Использование метода проектов в профессиональной педагогической деятельности Зверкова Анна Юрьевна, к. пед. н., доцент Новосибирского государственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История метода проектов Что мы понимаем под методом проектов Основные требования к использованию метода проектов Типология проектов.
Advertisements

Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
«Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» ПИППКРО Центр образовательных информационных технологий Составила Кацуба Ю.П.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Метод проектов Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить.
Метод проектов. История Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли.
Проектная деятельность. Содержание Проектная деятельность в образовании История развития метода проекотов Основные дидактические требования Типология.
Использование метода проектов в школе Ивашко И.В. МОУ СШ 8 Г. Искитим.
Метод проектов Учитель информатики: Волкова Л.В..
Метод проектов Отдел ресурсного обеспечения АРЦДО АО ИППК РО, 2011.
Доклад на тему: «Технология методов проектов» Исаенко А.В. МОУ Новохуторная СОШ 2010 год.
МЕТОД ПРОЕКТА Егорова Л.И., учитель информатики учитель информатики Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления Джон Дьюи.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Т.И.Шамова.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Метод проектов Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. МОУ СОШ с.Алферьевка.
Что такое проект подготовила Литвинова О.М., учитель русского языка и литературы.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Транксрипт:

Использование метода проектов в профессиональной педагогической деятельности Зверкова Анна Юрьевна, к. пед. н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета, к. пед. н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета, Зверкова Анна Юрьевна, к. пед. н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета, к. пед. н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск 2013

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. ( Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др., 2005). Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. ( Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др., 2005).

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В основе метода проектов лежит развитие критического мышления учащихся, развитие их познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Для реализации метода проектов необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формировать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно - следственные связи. В основе метода проектов лежит развитие критического мышления учащихся, развитие их познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Для реализации метода проектов необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формировать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно - следственные связи.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП ( б ) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько - нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе метод проектов активно и весьма успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП ( б ) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько - нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе метод проектов активно и весьма успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ

Требования к учебному проекту : Проблема проекта должна быть социально значимой – исследовательской, информационной, практической, затребованной « внешним » заказом. Планирование проекта : определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных лиц. Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта. Продукт является конкретным результатом проекта. Презентация продукта и защита самого проекта. Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы ( черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.). Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом. Требования к учебному проекту : Проблема проекта должна быть социально значимой – исследовательской, информационной, практической, затребованной « внешним » заказом. Планирование проекта : определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных лиц. Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта. Продукт является конкретным результатом проекта. Презентация продукта и защита самого проекта. Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы ( черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.). Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.

УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ : 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ( например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира ; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме ; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т. п.). 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ( например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы ; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий ; охрана леса в разных местностях, план мероприятия и т. п.). 3. Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая ) деятельность учащихся. 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ( например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира ; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме ; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т. п.). 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ( например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы ; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий ; охрана леса в разных местностях, план мероприятия и т. п.). 3. Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая ) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов ). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий : определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования ( использование в ходе совместного исследования метода « мозговой атаки », « круглого стола »); выдвижение гипотезы их решения ; обсуждение методов исследования ( статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов ( презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных ; подведение итогов, оформление результатов, их презентация ; выводы, выдвижение новых проблем исследования. 4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов ). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий : определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования ( использование в ходе совместного исследования метода « мозговой атаки », « круглого стола »); выдвижение гипотезы их решения ; обсуждение методов исследования ( статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов ( презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных ; подведение итогов, оформление результатов, их презентация ; выводы, выдвижение новых проблем исследования. УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ :

Метод проектов можно применять как обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций ( Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др., 2005). Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Метод проектов можно применять как обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций ( Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др., 2005). Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Прежде всего, определимся с типологическими признаками проекта ( Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др., 2005) 1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная ( практико - ориентированная ), ознакомительно - ориентировочная и пр. 2. Предметно - содержательная область : монопроект ( в рамках одной области знания ); межпредметный проект. 3. Характер координации проекта : непосредственный ( жесткий, гибкий ), скрытый ( неявный, имитирующий участника проекта ). 4. Характер контактов ( среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира ). 5. Количество участников проекта. 6. Продолжительность выполнения проекта. Прежде всего, определимся с типологическими признаками проекта ( Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др., 2005) 1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная ( практико - ориентированная ), ознакомительно - ориентировочная и пр. 2. Предметно - содержательная область : монопроект ( в рамках одной области знания ); межпредметный проект. 3. Характер координации проекта : непосредственный ( жесткий, гибкий ), скрытый ( неявный, имитирующий участника проекта ). 4. Характер контактов ( среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира ). 5. Количество участников проекта. 6. Продолжительность выполнения проекта.

