Консультация психолога для педагогов и родителей: «Развивающие прогулки с детьми в парке…» или «Как научить ребёнка слушать, видеть, чувствовать, коллекционировать…»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 Петродворцового района Санкт-Петербурга Автор: Крюкова С. А. воспитатель.
Advertisements

Познавательно -экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
Выполнили: Воспитатели I категории МДОУ 13 г. Новотроицк О.П. Мочалина Л.В. Юшинева.
Классный час во 2 классе. Цели: Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это,
«Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму» Проект «Есть ли вода внутри растений?» Воспитатель: Скакодубова И.А.
Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида п. Красное» Воспитатель: Красикова Ирина Владимировна.
Формирование экологической культуры у детей через проектно-исследовательскую деятельность.
Подготовила: музыкальный руководитель Кушкина Ирина Александровна Развитие музыкального слуха Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил.
Старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет Группы 1 Воспитатель: Юрченко О. А.
5 а класс 13 человек ответы Кто глава в вашей семье ? Мама 5, бабушка 4, папа 4 Чем ты огорчаешь своих родителей оценками –5; поведением 3.
«Что слышу – забываю, что вижу – я помню, что я делаю – я понимаю» Конфуций С самого детства ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира,
Консультация для родителей «Как провести выходной день с детьми» Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной.
Сочиняем волшебную сказку. "Солнечный зайчик"
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Родительское собрание по теме: « Как помочь ребенку стать внимательным»
Урок по курсу «Окружающий мир» (УМК «Школа 2100» 1 класс Учитель: Чистобаева Ирина Вячеславовна МОУ СОШ 4 города Костромы 2010год.
Мир цветов и насекомых. Цель тематической недели: формировать и расширять элементарные представления детей о насекомых и цветущих растениях, об особенностях.
Изобразительное творчество дошкольников Зачетная работа Головиной Елены Викторовны Куратор группы: Челак Е.Н.
Транксрипт:

Консультация психолога для педагогов и родителей: «Развивающие прогулки с детьми в парке…» или «Как научить ребёнка слушать, видеть, чувствовать, коллекционировать…»

Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпрепровождения - пассивная роль малыша, когда он выступает, в основном, в роли потребителя информации. Ему не нужно ничего искать, все желаемое можно получить в готовом виде, достаточно лишь нажать нужную кнопку. Конечно, передачи о животных, о природе других стран привлекают внимание ребёнка, расширяют его кругозор. Но согласитесь, что между красочной картинкой на телеэкране и реальным лесом, лугом, существует большая разница. Почему? В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи, звуки. Мы можем дотронуться до цветка и почувствовать его хрупкость, ощутить шероховатость старой коры дуба. Все это очень важно для развития всех органов чувств растущего человечка, его эмоций. К тому же от долгого просмотра телепередач накапливается психологическая усталость, в то время как общение с природой всегда дает заряд бодрости и здоровья.

Учимся слушать… В лесу, на лугу, у реки обитает множество жителей, которых мы часто не замечаем. А ведь наблюдения за ними очень привлекательны для ребёнка, особенно городского. Конечно, если во время отдыха на поляне вы включите на всю громкость магнитофон, то птичьего пения ваши дети точно не услышат, так как громкие звуки отпугивают животных. Уметь слушать тишину природы - это тоже искусство. Она совсем другая, чем в городе. В лесу, на озере множество незнакомых нам шорохов, криков, стуков. Попробуйте вместе прислушаться к окружающему и угадать, кто или что издает разнообразные звуки? Попытайтесь выяснить, где сидит дятел, который громко долбит сосну, послушайте, как стрекочет кузнечик в траве, кукует кукушка, о чём поют птицы, одинаково ли шелестят листьями берёза и дуб. О чём они рассказывают нам? Какую песню исполняют лягушки? (Между прочим, их песни нередко звучат не хуже соловьиных.) Кто шуршит в траве? Забавные звуки можно услышать, приложив ухо к старому, пустому внутри дереву, постучав о его ствол. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребёнка новый мир звуков.

