КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В рамках данного подхода большая роль в развитии мотивации достижения придается когнитивным процессам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Атрибуция ( лат. attributio приписывание ) психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.
Advertisements

Педагогический оптимизм Педагогический оптимизм и его роль в формировании успешности.
Психологические приёмы, способствующие налаживанию продуктивной школьной мотивации.
Педагогический оптимизм и его роль в формировании успешности.
Личностные универсальные учебные действия Возрастные и психологические особенности развития и формирования Руководитель психологической службы Булахова.
Лидерство и власть в организации 1.Теории черт 2.Поведенческие теории 3.Ситуационные теории 4. Заменители (субституты) руководства 5.Харизматическое лидерство.
Небольшое исследование Заполните, на сколько процентов интеллект (100) состоит из усилий и способностей. Интеллект =__% усилий +__% способностей.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Воля человека Выполнила:. Раскрыть : Понятие воля Понятие воля Волевые действия и их характеристика Волевые действия и их характеристика Физиологические.
Презентация по психологии по теме: Воля
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Выполнили: Усцелёмова Н.Г. Акимова А.С.. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних.
ПЕДСОВЕТ: «Организация ситуации успеха на уроке».
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
МОУ средняя общеобразовательная школа 9 г. Искитима Новосибирской области Научно-исследовательская работа по теме «В школу с улыбкой!»
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Познание Самопознание. В прошлый раз Социальное познание сам зачастую является членом познаваемого общества, имеет собственный интерес и переживания Субъект-человек.
Психологическая подготовка к ЕГЭ чем психолог может помочь выпускнику ?
Транксрипт:

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В рамках данного подхода большая роль в развитии мотивации достижения придается когнитивным процессам (прогнозирование, оценка, приписывание, интерпретация, ожидание и т.д.)

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ Дж. Аткинсон Д. Макклелланд Х. Хекхаузен А. Бандура Дж. Роттер Б. Вайнер М. Селигман Э. Скиннер К. Двек

Дж. Аткинсон МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДИСПОЗИЦИОННАЯ СИТУАЦИОННАЯ МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ и МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ ПРИСУТСТВУЮТ ОДНОВРЕМЕННО ОДНА ИЗ ДИСПОЗИЦИЙ ПРЕОБЛАДАЕТ

Теория ожидаемой ценности Дж. Аткинсона ( модель «мотив х ожидание х ценность», модель риска) Is = 1 - Ps МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ (желание взяться за выполнение задачи) Тs = МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ (диспозиция) Ms СУБЪЕКТИВНАЯ ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЯ (вероятность успеха) Ps ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ УСПЕХА (Is) ХХ

Теория ожидаемой ценности Дж. Аткинсона Pf = 1 – Ps If = -Ps МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ (желание отказаться от выполнения задачи) Tf = МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ (диспозиция) Mf СУБЪЕКТИВНАЯ ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЯ (вероятность неудачи) Pf НЕГАТИВНАЯ ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ НЕУДАЧИ If ХХ

Ситуационная МД РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ Та = МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ Тf МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ Тs +

Х. Хекхаузен Мотивация достижения - «соревнование с установленными критериями наивысшего качества»

Мотивационный процесс = Когнитивный процесс Модель « ожидание х ценность» 4 аспекта поведения: ситуация действие исход последствие 4 тип ожидания: ситуация – исход действие – исход ситуация – действие – исход исход – последствия

Критерии успешности могут быть ориентированы: 1. На задачу (уровень мастерства как результат деятельности) 2. На себя (сравнение со своими прошлыми достижениями) 3. На других (сравнение с достижениями других людей, может проявляться в соревновательности)

Соцально-когнитивная теория А. Бандуры «Социальные основы мысли и действия» Саморегуляция Ответственность Самоэффективность «Умелое использование даже скромных способностей позволяет человеку достичь высоких результатов»

