Лики пустоты Нетрадиционный урок Смысл и значение пластических формул.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию Подготовил Влад Кузнецов 9 «Б» presentations.my1.ru.
Advertisements

Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Учебно-познавательный курс «Стили в искусстве». Египетское искусство исторический тип искусства, один из самых древних на Земле.
Презентация на тему:. План: Движение Пространство Время.
Перед художником стоит парадоксальная задача – передать на двухмерной плоскости трёхмерный, объёмный мир. Исключения здесь, конечно, бывают (плоские орнамент,
Библейские предания Сотворение мира Постовалова Г.М. МОУ СОШ 12 г.Ноябрьск ЯНАО.
История симметрии. Симметрия ( от греческого symmetria - « соразмерность ») - понятие, означающее сохраняемость, повторяемость, « инвариантность » каких.
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ Учитель: Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
Библия и в наши дни остается самой распространенной в мире книгой. Библия – собрание древних текстов – состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового.
6 класс 6 класс Учитель Москаленко Е.В.. Из истории перспективы Первые попытки перейти от плоскостного изображения к пространственному были сделаны в.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» 1470, 2009г.
Музей Домой Выход. Бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА Учитель: Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
1.Что такое миф? 2.Особенности мифов. 3.Мифы творения (космогонические). 4.Славянские мифы. 5.Египетские мифы о сотворении мира. 6.Греческие мифы о сотворении.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Геометризм, кубизм– супрематизм, абстракционизм – это такие направления в живописи, которые сводились к изображению геометрических фигур и всевозможных.
У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество, зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающей.
Презентация к уроку МХК (10 класс) по теме: Презентация по курсу МХК "Античность"
Первый день. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог.
Транксрипт:

Лики пустоты Нетрадиционный урок Смысл и значение пластических формул

Наше отношение к такому феномену, как Пустота, сформировалось во времена палеолита, который в истории человечества оценивается как событийное состояние. В мифологии «пустотный канон» воплотился в образе Хаоса, который предшествовал Бытию.

Наиболее часто в архаических мифах событийное состояние соотносится с водной стихией. Согласно «Текстам пирамид» первозданный хаос Нун – это Первоокеан. В шумерской традиции хаос представлялся пучиной, в которой находилась праматерь всего сущего Намму. В Библии упоминается о «надменных волнах» «моря-бездны» (Иов: 38-11). Бог Нун. Папирус «Тексты пирамид» на западном фронтоне погребальной камеры пирамиды фараона Униса V династия Древнего царства. Саккара Пустотность Небытия могла выражаться через тотальное отсутствие чего-либо. В древнеегипетском «Папирусе Бремнер-Ринд» говорится: «Не было еще неба, не было еще земли, не было еще суши». Образ небытия как «нулевое» состояние описан в «Ригведе»: «Было не было и Небыло тоже не было неба ни пространства ниже». Папирус Ахмеса (Папирус Бремнер-Ринд) Ригведа

Огромность океанских вод породила трактовку Хаоса как бездны – морской пучины, бездонной пропасти, неизмеримого пространства. В мифах острова Туамоту говорится: «И глубокая тьма была над пеной волн перед ликом бездны». Бездна как Пустота пространства присутствует в этимологии слова Хаос (греческое «χ ος» означает «зев», «зевание», «зияние», «разверстое пространство», «пустое протяжение»). Будучи небытием, Хаос в непроявленной форме содержал в себе одновременно все начала бытия. Он представлялся всепорождающим лоном, Единым и Целым, содержащим в себе Всё. В «Ригведе» говорится, что, «не дыша, дышало своим законом нечто единое». Атман в индийской философии определяется как «нерушимая всеединая целостность». О Дао сказано: «Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей». Наиболее наглядным образом Единого является Мировое яйцо. На абстрактном уровне Единое соотносится с Богом-творцом, который порождает вселенную из самого себя. В этом случае Пустоту можно рассматривать как присутствие Бога.

В книге Лао-цзы «Дао дэ цзин» (один из вариантов перевода: «Канон Пути и Совершенства») о пространственной пустоте Дао говорится как о принципе, определяющем суть вещей: «Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем». Пустота небытия связана с невидимостью. О том же Дао говорится: «Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым». Лао-цзы. 604 г. до н. э. – VI в. до н. э. Атрибутом первозданной Пустоты является также отсутствие формы, бесформенность, разъятость, произвольное и непредсказуемое смешение всего со всем. Лао-цзы называет Дао «формой без форм». Гесиод определяет Хаос как «угрюмый и темный», а стоящее рядом жилище Ночи – «густо одетым черным туманом». Однако встречается и прямо противоположное представление о невидимом – как о слепящем блеске или сиянии. В «Старшей Эдде» упоминается, что «бездна сияла». Гесиод. VIII–VII вв. до н. э. Королевский кодекс. Старшая Эдда Исландия

