Хитон На Своих иконах Господь обычно бывает облачен в характерные для периода Его земной жизни одежды: хитон и гиматий Прорись с иконы XVI в. ХИТОН иначе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
Advertisements

«Благо-телесный…со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду,
Иконогра́фия Иису́са Христа́ совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа Иисуса Христа.
Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Выполнила Комарова Екатерина Учитель Галюзина Анна Александровна.
Образ Христа в иконописи Образ Христа сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлинённым.
В Византии икона Богородицы Никопеи считалась защитницей императорского дома. Греция Грузия.
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса Учимся читать икону.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
- воспевает Святая Церковь. Матерь Божия ходатайствует пред Сыном Своим о каждом, кто прибегает к Ее заступничеству, взывает к Ней о помощи.
РОССИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МОЗАИК И ФРЕСОК XI-XVII ВЕКОВ.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
Прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе Выполнили: Гусев Александр Крюков Евгений Учитель: Тимофеева Татьяна Михайловна Муниципальное общеобразовательное.
Символика архитектуры православного храма. Крестово- купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной.
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
Иконы Богоматери.. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век.
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
Середина V в. Баптистерий Равенна, Италия Мозаики в куполе.
Транксрипт:

Хитон На Своих иконах Господь обычно бывает облачен в характерные для периода Его земной жизни одежды: хитон и гиматий Прорись с иконы XVI в. ХИТОН иначе одежда, риза (Исх 29:5, Ин 19:23) - нижняя одежда у Евреев, как у мужчин, так и у женщин; она составляла также нижнюю одежду у священников и левитов (Исх 28:40). Надевалась она на голое тело как рубашка и была с рукавами. Хитон Господа Иисуса Христа, о котором бросили жребий воины при Его распятии, был не сшитый, а весь тканый сверху и, как говорит предание, руками Богоматери.

Клав Перевод с иконы XVII в. На правом плече хитона изображается клавий, или клав, - нашивная вертикальная полоса – знак патрицианского достоинства. Клав в одеяниях Иисуса Христа – символ чистоты и совершенства человеческой природы. Еще клав трактуется как знак посланничества, признак особогй мессианской роли Спасителя.

Гиматий Перевод с иконы XV-XVI вв. Гиматий – прямоугольный кусок ткани в виде плаща. Он использовался в качестве верхней одежды

Традиционно хитон Спасителя имеет оттенки красного цвета, а гиматий – синего. Сочетание этих двух цветов символизируют земную – человеческую и небесную - Божественную природы Спасителя

На некоторых иконах Господь изображается в одеяниях, присущих Ему как Царю и Архиерею – в далматике (подобие царской мантии), саккосе и с митрой или короной на главе. ДАЛМАТИКА (лат. dalmatique - мантия) - узкая длинная одежда с широкими рукавами из плотной ткани, надеваемая поверх туники. Часто украшается оплечьем, передником и подельником. В далматике изображают архангелов и царственных особ. САККОС (греч. σακκος - мешок, грубая ткань, рубище) - нижнее облачение епископов, близкое к стихарю, но короче его и украшен звонцами. Означает одежду печали и смирения. Звонцы саккоса означают благословение слова Божия, исходящее из уст епископа.

МИТРА (греч. μιτρα - повязка) - парчовый головной убогр священнослужителя, часть облачения архимандритов, протоиереев и архиереев (епископов). Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время боггослужения изображает Царя Христа и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель.

Часто встречаются изображения Спасителя, вписанные в мандорлу. Мандорла (итал. миндалина) – в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображается Христос и Богоматерь во славе.

«Спас на убрусе» с предстоящими г. Воздух.

Первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудесно запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. История Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа

Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного образа, или иначе «Спас Нерукотворенный» встречаются очень часто. IV век. Ватикан Икона Спас Нерукотворный (или иначе Мандилион) из храма Сан-Сильвестро ин Капите находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, считается одним из ближайших списков с легендарного "оригинального" Нерукотворного Образа Христа, посланного Авгарю.

На иконе «Спас Нерукотворенный» изображен только Божественный лик Спасителя г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород, Фреска восточной подпружной арки

Лик Господа либог просто вписан в нимб, Конец 12 века

либог изображается на убрусе, Нач. XIII в. В собогрной ризнице в Лане (Франция) хранится икона - "Святой Мандилион" или "Святой Лик из Лана". Кириллическая надпись "бразъ Г[о]сп[о]д[е]нь на убрусѣ" свидетельствует о славянском происхождении образа.