САМОРЕГУЛЯЦИЯ Процесс вынесения суждений: -личные стандарты -образцы для сравнения -ценность деятельности -атрибуция успехов и неудач Самонаблюдение Оценка и контроль за своей работой: -качество -объем -скорость -оригинальность Активная реакция на себя: -насколько наше поведение соответствует личным стандартам ГОРДОСТЬ ИЛИ НЕДОВОЛЬСТВО СОБОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕНТАЛЬНЫЕ ХИТРОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ИЗБЕГАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: 1. МОРАЛЬНОЕ ОПРАВДАНИЕ 2. ОПРАВДЫВАЮЩЕЕ СРАВНЕНИЕ 3. СЛОВЕСНЫЕ ЯРЛЫКИ 4. СМЕЩЕНИЕ ИЛИ РАСПЫЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5. ИСКАЖЕНИЕ ИЛИ ИГНОРИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ - «УБЕЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТНОСИТЕЛЬНО ЕГО СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СОБЫТИЯМИ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИМИ НА ЕГО ЖИЗНЬ» (убеждения человека относительно его личной эффективности в определенной сфере) ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КОСВЕННЫЙ ОПЫТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ВЕРБАЛЬНОЕ УБЕЖДЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 1. Сложность задачи 2. Самостоятельность 3. Количество времени 4. Наличие успешного опыта 5. Возраст 6. Случайность неудачи

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ВЕРБАЛЬНОЕ УБЕЖДЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КОСВЕННЫЙ ОПЫТ: 1. У людей, равных мне по способностям или уровню подготовки, получается. 2. Источником самоэффективности служат истории об успехах других людей (документальное, художественное кино, книги и т.д.)

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КОСВЕННЫЙ ОПЫТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ВЕРБАЛЬНОЕ УБЕЖДЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: 1. Значение имеет авторитет убеждающего 2. Общественная поддержка, поощрение (похвала) 3. Все это повышает самоэффективность только в том случае, если цели и род деятельности осознаются человеком как реалистичные

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КОСВЕННЫЙ ОПЫТ ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ВЕРБАЛЬНОЕ УБЕЖДЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ: 1. Оптимальный эмоциональный фон (чрезмерно выраженный или вялый эмоциональный фон негативно влияет на самоэффективность) 2. Хорошее настроение 3. Крайне негативные факторы – страх, тревога

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КОСВЕННЫЙ ОПЫТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ УБЕЖДЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ: ?

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КОСВЕННЫЙ ОПЫТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ УБЕЖДЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ: 1.Конкретная, четкая, утвердительная 2. Проксимальная 3. Оптимально трудная 4. Самостоятельно определенная 5. Имеющая прирастающий характер

Теория социального когнитивного научения Дж. Роттера Основные идеи: Интеракционизм Пожизненное формирование личности Проактивность Предсказание поведения (ожидание успеха, ценность подкрепления, контекст, поведенческий потенциал) Локус контроля

это обобщенные ожидания относительно того, в какой степени подкрепления зависят от собственного поведения человека, а в какой – контролируются извне. ВНУТРЕННИЙ ЛК (ИНТЕРНАЛЫ) ВНЕШНИЙ ЛК (ЭКСТЕРНАЛЫ)

Локус контроля это обобщенные ожидания относительно того, в какой степени подкрепления зависят от собственного поведения человека, а в какой – контролируются извне. ВНУТРЕННИЙ ЛК (ИНТЕРНАЛЫ) ВНЕШНИЙ ЛК (ЭКСТЕРНАЛЫ) ОПТИМАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Атрибутивный подход Б. Вайнера Мотивация достижения связана с «привычкой» определенным образом объяснять собственный успех и неудачу. Каузальные атрибуции влияют на эмоциональные реакции, ожидание будущих успехов, настойчивость и усилия.

Почему феномен «многочисленных попыток» не воспроизводится в отношении некоторых испытуемых? Ожидание будущих результатов определяется тем, что человек думает о причинах успехов и неудач.

