Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемipk.zabedu.ru
1 Культурная среда образования: философский аспект Международная научно – практическая конференция «Образовательная среда как фактор повышения качества образования» Грешилова Ирина Александровна к. филос.н. ГБОУ ДПО ЗабКИПКРО Чита, ноября,2011г.
2 Философия есть эпоха, схваченная в мысли (Г.Гегель) Особая форма познания, система обобщённых знаний и представлений о мире и существовании человека
3 Образование как социокультурный институт обеспечивает: устойчивость культуры духовность социальных связей и отношений личностное начало процессу передачи культурного наследия
4 Категория «образовательная среда» - изучение на протяжении последних десятилетий учеными как в нашей стране, так и за рубежом философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова и др.) конструирование образовательной среды (О.С. Газман, М.В. Кларин, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин и др.) «образовательная среда» в трактовке основоположников системы развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, В.И. Панов, Б.Д. Эльконин)
5 Из каких показателей складывается качественное (хорошее! ) образование? социальная и культурная среда, в которой проходит обучение общий образовательный и культурный уровень качество полученных знаний
6 Понятие «среда»: многообразие подходов культурная образовательная обучающая социальная социокультурная информационная
7 Ключевые вопросы, волнующие философов современности Как современное образование выполняет мировоззренческую и культурологическую миссию? Почему образование остаётся в стороне от важнейших мировоззренческих проблем современности?
8 Что влияет на развитие образования? 1. Улучшение качества взаимодействия основных потребляющих, производящих и управляющих структур 2. Упрочение позиций инновационных моделей
9 Что влияет на развитие образования? Изменение характера всей культурной среды образования
10 Культурная среда Совокупность условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности учащегося, педагогической культуры не только педагогов, но и родителей учащихся
11 Функционально – образующие компоненты культурной среды Информационный (вариативность учебного материала) Мировоззренческий (нравственная атмосфера) Коммуникативный ( равноправные отношения) Интерактивный (сотрудничество и сотворчество)
12 Образование ( словарь педагогических терминов ) Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)
13 Образование ( философский словарь) Духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека
14 В.М.Розин «Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы ещё недостаточно знаем»
15 Проблема бытия человека в современном мире Существование на разломе крупных исторических эпох в истории человечества Время становления постиндустриальной («техногенной», «информационной» цивилизации) Время опережающего развития науки и роста искусственного мира Расширение рамок индивидуальной свободы
16 Что должна учитывать современная модель образования? Знания, ориентированные на будущее Собственную траекторию развития каждого человека Способность личности ориентироваться в культурном измерении
17 Роль педагога в создании культурной среды - полифункциональный характер деятельности Отбор из многообразия имеющегося материала только значимого Сохранение в удобной для усвоения форме (различные виды учебно – познавательной деятельности) Трансляция культурного опыта
18 Приоритетные задачи педагогической деятельности Первая задача Трансляция из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем наиболее стабильных и нравственно ёмких мировоззренческих культурных ценностей
19 Вторая задача Целенаправленное обогащение индивидуальных и общественных духовных качеств социума качествами общегуманистическими через активный диалог культур
20 Третья задача ( наиболее ответственная в нравственном отношении!) Преобразование в необходимых случаях ценностных жизненных ориентиров, которые пришли в противоречие с социальной практикой Вопрос: как осуществить это в практической деятельности?
21 Ответ: Изменение мировоззрения, освоение культуры саморазвития Педагог Управленец Методист Психолог Авторы учебников и учебных пособий Родители
22 Педагогическая деятельность системно организованная интегрированная в целостность, взаимодействующая совокупность людей, идей и средств, порождающих педагогический процесс и заранее заданный результат
23 Инвариантные стороны педагогической деятельности Познавательная - определяется объемом и качеством знаний Ценностно – ориентировочная - системой ценностных ориентаций в трудовой, нравственной, политической, эстетической сферах Преобразовательная Коммуникативная Эстетическая
24 Какой педагог нужен современной школе? педагог – исполнитель (операциональный уровень) педагог - деятель (тактический) педагог – творец (стратегический)
25 Педагогическая деятельность - сопровождение человека в культуру «Образование – передача знаний, научение – передача умений, воспитание приобщение к ценностям» (М.С.Каган) В процессе усвоения происходит развёртывание предметного мира культуры
26 Философская притча (Юй Дань «Конфуций:от сердца к сердцу. Уроки Луньюя» Какие люди важнее всего? Какие из совершаемых дел самые важные? В какое время важнее всего заниматься делами?
27 Ответ на три философских вопроса: Самым важным является тот человек, который нуждается в помощи Самые важные дела те, что не терпят отлагательств Самое подходящее время для этого – текущий момент
28 Вопрос: Почему наблюдается низкая эффективность прямого воспитательного воздействия? Что нужно делать для изменения ситуации?
29 В.М.Розин Образование должно быть нацелено на создание такой полноценной жизненной среды ( семиотической и практической), в которой происходило бы желательное для общества становление человека
30 Образ современного педагога соответствие новым социальным ожиданиям мобильность способность к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию восприятие и создание инноваций обогащение педагогической теории и практики высокий уровень культуры
31 Что может гарантировать эффективность реализации инноваций, гуманизации культурной среды образования? Научно - методическое сопровождение Привлечение возможностей специалистов муниципальной методической службы Активизация внутреннего личностного потенциала субъектов образования
32 Миссия института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Поддержка и сопровождение процессов формирования и развития профессиональной компетентности педагогических работников и руководителей образовательных учреждений научно-методическое обеспечение процессов модернизации региональных, муниципальных систем образования и образовательных учреждений
33 Совершенствование модели повышения квалификации Проектирование новых способов деятельности Рефлексия деятельности Совместное решение профессионально значимых проблем
34 Благодарю за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.