а иногда убрус держат Ангелы. Алтарная икона из церкви Илии пророка в Ярославле. Вторая треть XVII в.

Существует празднование в честь Нерукотворного образа Спасителя, которое совершается 29 августа (16 по старому стилю) Ярославль Первая половина XIII в.

По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви XI в. Собогр святой Софии, Киев, Украина. Мозаика центрального купола собогра.

Позже этот образ стали писать на иконах. Одна из древнейших и известнейших икон Христа Вседержителя из монастыря св. Екатерины на Синае. Датируется икона у различных авторов по-разному: от периода основания монастыря (IV в.), до начала VIII в.

Икона Спаса Вседержителя – это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Ярославль Середина XIII в.

Правой рукой Он благословляет, гг. Икона письма митрополита Иоанна Зографа

а левой держит, как правило, открытое Евангелие, Последователь Рублева Москва Вторая четверть XV в.

Двусторонняя икона-таблетка Новгород Конец XV начало XVI вв. в котором написан евангельский текст: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы»

Москва Первая четверть XVI в. или «Аз есмь свет миру: ходят по Мне не иметь ходит во тьме, но иметь живот вечный»

Перевод с иконы XVIII в.

Фреска в римских катакомбах святых Петра и Марцеллина изображает Христа на троне с предстоящими апостолами Петром и Павлом. Рим, III в. На иконе «Спас на Престоле» Господь Иисус Христос изображается так же, как и «Спас Вседержитель», только в полный рост и сидящим на Престоле.

Фреска собогра Протата в Карее, Афон. Мануил Панселин. XIII в. И если на иконе «Спас Вседержитель» Господь – Творец и Создатель всего сущего, всемогущий Владыка мира, то на иконе «Спас на Престоле» Он уже его Судия.

Балканы (?) XIV в. Происходит из иконостаса Успенской церкви села Кривое. В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к апостолам, говорит : Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф. 19, 28)

Москва. Последняя четверть XIV в. Благовещенский Собогр Московского Кремля Кроме обычного изображения Спасителя на Престоле, существует иконописный тип, именуемый «Спас в силах».

Андрей Рублев c помощниками 1408 г. Из деисусного чина Успенского собогра во Владимире На этих иконах Спасителя, сидящего на Престоле, окружают «силы».

Андрей Рублев 10-е годы XV в. «Силы» – символические знаки в виде трех ромбогв, вписанных один в другой, указывающие на полноту Его Божественной власти над всем миром – вещественным и духовным.

Прорись с иконы XVI в. Если присмотреться внимательнее, то можно разглядеть в «силах», окружающих Спасителя, лики Ангелов.

Псков XIII в. Происходит из церкви Николы от Кожи в Пскове (XIX в., на месте бывшего монастыря), куда попала из какого-то боглее древнего храма. Иконы «Спас на Престоле» и «Спас в силах» обычно помещаются над Царскими вратами, в центре деисусного ряда, отчего часто называются «Деисус» (Моление)

Справа от Спасителя в этом ряду расположен образ Богоматери, а слева – Иоанна Предтечи, а также пророков и апостолов, в молитве простирающих руки к Господу. около 1551 г.

Перевод с иконы XVII в.

Особый род деисусной композиции - т. н. "ангельский деисус", изображение Предвечного Младенца Спаса Эммануила с архангелами. Владимир. Конец XII в. Иногда Спаситель изображается в отроческом возрасте. Такое изображение называется «Спас Эммануил».

Спас Эммануил на престоле. Ярославль. Конец XVII в. В Евангелии от Матфея Ангел Господень, явившись праведному Иосифу Обручнику, говорит ему о рождении Спасителя от Девы Марии: Рождшее богсса в ней от Духа есть Свята: родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Той бог спасет люди Своя от грех их. Сие же бысть, да сбудется речное от Господа пророком, глаголющим : се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказуемое: с нами Бог.

Ушаков Симон Федорович 1697 г. Образ «Спаса Эммануила» обычно помещается в куполе храма.