МОДЕЛЬ КАУЗАЛЬНЫХ АТРИБУЦИЙ ПРИЧИНЫ ОБЪЯСНЕНИЯ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ внутренние внешние стабильные стабильные внутренние внешние нестабильные нестабильные

Примеры атрибуций Мне хорошо дается этот предмет Я не соображаю в математике Я долго готовился к экзамену Я не очень-то старался Это задание слишком трудное Тест был легким Пару вопросов я просто угадал Мне не повезло с билетом

Источники информации о причинах успеха История прежних успехов Насколько другие были успешны Время, потраченное на задание Насколько произвольно был получен результат Помощь со стороны других

стабильность локус каузальности контролируемость

МОДЕЛЬ КАУЗАЛЬНЫХ АТРИБУЦИЙ ПРИЧИНЫ ОБЪЯСНЕНИЯ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ ВНУТРЕННИЕВНЕШНИЕ СТАБИЛЬНЫЕНЕСТАБИЛЬНЫЕСТАБИЛЬНЫЕНЕСТАБИЛЬНЫЕ КОНТРОЛИРУЕМЫЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ

ПРИЧИНЫ ОБЪЯСНЕНИЯ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ ВНУТРЕННИЕВНЕШНИЕ СТАБИЛЬНЫЕНЕСТАБИЛЬНЫЕСТАБИЛЬНЫЕНЕСТАБИЛЬНЫЕ КОНТРОЛИРУЕМЫЕ Определенное отношение к делу, установка (склонность проявлять усердие или, наоборот, лениться) Старание, усердие, лень в конкретный момент времени Типичная помощь со стороны значимого другого; предвзятое отношение Ситуативная помощь или препятствия со стороны других людей НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ Способности; устойчивые черты личности, способствующие или препятствующие успеху Физическое или психологическое состояние (настроение, усталость) Сложность проблемы, задачи, ситуации Случай (везение)

Атрибутивный подход Б. Вайнера (Модель каузальной атрибуции) ПРОШЛЫЙ ОПЫТ УСПЕХА ПРОГНОЗ БУДУЩИХ УСПЕХОВ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОГНОЗА БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ Я ДОБИЛСЯ УСПЕХА? ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА? Я ДОБИЛСЯ УСПЕХА БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО …

Каузальные атрибуции и эмоциональные состояния РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ, ОПТИМИЗМ ГОРДОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, РАССЛАБЛЕНИЕ УСПЕХ ЧУВСТВО БЕСПОМОЩНОСТИ, ПЕССИМИЗМ ВИНА, СТЫД ГРУСТЬ, ФРУСТРАЦИЯ, РАССТРОЙСТВО НЕУДАЧА Первичные эмоции Эмоции, связанные с атрибуциями НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ ПРОШЛОЕ Эмоции третьего типа

Диагностика и коррекция каузальных атрибуций Например, «Анкета атрибуций успеха и неудачи в школе» (по Т.О. Гордеева, 2006): 1.Представь, что ты написал(а) очень хорошую классную работу. Почему эта работа получилась хорошей? А) работа была легкой Б) обычно я хорошо выполняю письменные задания В) в этот день я случайно был(а) в хорошей форме Г) я очень старался(ась) написать хорошую работу 2. Представь, что ты написал(а) контрольную работу и получил(а) плохую оценку. Почему так получилось? А) Я мало занимался(ась) дома Б) у меня был неудачный день В) за письменные работы я часто получаю плохие отметки Г) контрольная работа была трудная

Диагностика и коррекция каузальных атрибуций Например, «Анкета атрибуций успеха и неудачи в школе» (по Т.О. Гордеева, 2006): 1.Представь, что ты написал(а) очень хорошую классную работу. Почему эта работа получилась хорошей? А) работа была легкой Б) обычно я хорошо выполняю письменные задания В) в этот день я случайно был(а) в хорошей форме Г) я очень старался(ась) написать хорошую работу 2. Представь, что ты написал(а) контрольную работу и получил(а) плохую оценку. Почему так получилось? А) я мало занимался(ась) дома Б) у меня был неудачный день В) за письменные работы я часто получаю плохие отметки Г) контрольная работа была трудная

Теория выученной беспомощности М. Селигмана «Эти категории людей оптимистов и пессимистов я изучал в течение последних двадцати пяти лет. Определяющей чертой пессимистов является их вера в то, что неудачи будут длиться долго, погубят все, что бы они не делали, виноваты в них они сами.» «…Оптимисты же верят, что поражение носит временный характер, что его причины разового свойства, и не они в нем повинны, а обстоятельства либо другие люди. Поражение не способно сломить их. Неблагоприятную ситуацию они воспринимают как вызов и борются с ней с удвоенной энергией.»

