата в области ИТ Модели и уровни подготовки ИТ-специалистов

Рост количества иностранных студентов в высшем образовании ( , млн чел) Распределение иностранных студентов по странам пребывания, 2010 В настоящее время формируются правила игры глобального рынка образования: Гармонизация национальных систем найма Международное признание научных степеней типа PhD, Рост значения публикаций в top-rank journals Образование перестает быть национальным Источник: OECD

Индекс экономической значимости территории с 20 века сдвигается в сторону Азии Цель госпрограммы КНР – вывести 40 крупных вузов на мировой уровень. К 2020 страны Азии догонят и перегонят конкурентов по уровню развития традиционного образования. Азия как новый центр образования Источник: Mckinsey Global Institute, OECD,

5 Новые глобальные игроки: онлайн-курсы Представляют, будущее, в котором ведущие университеты обучают миллионы студентов. Стартовал Стэнфорд, сейчас 33 университета. 2+ млн. студентов из 196 стран В проект было вложено $16 млн Развитие рекрутингового сервиса Coursera Career Services Бесплатное образование мирового уровня для всех и везде 7 миллионов долларов операционного бюджета, около 10 миллионов учеников Выйти на студентов всех возрастов и наций. В планах привлечь до 1 миллиарда пользователей. MIT+Harvard В проект инвестировано $60 млн Первый курс «набрал» 160 тыс. студентов из 190 стран. Фокус на компьютерных науках тыс. участников из 203 стран В проект инвестировано $22 млн (на окт. 2012) 5Образование: мегатренды // Глобализация

Глобальные вызовы национальным системам образования Национальные системы образования возникли в рамках системы национальных государств Привязанность к территории Моно-культурность Доминирующий этнос Единый стандарт Вызовы глобализации Мобильность Мульти-культурность Разнообразие и кооперация (альянсы ВУЗов, виртуальное объединение транспортных ВУЗов) 7 Выбор между национальной моделью образования и интернационализацией образования

Основные тренды образования в России по версии Минобразования и науки Мониторинг системы ВПО Новые нормы закона об образовании Распределение КЦП Независимая оценка Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса; использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса; использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе Перспективные проекты Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Цель мониторинга-формирование современной структуры сети вузов Определение группы вузов-лидеров обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов развитие и поддержка сети ведущих университетов (МГУ, СПбГУ, федеральных и национальных исследовательских университетов), повышение эффективности реализации их программ развития Оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования мониторинг эффективности деятельности государственных вузов разработка и реализация программы реорганизации неэффективных вузов и филиалов

Базовые показатели вузы филиалы 1. средний балл ЕГЭ студентов… 2. объем НИОКР в расчете на одного ППР 3. удельный вес численности иностранных студентов… 4. доходы вуза из всех источников в расчете на одного ППР 5. общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента… 6.Показатель, характеризующий востребованность выпускников на рынке труда (на основе данных Минтруда России) 7. Приведенный контингент 8. Доля кандидатов и докторов наук в численности работников ППС… 9. Доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС Вариативные показатели для вузов и филиалов: 1)физической культуры и спорта 2)сельского хозяйства 3)культуры и искусства 4)транспорта 5)здравоохранения 6)силовых ведомств Общие подходы к формированию показателей мониторинга

Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные: сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в других ВУЗах; использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; организация базовых кафедр в научных организациях и на предприятиях; аспирантура как уровень ВПО; независимая оценка.

Население региона Право региона на КЦП пропорционально численности населения ВУЗ, размещенный в регионе или имеющий филиал участвует в конкурсе Контрольные цифры бюджетного приема Методика установления КЦП пропорционально показателю деятельности вуза: (потенциал вуза + потенциал реализуемых ООП + трудоустройство выпускников вуза)/3