Овидий в «Метаморфозах» представляет Хаос как«нерасчлененную и грубую глыбу». Публий Овидий Назон 43 г. до н. э. – 17 г. н. э. «Аморфное состояние материи, исключающее не только предметность, но и существование стихий и основных параметров мира в раздельном виде» (В.Н. Топоров) внушало негативные переживания – страх, ужас, чувство одиночества. В «Брихадараньяка-упанишаде» говорится, что Атман, Мировой дух, или Абсолют, осознающий свое собственное существование и начавший творение с фразы «Я есмь», первоначально испугался своего одиночества в Пустоте. Этот древний ужас спустя тысячелетия звучит в стихах Ф.И. Тютчева: И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна! Эмпедокл (0 к. 492– ок. 432 г. до н. э.) считал, что первыми существами в мире были чудовища, получившиеся из случайного соединения разрозненных членов животных и людей, так как в хаосе: …выросло много безвыйных голов, Голые руки блуждали, лишенные плеч, Блуждали одинокие глаза, не имущие лбов. Угроза опустошения бытия и возврата его в событийное пустотное состояние сохраняется в космическом бытии. В «Книге мертвых» Атум- Ра грозится: «Я разрушу всё, что я создал. Мир снова превратится в Хаос (Нун) и Бесконечность (Хух), как было в начале». «Книга мертвых» Хунефера. Ок г. до н. э.

«Пустотный канон» в изобразительном искусстве основывается на базовых понятиях мифологии. В эпоху неолита Хаос был заперт в космическую форму сосуда. Небытие оценивалось отрицательно, поэтому пустотность хаоса изображали как предельную заполненность бесконечным количеством символов вод первичного океана. Неолитический сосуд ямочно-гребенчатой культуры Кубок из Ледце Культура колоколовидных кубков. Чехия Дипилонские вазы геометрического стиля сплошь покрыты меандрами. Характерно, что воды на сосудах пустынны. Изображение человека появляется на них только начиная с энеолита. В японской керамике дзёмон волнами вздыблена верхняя кромка сосудов, а на стенках представлено хаотичное брожение водной стихии. Большие дипилонские вазы и коринфские сосуды про то геометрического стиля Сосуды стиля кацудзаки. Эпоха Среднего Дзёмона

В искусстве цивилизаций Древнего мира на Пустоту было наложено табу. Пространство созидалось посредством заполняющих его предметов. Искусство Древнего мира не знало пауз между изображениями. Архитектурные сооружения Индии и Мез о америки сплошь покрыты скульптурой. В народном искусстве защитный орнамент покрывает всё – дом, предметы быта, одежду. Храм Солнца в Конараке XIII в. Индия Рельефы на храме Пернатого змея 700–900. Шочикалько, Мексика

Древние греки концентрировали всю вселенную в изображении человеческого тела. В их искусстве понятие пустотности Хаоса первоначально воплощалось в виде хронических существ, составленных из несогласованных друг с другом частей. Добытийные чудовища типа горгоны Медузы в представлении мастеров архаики были устрашающими в своей безобразности. Перевод отсутствия формы в категорию ее безобразия утверждал наличие формы. Трехголовый Тифон. VI в. до н. э. Парфенон, Афины Фронтон храма Артемиды на о. Корфу. Фрагмент. Начало VI в. до н. э. Восточный фронтон Парфенона. V в. до н. э. Афины В эпоху классики Хаос приобретает прекрасные формы. На фронтоне храма Зевса в Олимпии он обозначен фигурами речных божеств, чья принадлежность к инобытию отмечена только периферийным положением. В Парфеноне хаос вообще вынесен за скобки – о нем напоминает лишь фрагментарность фигур коней, которые выносят Гелиоса из вод Океана.

При переходе от мифа к ранним формам философии в вопросах вещно-материального заполнения Пустоты происходит разделение на западную и восточную парадигму. Ключевым в этом разделении становится отношение к «началам и концам». Уже античное мышление вытесняет хаос на периферию Космоса, разрывая начала и концы, противопоставляя их как несовместимость жизни и смерти. Это ведет к такому же противопоставлению событийной пустоты и материального бытия. Акцент на материи, предметное, вещное заполнение вселенной придает античному Хаосу трагичность, так как в нем «предельное разряжение и распыление материи – это вечная смерть для всего живого» (А.Ф. Лосев).

