Философия стандартов нового поколения Грешилова Ирина Александровна к.ф.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культурная среда образования: философский аспект Международная научно – практическая конференция «Образовательная среда как фактор повышения качества образования»
Advertisements

«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
ФГОС Внеурочная деятельность ГБОУ СОШ 396. Цель внеурочной деятельности создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Преемственность ступеней образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Философия стандартов нового поколения Грешилова Ирина Александровна к.ф.н.

Вопросы Философия как ядро всеобщего знания, влияние философии на образование Стандарты нового поколения: к истории вопроса Приоритетные задачи современного образования Инвариантные стороны деятельности современного педагога

Литература Долженко О.В.Очерки по философии образования.-М.,1995. Философия образования:Этюды – исследования/В.М.Розин. – М.:Изд – во Московского психолого – социального института;Ворнеж:НПО «МОДЭК», Философский энциклопедический словарь.-.М.:2006.

Философия - особая форма познания система обобщённых знаний и представлений о мире и существовании человека Философия -древнее и многоликое явление духовной жизни и культуры человечества, обобщающее его совокупный познавательный опыт

Любовь к мудрости Пифагор, VI –Vвв. до н.э. философ не претендует на статус мудреца, знающего о мире только постоянное стремление к мудрости делает человека философом

Стремление к совершенству Платон ( до н.э.) не просто размышление о мире и человеке, а особый образ жизни – стремление к совершенству это сама жизнь, свободное формирование своей судьбы выход за узкие пределы времени и досужих мнений к фундаментальному и всеобщему

Эпоха, схваченная в мысли Георг Гегель ( ) Философия отражает не только личные идеи отдельного мыслителя: в неё впечатано само историческое время его жизни со всеми особенностями, противоречиями, ценностями и смыслами жизни

Наука об отношении всякого знания к последним целям человеческого разума Иммануил Кант (1724 – 1804) главные цели человеческого разума - вопросы о возможностях человека

Дисциплина, состоящая в творении концептов (новые идеи, смыслы) Жиль Делёз ( ) цель философии - создание оригинальной картины мира, поиск неожиданного и свежего ракурса рассмотрения действительности импульс новизны в осознании основных глобалиных проблем

Влияние философии на образование историко- философские исследования – анализ идей крупных философов (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др. Функционально –типологические исследования (социокультурные связи между философскими и педагогическими взглядами – от Конфуция до Занкова)

Платон Первая философская рефлексия образования создание образа человека как существа, умопостигающего в ходе воспитания идеи Космоса и Блага)

Гегель Вводит в образование идеи историчности и само развёртывания духа, приводящего человека к осознанию себя самого преодоление отчуждённости от созданных его деятельностью социалиных отношений

Ключевые вопросы, волнующие философов современности Каким образом современное образование выполнит мировоззренческую и культурологическую миссию? Почему образование остаётся в стороне от важнейших мировоззренческих проблем современности?

Образование ( философский словарь) духовный облик человека, который складывается под влиянием моралиных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека

Проблема бытия человека в современном мире Существование на разломе крупных исторических эпох в истории человечества Время становления постиндустриальной («техногенной», «информационной» цивилизации) Время опережающего развития науки и роста искусственного мира Расширение рамок индивидуальной свободы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Интегрирует достижения Приоритетного национального проекта «Образование» Достижения комплексного проекта модернизации образования

Основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы поддержки талантливых детей Совершенствование учительского корпуса Изменение школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников Расширение самостоятельности школ

Стандарт ( англ.) - норма, образец, мерило организация отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определёнными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребностям общества

Стандарт ( англ.) - норма, образец, мерило разнообразие определений Стандарт – это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника система требований: к результатам освоения основных образователиных программ, к структуре основных образователиных программ и к условиям реализации основных образователиных программ.

Из истории … 2004 г. - Минобрнауки приняло решение о необходимости приступить к разработке нового поколения образоватл иных стандартов основное противоречие: между условиями осуществления образовательной деятельности и качеством образования

Стандарты первого поколения Определенные исторические условия: исчезновение сверхдержавы - Советского Союза резкая смена идеологических и политических векторов жизни

Время разработки стандартов нового поколения - почти четыре года российская система образования устала от скоропалителиных экспериментов, которые сегодня придумывали, а завтра начинали претворять в жизнь разработка новых стандартов выявила очень серьезные научные и методологические провалы, лакуны

Для чего потребовалась разработка новых стандартов ? Какие проблемы, существующие в системе образования, должны быть решены с помощью новых стандартов ? Что важнее: изменить качество образования или обеспечить доступность образования на том качественном уровне, что есть сейчас? Обеспечить большую вариативность образования?

Требование времени - реформирование систем образования Многие страны мира на пути реформ в образовании Решение проблем, характерных для всех стран мира: - доступ к образованию - качество - подготовка к изменяющимся условиям жизни

Нестабильность - динамизм - ситуативность стремительный рост знания быстрое обновление знания рост поликультурных связей развитие наукоемких технологий появления и исчезновения новых профессий и спроса на них

Школа - не отдельное изолированное учреждение, а особый социальный институт Сложность взаимодействия с такими партнерскими институтами социализации: - семья - СМИ - культура - религия и др. В эпоху информационной и технологической революции сохранить школу за «высоким забором» нельзя Открытость по отношению к окружающей среде

Постиндустриальное развитие высокий уровень процессов глобализации: - экономических - информационных - образователиных - экологических - свободы перемещения трудовых ресурсов - свободы выбора образователиных услуг- - профессий - - конкуренция за ресурсы и т.д.