Учебный процесс и стандарты: тренды и форматы

Студенческие сообщества: сдвиг парадигмы Инструментальный подход: Появление wiki-образования Новые модели самоуправления в образовании Студенческие научные общества как зона проверки новых образовательных инструментов Проверка новых образовательных траекторий как форма подготовки специалистов нового поколения Проверка модели «прямого заказа образования» от студента-потребителя Партнерский подход Студенческие сообщества как самообучающиеся системы Сращение студенческих сообществ с профессиональными сообществами по принципу «питательного бульона» Студенческие сообщества как источник генерации новых общественных смыслов и траекторий развития общества или «университеты нео-Ренессанса» Внедрение саморегулирующихся образовательных стандартов на основании статистически востребованных индивидуальных образовательных траекторий

Логика ООП бакалавров Области профессиональной деятельности Набор компетенций Набор дисциплин Работодатель ВУЗ

Профессиональные компетенции Виды профессиональной деятельности в стандарте Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии Проектно-конструкторская Проектно-технологическая Научно-исследовательская Производственно-технологическая Научно-педагогическая Организационно-управленческая Монтажно-наладочная Научно-исследовательская Сервисно-эксплуатационная Инновационная Монтажно-наладочная Сервисно-эксплуатационная Виды профессиональной деятельности определяются ВУЗом совместно с объединением работодателей

Профессиональные компетенции в стандарте ВПО «Информатика и вычислительная техника» ПК-1 Разрабатывать бизнес-планы и технические задания для оснащения отделов, лабораторий ПК-2 Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач ПК-3 Разрабатывать интерфейсы человек-ЭВМ ПК-4 Разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных ПК-5 Разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, используя современные инструментальные средства и технологии программирования ПК-6 Обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов ПК-7 Готовить презентации, итоговые отчеты по выполненным работам, оформлять результаты исследований ПК-8 Готовить конспекты и проводить занятия с сотрудниками ПК-9 Участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов ПК-10 Сопрягать аппаратные и программные средства ПК-11 Инсталировать программное и аппаратное обеспечение для информационных

Раздел основных образовательных программ бакалавриата в области ИТЗач. ед. (1 ед.=36 ч) Всего, в т.ч.240 Итоговая аттестация 8-12 Учебная и производственная практика 7-15 Физкультура 2 Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭ) Базовая часть Вариативная часть, выбираемая ВУЗом Математический и естественно научный цикл (ЕСН) Базовая часть Вариативная часть, выбираемая ВУЗом Профессиональный цикл (ПЦ) Базовая часть Вариативная часть, выбираемая ВУЗом Доля вариативной части ООП %

НаправлениеГСЭ 20%ЕСН 30%Профессиональный цикл 50 % Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии Менеджмент Бизнес-информатика Информационная безопасность Программная инженерия Прикладная математика и информатика

Подход к формированию набора дисциплин ООП Набор учебных дисциплин Базовая часть – определена стандартом ВПО Вариативная часть – определяется ВУЗом, дает возможность расширения, углубления знаний, умений и навыков ГСЭ- Иностранный язык, история России, экономика, философия ЕСН – Математика, физика, информатика, экология ПЦ- ЭВМ и периферийные устройства, защита информации, безопасность жизнедеятельности, электроника, электротехника, схемотехника, операционные системы, программирование, сети и телекоммуникации, базы данных, инженерная и компьютерная графика, метрология и стандартизация

Магистерские программы Подготовке «заточенных» на особые профессиональные компетенции Подготовка научных кадров Выполнение практико- ориентированных исследований силами студентов (магистерские диссертации) ? 14 ауд. часов в неделю Возможность совмещений с работой 50% самостоятельная и научно-исследовательская работа

Модели реализации основных образовательных программ Традиционная, академическая Мало практических навыков, разрыв с требованиями работодателей Академическая с элементами проектной деятельности Работодатель формирует портфель проектов для работы со студентами, участвует в их приемке, финансирует Прикладной бакалавриат Образовательные программы СПО в сочетании с ВПО, при этом объём практической части программы составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение.

Современные мировые тренды, законодательные инициативы Министерства образования и науки РФ направлены на усиление взаимодействия ВУЗов и работодателей в профессиональной подготовке специалистов Создают возможности использования студентов в практической работе в крупных городах с дисбалансом оплаты труда в ИТ-подразделениях ОАО «РЖД» и ИТ-бизнесе