ОБЩАЯ ЛОГИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Автор проекта, выбрав идею деятельности, конкретизирует ее в цели и задачах проекта, содержании системы занятий и коллективных творческих делах предметной недели. Автор проекта, выбрав идею деятельности, конкретизирует ее в цели и задачах проекта, содержании системы занятий и коллективных творческих делах предметной недели.

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя ( наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т. д.). Здесь уместна « мозговая атака » с последующим коллективным обсуждением. 3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Поэтому вводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах ( на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке и пр.). 6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование. 7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя ( наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т. д.). Здесь уместна « мозговая атака » с последующим коллективным обсуждением. 3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Поэтому вводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах ( на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке и пр.). 6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование. 7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРИРОВАНИЮ ПРОЕКТА

Требования к оформлению проекта составлены в соответствии с требованиями к муниципальным проектам г. Новосибирска Требования к оформлению проекта составлены в соответствии с требованиями к муниципальным проектам г. Новосибирска

1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Краткое изложение проекта, по 1-2 предложения на каждую часть, т.е. кратко обобщить, кто будет выполнять проект, почему и кому нужен этот проект, каковы цели и задачи, что получится в результате, как проект будет выполняться, сколько времени он будет продолжаться, сколько потребуется денежных средств. 2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В этом разделе необходимо кратко описать, что именно побудило педагога обратиться к выполнению данного проекта, почему этот проект необходим для образовательного учреждения, какую проблему он будет решать. Здесь педагог должен обосновать значимость проблемы, подтвердив это фактами и цифрами. Необходимо описать, какие цели ставит перед собой организация (личность, методическое объединение, самоуправление, актив и т.д.) для решения выбранной проблемы и какие задачи нужно будет решить для достижения поставленных целей. Данный раздел представляет собой последовательное перечисление целей и задач в конкретной и сжатой форме.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Этот раздел проекта включает обоснование цели проекта, охватывающей все содержание проекта. Задачи проекта – это шаги, которые необходимо предпринять для достижения основной цели проекта. 4. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ В данном разделе описывается стратегия и методы достижения поставленных целей. Механизм реализации проекта: то есть, как будут реализовываться цели и задачи, кто будет осуществлять действия, какие ресурсы будут использованы, как будет производиться отбор участников учебной программы или получателей услуг и т. д. Таким образом, в данном разделе шаг за шагом должно быть описано, что будет происходить в рамках данного проекта, кто будет это делать и кому конкретно эта деятельность будет адресована. Это один из самых объемных и подробных разделов проекта.

5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Здесь педагогу необходимо представить план-график выполнения запланированных мероприятий с указанием следующей информации: что и когда будет происходить, что в результате будет получено (с указанием количественных и качественных показателей) и на кого направлены результаты этой деятельности. 6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ В данном разделе подробно описывается, каким образом можно будет оценить достижение поставленных задач и намеченных результатов, как в ходе выполнения проекта, так и по его окончании. Заполняя данный раздел, автор проекта осуществляет педагогическую рефлексию успешности проекта по следующему алгоритму: разнообразие деятельности, ее содержание, методическое оснащение; мера активного вовлечения в разнообразие деятельности для развития способностей каждой личности; качество предметного результата образовательного взаимодействия; отношение автора проекта к благополучателям (стиль педагогического взаимодействия); осмысленность идеи гуманитаризации содержания образования автором проекта; методическая и технологическая подготовленность к реализации проекта.

7. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА Здесь необходимо указать, каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта (предусматривается ли продолжение работ по проекту по окончании срока действия внутришкольного гранта полная стоимость проекта, Имеющиеся (включая добровольный труд и натуральный вклад) и необходимые средства. 8. БЮДЖЕТ проекта Полная стоимость проекта, имеющиеся (включая добровольный труд и натуральный вклад) и необходимые средства. Бюджет должен быть составлен подробно и содержать расчет всех необходимых по проекту средств. Финансирование внутришкольных грантов предусматривается из привлеченных средств общественных организаций, Попечительского совета, и других, разрешенных законом источников.