Постиндустриальному обществу постиндустриальную школу - Опережающее образование Учиться в течение всей жизни Учиться, переучиваться Работать в команде Проектировать свою деятельность Кто может оказаться невостребованным человеком завтрашнего дня? Не тот, кто не стал эрудированным, а тот, кто не научился учиться.

Насколько изменились современные дети? Резко возросла информированность (раньше основные источники - школа и уроки - о мире, человеке, обществе, природе) СМИ, Интернет, дистанционное обучение, включая диалогические формы виртуальные конференции и т. д.

Возрастание объёмов информации 1800 г.- информация удваивалась каждые 50 лет лет лет в настоящее время объём научных знаний удваивается каждые 2-3 г. По данным ЮНЕСКО: в начале ХIX в.во всём мире выходило 100 научных журналов, в , тысяч, в настоящее время свыше 100 тысяч Книг за последние 25 лет выпущено столько, сколько за предыдущие 500 лет.

Поляризация детей по уровню умственного и познавательного опыта «одарённые и способные» «дети со специальными нуждами» «интеллектуально пассивные» «часто болеющие» «с трудностями в обучении»

Проблемы Ограниченность общения со сверстниками для многих это становится «роскошью» Затруднение усвоения детьми моралиных норм и нравственных принципов Препятствие формированию коммуникативной компетентности Эмоциональной отзывчивости

Отсутствие деятельности детских и подростковых общественных организаций нет возможности участия не приобретается опыт лидерства, сотрудничества, взаимопомощи нет работы на социальное благо вырождаются нормы помощи нуждающемуся отсутствует щедрость

Стратегически приоритетные задачи образования Первая задача Трансляция из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем наиболее стабилиных и нравственно ёмких мировоззренческих культурных ценностей

Вторая задача Целенаправленное обогащение индивидуалиных и общественных духовных качеств социума качествами общегуманистическими через активный диалог культур

Третья задача ( наиболее ответственная в нравственном отношении!) Преобразование в необходимых случаях ценностных жизненных ориентиров, которые пришли в противоречие с социальной практикой Вопрос: как осуществить это в практической деятельности?

Ответ: Изменение мировоззрения, освоение культуры саморазвития Педагог Управленец Методист Психолог Авторы учебников и учебных пособий Родители

Вопросы Как обучать Как создать образовательную среду С помощью чего учить? Как проверить достижения образователиных результатов? Как организовать методическое сопровождение? Какие ресурсы задействовать?

Русский язык : цели изучения познавательная 1. Язык о целостной картине мира 2. Положения науки о языке социокультурная 1. Коммуникативная компетенция 2. Безошибочное письмо как показатель общей культуры человека

Литература Овладение навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами Формирование читательского кругозора

Математика как опорный предмет для изучения смежных дисциплин Математический язык Основы логического мышления Пространственное воображения Воспитание критичности мышления Интерес к умственному труду Философия и математика

Естественные науки Формирование целостной картины мира осознание места в нём человека на основе рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления

Технология – комплексный и интегративный учебный предмет Моделирование мысленная трансформация объектов расчёты вычисления( математика) использование средств художественной выразительности Знаково – символическое и логическое мышление

Задачи ступеней образования Начальная школа – научить учиться Основная школа – научить общаться Старшая школа – научить социализироваться ( профессиональный выбор)

Педагогическая деятельность системно организованная интегрированная в целостность, взаимодействующая совокупность людей, идей и средств, порождающих педагогический процесс и заранее заданный результат

Уровни практической деятельности современного педагога Операциональный уровень - выполнение отделиных технологических операций Тактический уровень –быстрая ориентировка в изменяющейся ситуации, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности Стратегический уровень - ориентация в окружающей среде, экономических, технологических и общественных отношениях

Распределение по уровням Операциональный уровень – педагог – исполнитель Тактический – педагог - деятель Стратегический – педагог – творец Какой педагог нужен современной школе?

Инвариантные стороны педагогической деятельности Познавательная - определяется объемом и качеством знаний Ценностно – ориентировочная - системой ценностных ориентаций в трудовой, нравственной, политической, эстетической сферах Преобразовательная деятельность Коммуникативная деятельность Эстетическая деятельность

Вопрос: Почему наблюдается низкая эффективность прямого воспитательного воздействия? Что нужно делать для изменения ситуации?

Ответ: опосредованное воздействие Жизненные примеры Пережитая ситуация Приобретённый опыт Мы не можем выработать за ребёнка систему ценностей, норм культурного поведения Основа – знания, умения, способности, Ценностные ориентации

Блонский П.П. Не давать ученику нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей

Национальная система позитивных ценностей и идеалов в стандартах нового поколения формирование ценностных ориентиров морально-этических норм у подрастающего поколения

Деятельность должна быть созидательной Здоровье физическое - естественное состояние организма Психическое – уровень и качество мышления Нравственное – моральные принципы, которые являются основой жизни человека в обществе

В.М.Розин Образование должно быть нацелено на создание такой полноценной жизненной среды( семиотической и практической), в которой происходило бы желательное для общества становление человека

никакой стандарт не сможет быть реализован, если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем "Учитель" современной школе нужна новая модель – «школа активного ученика».

Поляризация двух способов работы Усвоение определённого содержания знаний и конструктивного их порождения Постижение существующей реальности и творение новой

Интернет как одна из новых реальностей и форм жизни публичность и персональность одновременно орудие и средство деятельности техническая и естественная реальность (управляемая человеком и независимая от него)

Эпистемотека (по аналогии с «библиотека») Хранилище, в котором собраны и представлены на разных носителях (цифровых, бумажных, аудио- и видео -) передовые открытия, имеющее решающее значение для развития различных сфер науки и практики

Миссия новой системы образования Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства

спасибо за внимание