Источники беспомощности («из детства») 1. Опыт переживания неблагоприятных событий, стрессов, травм (которые ребенок не может контролировать). 2. Опыт наблюдения беспомощных моделей. 3. Опыт отсутствия самостоятельности.

Атрибутивный стиль ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙОПТИМИСТИЧЕСКИЙ СКЛОННОСТЬ РАСЦЕНИВАТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОБЫТИЯ КАК ПОСТОЯННЫЕ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПО ВИНЕ САМОГО ЧЕЛОВЕКА СКЛОННОСТЬ РАСЦЕНИВАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ СОБЫТИЯ КАК ПОСТОЯННЫЕ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОДАРЯ САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ СКЛОННОСТЬ РАСЦЕНИВАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ СОБЫТИЯ КАК ВРЕМЕННЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ, ПРОИСХОДЯЩИЕ БЛАГОДАРЯ ДРУГИМ ЛЮДЯМ ИЛИ ВВИДУ УДАЧНОГО СТЕЧЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СКЛОННОСТЬ РАСЦЕНИВАТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОБЫТИЯ КАК ВРЕМЕННЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ПО ВИНЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ИЛИ ПО ВОЛЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Три параметра атрибутивного стиля ПОСТОЯНСТВО ШИРОТА ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

«ЛИНГВИСТИКА», ТИПИЧНАЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ АТРИБУТИВНЫМИ СТИЛЯМИ В СИТУАЦИИ УСПЕХА ИЛИ НЕУДАЧИ ОКРАСКА СОБЫТИЙ БЛАГОПРИЯТНЫЕ СОБЫТИЯНЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОБЫТИЯ АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ ОПТИМИСТЫПЕССИМИСТЫОПТИМИСТЫПЕССИМИСТЫ ПОСТОЯНСТВОВСЕГДА, ПОСТОЯННО, КАК ПРАВИЛО ШИРОТАВЕЗДЕ, НЕ ТОЛЬКО (В ЭТОМ ДЕЛЕ) ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯПОВЕЗЛО, БЛАГОДАРЯ ИМ (ТЕБЕ И Т.Д.)

Концепция имплицитных теорий интеллекта (ИТ) Кэрол Двекз Имплицитные теории способностей Имплицитные теории разума Имплицитные теории ума Имплицитные теории личности

2 типа ИТ Теория заданности «FIXED MINDSET» Прибыльная теория «GROWTH MINDSET» 1. Представления об интеллекте как фиксированном, неизменном 2. Цель – доказать свою компетентность, получить позитивную оценку и избежать негативной. 3. При высокой оценке своих способностей выражена ориентация на мастерство и умеренный интерес к трудным задачам. 4. При низкой оценке своих способностей характерно избегание трудностей и низкая настойчивость. 1. Представления об интеллекте как наращиваемом, приращаемом. 2. Цель – усовершенствовать умения, повысить/увеличить компетентность. 3. Независимо от оценки своих способностей выражен интерес к трудным задачам (помогающим чему-то научиться) и высокая настойчивость.

Факторы, способствующие мотивации достижения ВЕРА В СЕБЯ ОСОЗНАНИЕ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТЫХ ГРАМОТНАЯ ПОХВАЛА

Какой тип похвалы более уместен в случае успеха и в случае неудачи? ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЗА РЕЗУЛЬТАТ ЗА СТАРАНИЕ, УСИЛИЕ, СТРАТЕГИЮ «Это правильный способ решения» «Ты действительно постарался» «Ты нашел хороший способ решения» «Ты хороший мальчик» «Тебе это легко дается» «Я горжусь тобой»