В восточной традиции даосизма нет противопоставления бытия и небытия как чего-то окончательного, они постоянно перетекают друг в друга. Возникшая из Хаоса Великая Пустота Дао не исключается из организованного космоса, а является первопричиной становления и всех его трансформаций. Мышление пустотой порождает особую архитектуру, в которой ничто не препятствует свободному течению, бытию и трансформации потока пустоты – Дао. Опоры и раздвижные стены-экраны в даосистских храмах не оформляют пространство. Предельным выражением парадигмы Пустоты являются ворота-тории, свободно стоящие посреди пустынных вод и пространство-пустота в классической китайской живописи. Дао Цзи Весна на реке Мин 1695 Тория Фотография

В архитектуре и изобразительном искусстве западной парадигмы пространство как таковое без вещного заполнения первоначально отсутствовало. Для сложения архитектурного паттерна пустоты большое значение имела пифагорейско-платоновская традиция в философии. Пифагор распространил математические принципы на Космос. Платон ввел понятие геометрического пространства. Элементы феноменального мира по платоновской теории

Для развития западной архитектурной мысли в платоновской философии важными являются два положения: производность пространства от геометрии его материального окружения и его связь с трансцендентным миром. На основе этих двух положений Пустота внутреннего пространства в римской и раннехристианской архитектуре осмысливается как знак трансцендентного присутствия Бога. В интерьере римского Пантеона мы видим все еще античную модель космоса в форме шара. В раннехристианских базиликах материальная оболочка стен постепенно дематериализуется и на первый план выступает чистая метафизика абстрактной линии, с помощью которой создается инобытие божественных сущностей. Трансцендентная суть Пространства как знака божественного присутствия доведена до совершенства в Софии Константинопольской. Дж.П. Панини. Интерьер римского Пантеона. 1732Интерьер базилики св. Йиржи. Прага Интерьер собора Святой Софии 532–537. Стамбул )

Изобразить Пустоту первыми отважились византийские мастера константинопольской школы, которые были ближе к пониманию абстракции неоплатонизма. Для них светоносная пустота золотых мозаик была равнозначна идеальному миру бытия Бога. В готическом соборе присутствие божественных сил реализуется через придание Пустоте динамических свойств. Вертикальная динамика рвущегося от земли пространства сопрягается со световой динамикой имматериального цвета. Интерьер базилики Сан-Витале. 527–548. Равенна Интерьер Реймского собора. XIII в.

В эпоху Ренессанса материя восстанавливается в своих правах. Она возвращает себе свои пластические и тектонические качества, однако теряет свойства порождающей основы пространства. Пространство приобретает самодостаточность как единственный носитель закономерностей собственной организации и структурирования. В архитектуре знаком этого становится двухцветная система Брунеллески или ордерная сетка, накладываемая на стену. Ф. Брунеллески. Плафон церкви Сан Лоренцо IV–XV вв. Флоренция Джотто. Благовещение. Капелла Скровеньи Падуя В капелле Скровеньи Джотто впервые изображает абсолютно пустое пространство. Пустота нарисованной над сценой Благовещения капеллы в силу абсолютной правильности, ясности и абстрактности своего перспективного построения переживается как знак присутствия Святого Духа.

Пустые интерьеры ван Эйка опредмечивают незримую связь персонажей с высшими силами. Более поздним отголоском этой концепции являются напоенные светом безлюдные интерьеры малых голландцев и Я. Вермера. Я. Вермер Делфтский. Женщина, заснувшая за столом. 1657Я. Ван Эйк. Портрет Джованни Арнольфини и его жены. 1434

При сохранении в целом трансцендентных смыслов акцент в работах ренессансных мастеров постепенно переносится на трактовку Пустоты как идеальной среды существования человека. Пустые небеса за спиной Христа в «Тайной вечере» Леонардо и за спиной св. Себастьяна в картине А. да Мессины становятся символом трагического одиночества героев. Рафаэль. Афинская школа Л. да Винчи Тайная вечеря 1498 А. да Мессина. Святой Себастьян. 1477

В эпоху барокко происходит осмысление опасности пустоты пространства как независимой стихии. Пустота впервые становится знаком тревожного напоминания о присутствии в мире неких непостижимых и грозных сил. В «Менинах» Д. Веласкеса пустое пространство огромного зала нависает над уютным миром испанской инфанты неясной угрозой фатума. Веласкес заменяет лица людей их смутными отражениями в глубинах зеркала, которое отныне становится символом прорыва ложных пространств Ничто в реальность. Д. Веласкес. Венера с зеркалом. 1648Д. Веласкес. Менины (Фрейлины). 1657

В классицизме тема Пустоты чаще всего сопрягается с мотивами конца мира и смерти. В картине «Зима» Н. Пуссен соотносит временный сон природы с библейским Потопом. Пустота, подобно надгробной плите, воздвигается над мертвым телом Марата в картине Давида «Смерть Марата». Черный прямоугольник дверей смерти поглощает скорбное шествие умерших в надгробиях Кановы. Н. Пуссен. Зима (Потоп) Ж.Л. Давид Смерть Марата 1793 Надгробие Кановы 1822