Учимся видеть… Cмотреть на природу и видеть её - это не одно и то же. Часто, выезжая в лес, мы первым делом приступаем к приготовлению и поглощению пищи, проводя все время возле костра, автомобиля и самодельного стола. А вот дети сразу идут исследовать окружающий мир: залезают в лужу, отважно штурмуют заросли кустарников, взбираются на пенёк, радуются порхающей бабочке и ползущему жуку. Правда, мы не всегда одобряем их действия или просто их не замечаем. А напрасно: ведь, наблюдая, ребёнок превращается в исследователя, развиваются его органы чувств, мышление, он пытается понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в этом возрасте. Поддержите его в этом! Возьмите с собой на отдых лупу, бинокль. Рассматривание муравьёв или листиков через увеличительное стекло приводит ребёнка в восторг, да и взрослого не оставляет равнодушным. Бинокль же поможет разглядеть птицу, верхушку дерева, гнездо – объектов найдется достаточно. Постарайтесь научить ребёнка видеть красоту окружающего мира: и отдельного цветка, и бабочки, и солнечного заката или восхода. Обращайте внимание ребят на то, как природа богата красками и их оттенками, как многообразен окружающий мир: в нём есть место не только людям, но и бабочкам, стрекозам, деревьям и цветам, белочке и ёжику, дождевому червяку и кроту. Почаще говорите: "Посмотри, как красиво!" или "Посмотри, как интересно!"

Учимся чувствовать… Но, общаясь с природой, не стоит ограничиваться лишь этими выражениями. Воспринимать природу можно и нужно не только глазами: предложите ребенку определить, чем отличаются деревья или кустарники по запаху, на вкус, на ощупь. Или подведите к нескольким деревьям - пусть определит "свое". Чувствовать природу тоже надо уметь. Уже перед путешествием в лес, на реку попробуйте вызвать у вашего спутника ощущение чего-то праздничного, необычного. Природа полна тайн и чудес, именно так и воспринимает ее маленький ребенок, если находит поддержку у взрослых. Скажите, что сегодня он увидит и услышит совсем другой мир, другие краски, другие звуки, откроет секреты природы. Попробуйте определить вместе с ним "настроение" птицы (леса, дерева): какое оно сегодня - грустное или веселое?

Коллекционируем Даже взрослый человек по натуре - собиратель, не говоря уже о детях! Любой ребёнок во время прогулок собирает и периодически приносит в дом совершенно бесполезные (на взгляд взрослого) вещи: грязные камни, кусочки коры, ветки, шишки. При этом он с восторгом показывает всё свое богатство папе или маме, взахлёб рассказывая, где и что он обнаружил. Как правило, не дослушав сына или дочь до конца, мы строго говорим: выбрось всю эту гадость, помой руки и лучше займись делом (почитай книгу, пообедай, - вариантов множество). Блеск в глазах исчезает, и если взрослый пользуется авторитетом, то со временем у ребёнка исчезнет и интерес к окружающему. А ведь в этом случае как раз и проявляется одно из естественных свойств человека - тяга к собирательству. Для того, чтобы найти что-нибудь интересное, надо быть наблюдательным, внимательно изучить окружающий мир, уметь сравнивать найденные предметы, отбирая их по определённому признаку. Нужно увидеть необычное в обычном. И мы должны поддерживать это замечательное детское качество! Для того, чтобы направить активность ребёнка в нужное русло, предложите ему создать ряд коллекций, причём объекты для коллекционирования он должен выбрать по своему усмотрению. Коллекционирование развивает мышление: ему приходится классифицировать объекты, раскладывая их в коробке определённым образом, сравнивать, выделять основные признаки, трогать руками (развивается и моторика рук). К тому же формируется целеустремленность, способность сосредотачиваться на определённом виде работы, усидчивость. Все эти качества крайне важны для дальнейшей, успешной учебы.

