Волшебство чисел в устном народном творчестве Участники: Краутер Елизавета Вишняков Глеб Руководитель: Ульянова Марина Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Символика чисел в русских народных сказках Автор Калинина Татьяна Николаевна учитель математики МОУ «Некрасовская СОШ» Калининского района Тверской области.
Advertisements

Магические числа Выполнила: ученица 5 класса МОУ «Сош с. Аряш Новобурасского района Саратовской области» Каткова Саша Учитель: Баженова Раиса Михайловна.
МАГИЯ ЧИСЕЛ Работа Половинкиной Александры Ученицы 5 класса МОУ Игнатовской СОШ Руководитель Половинкина Т.Н.
Презентацию подготовила Филимонова О. Н. преподаватель математики ГОУ НПО « Калужский колледж сервиса и дизайна » г.Калуга, 2010 г.
Фразеологизмы с числовыми категориями Выполнил ученик 6 А класса МБОУ « Гимназии 131» – Стадников Данил.
Магия чисел в русских народных сказках Информационный проект «За страницами прочитанных книг» Работу выполнила Ученица 3 «а» класса МКОУ СОШ п.Краснооктябрьский.
Изучение контекста
Проект по теме: «Почему школьники перестают читать книги?» Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б.
Исследовательский проект. Цель: раскрыть и показать удивительный мир числа 3. Основные задачи: 1.Познакомить с историей возникновения числа. 2. Рассмотреть.
Проектно-исследовательская работа «Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе » МОУ ООШ 18 сельского поселения «Поселок Солони»
Проектно-исследовательская работа «Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе » МОУ ООШ 18 сельского поселения «Поселок Солони»
Исследовательская работа. Цель: Цель: раскрыть и показать удивительный мир числа 3. Основные задачи: 1.Познакомить с историей возникновения числа. 2.
«Влияние представлений человека о добре и зле на образ кота в русском фольклоре» Научно-исследовательская работ а ученицы 7 «Б» класса Киселевой Татьяны.
Образ души в стихотворениях Н. Рубцова. Подготовили: Вольвакова Мария и Ваганова Елизавета. Учитель: Васильченко Инна Владимировна.
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА. Urbs Avinionensis Семь – число из самых лучших Для всего, что сердцу мило. Авиньор в семерке черпал Веру, истину и силу. Семь ворот.
Несколько десятков лет назад ученые- археологи обнаружили стойбище древних людей. В нем они нашли волчью кость, на которой 30 тысяч лет тому назад какой-то.
Сравнительный анализ русских и английских народных сказок Выполнил ученик VI класса Б МОБУ «СОШ 16» г. Минусинска Иванишкин Дмитрий. Руководитель: Колмакова.
Исследовать особенности изображения образа коня в русском фольклоре.
Плотность Участники проекта: 5В класс. Координаторы проекта: Конев Н.Г., Попов Р.В., Денисенко Д.М.
«Хлеб – имя существительное» Пикалова И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 33 имени Н.А.Мордовиной» г. Астрахани.
Транксрипт:

Волшебство чисел в устном народном творчестве Участники: Краутер Елизавета Вишняков Глеб Руководитель: Ульянова Марина Викторовна

Актуальность темы Все народы мира придавали большое значение числам. Мир перешёл в новое тысячелетие, а представление о некоторых числах, как о чём-то мистическом, сохранилось в сознании людей. Работая над проектом « Роль и значение личных имён в пословицах и русских народных сказках », мы обратили внимание на то, что в них часто встречаются числа. Одни упоминались чаще, другие - реже. Случайно ли это? С чем это связано? Какие числа в древности считались магическими, и как это можно проследить в произведениях устного народного творчества? Нас это заинтересовало, поэтому мы остановились на данной теме.

Создать брошюру, в которой будет собран материал о числах, которые чаще всего встречаются в произведениях устного народного творчества. Исследуя произведения устного народного творчества и литературные источники, попытаться выяснить, какие числа в древности считались магическими, как это можно проследить в произведениях УНТ. Цель работы:

Выявить частотность употребления тех или иных чисел в произведениях. Собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники. Задачи: Подобрать произведения устного народного творчества, в которых встречаются числа. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Количественная и качественная обработка результатов опроса. Поисковый. Изучение литературы по предмету исследования. Самостоятельное исследование художественных текстов. Анализ, сравнение и сопоставление полученных результатов. Основные методы работы:

Вопросы для анкетирования учащихся шестых классов В каких произведениях устного народного творчества мы встречаемся с числами? Какие числа чаще упоминаются в произведениях устного народного творчества? Случаен ли выбор того или иного числа в произведении? Хотели бы вы узнать значение того или иного числа?