У романтиков актуализируются понятия бездны и пустыни. Пространственные параметры бездны намечены в стихах Ф.И. Тютчева: «Над вами светила молчат в вышине, Под вами могилы – молчат и оне». А нравственные параметры обозначены в знаменитом изречении И. Канта: «Две вещи наполняют душу… удивлением и благоговением – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». К. Фридрих. Утренний туман в горах К. Фридрих Храм Юноны в Агринте 1830

О. Кипренский. Портрет А.О. Смирновой Ф. Гойя. Портрет Франциски Гарсиа 1808 Для романтиков субъективистского направления актуальны мотивы несоизмеримости бездн макро и микромира. В стихах М.Ю. Лермонтова «пустыня внемлет Богу», а отнюдь не человеку, в чье одиночество вторгается «ничто» душевного опустошения («Уж не жду от жизни ничего я»). Параллелью данной позиции в живописи являются поздние портреты О. Кипренского. Ф. Гойя. Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г. В картинах Ф. Гойи люди не страшатся прямо смотреть в лицо ночи и безликой пустоты, несущей смерть. Для них встреча с небытием становится вершиной жизненных свершений, проявлением полноты бытия.

Абсолютное «ничто» воплощено в бездне пустого взгляда на портретах душевнобольных кисти Теодора Жерико (1882–1883) Сумасшедшая и азартный игрок Сумасшедшая старуха, страдающая от зависти Мужчина, воображающий себя полководцем Клептоман

У русских художников XIX века пустота обретает социальное звучание нравственных поисков. И. Крамской и Н. Ге уводят своих героев в пустыню или в пустоту ночи для свершения нравственного выбора. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857 И. Крамской Христос в пустыне 1872 Н. Ге. Христос в Гефсиманском саду. 1888

В работе В. Верещагина «Панихида» земля становится безлюдной в силу ложности сделанного властями выбора. Пустоту как экзистенциальное свойство русской земли рассматривает И. Левитан В. Верещагин. Побежденные. Панихида И. Левитан. Над вечным покоем В пустыне бескрайнего поля должен сделать свой выбор и богатырь В. Васнецова В. Васнецов. Витязь на распутье. 1882

В искусстве европейских художников реалистического направления XIX–XX вв. превалирует трактовка пустоты как трагедии индивидуального одиночества. Э. Дега. Семейство Беллели. 1860–1862 Э. Дега. Площадь Согласия П. Пикассо. Трагедия. 1903П. Пикассо. Старый гитарист. 1903

В искусстве символизма конца XIX в. Пустота трактуется как вместилище экзистенциальных тайн бытия. Она сопряжена со сверхъестественными видениями судьбы. О. Редон Ангел судьбы Ф. Кнопф. Покинутый город Ф. Купка Путь тишиы

В начале двадцатого века под влиянием восточной культуры в европейское искусство входит понятие Великой Пустоты Дао. Воплощением творящей и одновременно поглощающей бытие субстанции стала пустотность изначальной плоскости картины. В поздних работах К. Малевич создает трагический образ «пустых рук». Б. Ньюмен. Onement I К. Малевич. Автопортрет. 1933К. Малевич. Работница К. Малевич Черный квадрат 1915

У С. Дали прозрачные дали пустынного морского берега создают ощущение измененного сознания. В творчестве Р. Магритта одним из символов «Ничто» становится «Человек в котелке». С. Дали Сон приближается 1931 Р. Магритт. Месяц сбора винограда Р. Магритт Перенос 1966 Пустынные пейзажи и интерьеры в сюрреалистической и метафизической живописи создают особую среду для фантомных игр подсознания. Дж. де Кирико Красная башня 1913

Гибельность «пустого множества» обнаружилась в творчестве Энсора и Мунка. Д. Энсор. Въезд Христа в Брюссель Э. Мунк. Распятие Россыпь одинаковых точек своей дискретностью дематериализует форму и уничтожает сам объект изображения в картине П. Клее. Разъятая на части биоморфная масса в картине С. Дали «Осенний каннибализм» пожирает самое себя. П. Клее. Воспоминание о птице С. Дали Осенний каннибализм

Д. Хёрст. Хроники рака В инсталляции Д. Хёрста тринадцать черных прямоугольников, восходящих к работам К. Малевича и Э. Рейнхарда, выложены из мириадов мух. Врата в иное измерение космических пространств превращаются в зев Повелителя Мух и смотрят на зрителя ликом абсолютного распада. Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Е. Медковой Журнал «Искусство» 3/2012