Прекрасный объект, для коллекционирования - природный материал: шишки, камни, ракушки, семена растений и, конечно, листья. Желая пополнить свою коллекцию, ваш отпрыск будет стремиться на прогулку. К тому же от вас лично эта коллекция не потребует финансовых затрат, понадобятся только ваше время и участие. Формирование коллекции, рассматривание её объектов - это прекрасный повод для сотрудничества, общения, разговоров (а значит, и развития речи). Кроме того, ребёнку всегда хочется узнать, как называется то, что он нашёл. Не спешите с ответом, дайте возможность сыну или дочери самостоятельно (или с вашей помощью) определить название камня, растения по красочной энциклопедии. Крайне важно еще до школы выработать желание и умение искать информацию в литературе, научить работать с книгой.

Экспериментируем Даже совсем маленький ребёнок активно экспериментирует, познавая мир: лезет в кашу руками, бросает на пол игрушку. Экспериментирование, опыты, наблюдения – деятельность, которой дети охотно занимаются и которая дает очень многое для развития. Одна из важнейших задач - это становление мышления. Именно поэтому экспериментирование с природными материалами должно быть доступно каждому ребёнку. Конечно, это создаст для вас дополнительные хлопоты. При проведении опытов Может рассыпаться песок или разлиться вода, но вы можете сразу договориться О совместном поддержании порядка в его уголке. Экспериментировать можно как в помещении, так и на улице, во время летних путешествий или посещений загородных дач. Выделите для этой цели небольшой уголок в комнате или на даче (в лесу найти место для Исследований несложно). Приготовьте столик, за которым можно работать. Накройте его клеёнкой или же поставьте небольшой поднос для природного материала. Оборудование для проведения опытов не потребует затрат: возьмите стаканчики разного размера - из-под йогурта, сметаны, емкости из-под фруктов, пирожных, палочки от мороженого. Не пожалейте денег на небольшую лупу или детский микроскоп - это позволит ребёнку открыть новый мир. Чтобы было интересно, предложите своеобразную игру: превратиться в учёного и провести ряд исследований в природе и в собственной лаборатории. Детям очень нравится такая игра. Экспериментировать можно с песком, глиной, водой, камнями, шишками. Этот материал несложно собрать во время прогулки в парку, в лесу, на реке.

Однако животных для этих целей использовать нельзя. Дошкольник воспринимает зверей, птиц на равных, сопереживает им, но не проводит над ними опыты. Конечно, он может "работать" в своей лаборатории самостоятельно, но для большей эффективности периодически обсуждайте с ним результаты его наблюдений. Часть опытов ваши сын или дочь проведут под вашим руководством. Расскажите, что именно вы бы хотели сегодня предложить ему в качестве задачи (например, проверить, может ли плавать камень). Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты Своих действий. Перед началом эксперимента обсудите гипотезу: что нужно сделать? Что произойдет во время опыта? Какие результаты мы получим? Почему? Побуждайте ребёнка как можно больше говорить. Пусть он (если нужно, то с вашей помощью) сформулирует выводы: что нового ему удалось выяснить? Что доказать? Очень важно связать результаты экспериментов с повседневной жизнью. Сделать это можно при помощи различных творческих заданий.

Никакие пластмассовые игрушки не дадут такого разнообразия тактильных ощущений, как природа. Можно посчитать шишки, составить узоры из камешков или картины из сухих листьев, создать желудевого человечка. Можно играть, мысленно превращая камни и шишки в сказочных героев и животных и сочиняя сказки, строить из природного материала дома и города, экспериментировать с песком и глиной. Главное, чтобы все эти виды деятельности ребёнка нашли у вас понимание и поддержку. Итак, развивать ребёнка и готовить его к школе можно не только проводя классические занятия дома, но и гуляя в парке, сквере, во время отдыха в лесу и на даче, особенно летом… Хороших и полезных Вам совместных с детьми прогулок!