Один из боглее редких вариантов образа «Спас Эммануил» - «Недреманное Око» Роспись собогра Протата в Карее, Афон. Мануил Панселин. XII в.

Рыбинск. 14 век Образ изображает Эммануила, возлежащего с открытыми очами на ложе, к которому подлетает Ангел с орудиями страстей.

Спас Недреманное Око - символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт. XLIX, 8-9, Откр.V, 5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств, среди которых сон с открытыми глазами. Середина XVI в.

Роспись одного из малых куполов пятиглавого Троицкого собогра Троицкого Макариева Желтоводского монастыря

Это ангельский образ Сына Божьего Христа до воплощения, до прихода к людям, в котором Он предстает как Великого Совета Ангел. Середина XVII в. Иван Дьяконов

Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной – опущенные крылья, нимб с восьмиконечной звездой, как у Саваофа, по сторонам – инициалы Иисуса Христа.

Христос изображается или в ангельском чине, как юноша в белой далматике с оплечьем и широким рукавом, или облаченным в саккос как Великий Архиерей. Икона из Московской Духовной Академии, Сергиев Посад. XIX в.

В виде Ангела Христос изображается и на иконах

Вторая половина XVI в. Собогр Святой Софии, Новгород Храмовая икона собогра

На иконе Христос изображается в соответствии с текстом Апокалипсиса: И иметь на ризе и на стегне своем имя написано: Царь царем и Господь господем… на главе Его венцы мнози… И из уст Его изыди оружие остро (Откр. Гл. 19)

А.И. Казанцев г. Христа пишут в красной мандорле, облаченным в далматику, со множеством диадем, образующих тиару, со скипетром, завершенным крестом, в левой руке, правая рука в благословляющем жесте, от левого плеча в сторону направлен меч.

Сюжет иконы связан с текстом тропаря, поющегося на литургии Преждеосвященных Даров вместо Херувимской песни: «Ныне силы Небесные с нами невидимо служат, себег входит Царь Славы…» Критская школа, конец 16 века

На такой иконе изображается один Христос. Тело Его по пояс стоит во гробе, голова низко опущена г. Антиминс. Ставроникитский монастырь, Афон

Невьянск (?) Конец XVIII первая четверть XIX вв. Если позади Его поддерживает Богоматерь, то икону называют « Не рыдай Мене Мати »

Великий Архиерей - одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя.

Конец XVII в. На образе «Великий архиерей» в соответствии с текстом 109-го псалма, Господь предстает как Первосвященник Своей Церкви, облаченный в саккос с омофором.

Конец XII - начало XIII в. Икона из Успенского собогра Московского Кремля. Несмотря на древность иконы, первое письменное упоминание о ней относится только к началу XVIII века «Спас Златые Власы»

Икона из Успенского собогра Московского Кремля. Согласно словарю В. Даля, "Спас ярое око - икона Спасителя с карательным взглядом". Середина XIV в. «Спас Ярое Око»

Конец XIII в. Икона с ростовым изображением Спасителя.

«Хвалите Господа с небес» - сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом. Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой - Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже представлена земля со всем сущим на ней. Ярославль. Первая половина XVII в.

Икона иллюстрирует текст 44- го псалма: "Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена...". Христос изображается как Царь царем и Великий Архиерей восседающим на престоле, Ему одесную (по правую руку) предстоит Богородица в царских одеждах. 2-ая пол. XV в. «Предста Царица»

Ярославль. Первая половина XVII в. «Единородный Сын»

На иконе из монастыря св. Екатерины на Синае изображен Христос, восседающий на радуге в окружении звезд: "Небог - престол Мой, а земля - подножие ног Моих" (Ис. LXVI, 1). Нимб Христа кресчатый, волосы седые. Это иконография Христа-Ветхого Деньми. Синай. VII в. Христос, восседающий на радуге (Христос во славе)

Миниатюра 1078–1087 гг. Чивидале-дель-Фриули, Италия. Трирская Псалтирь (Псалтирь Экберта; Кодекс Гертруды) Христос во славе, венчающий князя Ярополка и княгиню Ирину

Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь." (Иоан.15:1), "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Иоан.15:5). Христос Виноградная Лоза (Христос Лоза истинная)

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии, Равенна. ок. 440 г. «Добрый Пастырь»

Всевидящее Око