Хотя существует мнение, что число один не характерно для русских народных сказок, но мы убедились в обратном. В отобранных сказках оно встретилось нам 46 раз. Число «один», как правило, обозначает начало, что-то единственное, нечто очень малое, но в то же время очень существенное. Число 1

Часто символизирует парность, четность, удвоение. В сказках это число встречается чаще всего для обозначения парности героев, обстоятельств. В результате работы выявили несоответствие: на Руси семьи были раньше многодетные, а в сказках часто встречается «два сына» или «две дочери». Число 2 Можно предположить разное: слушание и понимание сказки было бы затруднено, если бы героев было много, невозможно было бы разобраться в происходящих событиях главное в сказке - события, а не герои, поэтому народ больше внимания уделял событийности

Число 3 Священное, счастливое число. Люди всюду встречали деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила - солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три измерения - длину, ширину и высоту; во времени - прошлое, настоящее и будущее.

Часто русские народные сказки начинаются со слов: « Жил был царь (мужик, старик) и было у него три сына (три дочери). Героям сказок приходится выбирать из трех дорог - одну, или одну из трех надписей на камне. Герои вынуждены пройти сложные испытания (по 3 испытания), каждое последующее сложнее предыдущего, но герой справляется с ними. Когда все испытания благополучно завершались, герои пировали три дня и три ночи. Чаще число три приносит героям удачу в сказках.

Ганс Бидерманн в своей «Энциклопедии символов» говорит, что шесть – одно из наименее значимых в символическом смысле чисел. Числа 4, 5, 6 В русских народных сказках встречаются нечасто. Создатели сказок числа 4 и 5 использовали в качестве простых числительных для обозначения количества.

Числа 7,8,9,10,11 Семерка – число, которое используется, чтобы указать на что – то необычное, даже сверхъестественное. Она объединяет явления, которые выходят за рамки обычного восприятия, выглядят непостижимым образом, кажутся таинственными. В отобранных сказках число 8 нам не встретилось ни разу.

Число 9 тесно связано с числом 3. Иногда оно мыслится как число 3, только в усиленной форме. Символом гармонии и полноты является число 10. Нам оно встретилось пять раз. Наши предки относили число одиннадцать к нехорошим числам. В сказках оно встречается нечасто.

12 – дюжина. На большинстве языков дюжина означает дюжее, т.е. крепкое, здоровое. Суеверия, связанные с числом 13, получили широкое распространение, люди разных стран считают это число несчастливым, у наших предков таких суеверий не было, но сказках оно нам встретилось всего 2 раза. Число 12, 13

В более позднее время число 40 перестало быть предельным, но сохранилось в пословицах, поговорках, сказках, обрядах. Число 40 и 41 Долгое время у многих народов, в том числе и у славян, самым большим из известных им чисел было число 40. А все, что лежит за пределами этого числа, - неопределенное множество, неизвестность.

Русский народ использовал числа 100, 200, 300, 500 для обозначения понятия «очень много». В основном эти числительные употреблялись в русских народных сказках с существительным «рубль», а также для обозначения расстояния. Числа 100, 200, 300, 500

Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Вот вам и указание на то, где находится «Тридевятое царство, Тридесятое государство» – на расстоянии, равном месяцу пути. Тридевятое царство, тридесятое государство Очень часто герои русских народных сказок отправляются за тридевять земель, в тридесятое царство. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли.

Выводы 2) Числа играют в художественном тексте немаловажную роль, изучение их функции помогает увидеть, почувствовать текст, проникнуть в заложенную автором мысль. 3) Чаще всего в русском фольклоре встречается число три. Оно тесно связано с христианской числовой символикой, наталкивает читателя на мысль о волшебстве, совершенстве. Утроение мотива создаёт размеренный ритм повествования. 4) Чётные числа встречаются в произведениях устного народного творчества реже, так как по народным поверьям чётные числа связаны со смертью. 1) Выбор чисел в произведениях устного народного творчества не случаен, основан на народном представлении о значении чисел. не случаен, основан на народном представлении о значении чисел.