Marina Semina Moscow State University Марина Семина Опыт преподавания качественной социологии на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Марина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этапы работы над ВАП уточнение темы ВАП; разработка структуры и основных элементов проекта; групповые консультации, семинары и тренинги по разработке отдельных.
Advertisements

1 Выпускная аттестационная работа Программа профессиональной переподготовки по финансовому менеджменту, 2009 год.
Общие сведения Научно-исследовательский семинар 2 курса «Методы социологических исследований»
Практический опыт разработки ООП на основе ФГОС ВПО на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова Телешова Ирина Георгиевна зам.декана экономического.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Положение о выполнении и защите выпускной квалификационной работы студентов колледжа Старший методист: Н.А.Луккарева Автономное образовательное учреждение.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Структура программы учебного курса Соловьев А.В., кафедра культурологии (презентация разработана на основе материалов учебно-методического ресурсного центра.
Психология семьи и семейного воспитания (КМС) направление подготовки – Педагогика Еник О.А., к.п.н., доцент.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Методы исследования в социальной работе Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Техника проведения интервью по компетенциям. Интервью по компетенциям Для внутренней аттестации персонала в компаниях При подборе персонала извне.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Транксрипт:

Marina Semina Moscow State University Марина Семина Опыт преподавания качественной социологии на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Марина Семина, (Ph.D.) Доцент Московский государственный университет им М.В.Ломоносова

Marina Semina Moscow State University Стандартизация и формализация Стандартизация – это установление и унификация значимых параметров, а) имеющих конкретную прикладную отнесенность, в которой б) их соблюдение обязательно, имеет силу законодательного предписания. Для каждого конкретного курса принимается свой конкретный стандарт Формализация – Это строгое определение элементов а). Что именно в себя вмещает задание), б). В каком порядке- стабильная упорядоченная совокупность (например инструментарий интервью. 2

Marina Semina Moscow State University Стандартизация и формализация 3 Мы понимаем что на определенной стадии наши студенты должны овладеть определенными знаниями Какие знания они должны приобрести Насколько они хорошо освоили эти знания Далее перечислены основные компетенции, которыми наши студенты овладевают в русле освоения качественной социологии 1. Мы даем им общие положения: что они должны сделать в соответствии с программой 2.Индикаторы: как будет оцениваться их производительность, что будет туда входить 3. Балльную систему оценки их знаний

Marina Semina Moscow State University Балльная система оценки знаний 4 Градуированная балльная система Описание 9 – 10Выдающие ся знания Студент имеет всесторонние знания по качественной социологии. Готов применять знания на практике. Студент достиг очень высокого уровня компетенции и может применять эти компетенции на практике к не только к уже привычным и изученным, но и к новым ситуациям. 7 – 8Высокие Студент обладает достаточно хорошими содержательными знаниями и высокий уровень компетенции. Может применять знания и компетенции к большинству изученных ситуаций Хорошие Студент имеет основные знания и понимание основных компетенций по изучаемым предметам и получил адекватный уровень компетенции по дисциплине. 4Базовые У студента есть базовые знания и понимание содержания дисциплин и ограниченные знания компетенции по применению этих знаний на практике. 1-3Ограничен ные Студент имеет только элементарные представления о дисциплине и понимание только некоторых аспектов того, как эти знания можно применить на практике

Marina Semina Moscow State University Формирующиеся компетенции в русле социальных наук (исследования) Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области СК-Б3 Формулирует проблему исследования Домашние задания, разбор реальных исследований и консультационных проектов Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе, на основе системного подхода) СК-Б6 Подбирает, проверяет, анализирует информацию, необходимую для проведения исследования Домашние задания, разбор реальных исследований и консультационных проектов Способен вести исследовательскую деятельность, базирующуюся на сборе качественных данных (интервью, фокус группы) включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества СК-Б7 Анализирует проблему, осуществляет постановку целей и задач, выделяет объект и предмет исследования, выбирает методы исследования, проводит исследование Домашние задания, проведение реальных исследований и консультационных проектов Использование методов и форм анализа и представления материалов как в письменном так и в устном виде ИК-М3.1Выделяет основные блоки проблем на основе проведенных исследований Презентации по результатам исследований 5

Marina Semina Moscow State University Темплан учебной дисциплины Название темы Всего часов Аудиторные часы Самостоят ельная работа Лекции Сем. и практ. занятия 1 Качественная парадигма. История развития качественных методов. Дизайн качественного исследования. Построение концептуальной модели исследования. Понятие о триангуляции. Триангуляция методов. Межметодная и внутриметодная триангуляции. Триангуляция пространства, времени. Теоретическая триангуляция Формирование опросника - гайда в качественном исследовании.222 3Основные методы качественных исследований, специфика применения в бизнесе. Метод интервью. Метод наблюдения. Метод фокус групп/онлайн фокус групп. Анализ данных 224 6

Marina Semina Moscow State University 7 asd ВВЕДЕНИЕ ЕДИНЫХ СТАНДАРТОВ

Marina Semina Moscow State University Стандартизация заданий Интервью Наблюдение Фокус группа Анализ текстов Подготовка к интервью: разработка инструментария Проведение интервью Создание транскрипта интервью Подготовка к наблюдению: инструментарий Проведение наблюдения Создание дневника наблюдения Подготовка к проведению фокус группы: разработка инструментария Проведение фокус группы Создание транскрипта интервью Выбор темы Подготовка к анализу: Кодирование данных Построение теории на данных Для освоения качественных методов все студенты должны провести по крайней мере 1 интервью, сделать 1 наблюдение, поучаствовать в одной фокус группе. И проанализировать данные, собранные группой студентов. Окончательные данные они могут представить либо в виде сухого отчета, либо в виде более творческой работы – эссе.

Marina Semina Moscow State University 9 asd ПРИМЕР СТАНДАРТИЗАЦИИ ТЕМА: ИНТЕРВЬЮ ИНТЕРВЬЮИНТЕРВЬЮ ИНТЕРВЬЮИНТЕРВЬЮ

Marina Semina Moscow State University Критерии оценки Критерии оценки знаний, навыков Текущий контроль предусматривает выполнение домашних заданий: создание гайда-интервью, проведение интервью по утвержденной теме. Цель работы: приобретение навыков написания гайда интервью и интервьюирования. Примерный объем гайда интервью на 40 – 45 минут. Результат: Транскрипт интервью (не менее 10 страниц). При оценке выполнения домашнего задания учитываются: Вывод респондента на нарратив (отход от проведения интервью в стиле вопрос- ответ, и переход к интервью, когда респондент говорит большую часть интервью), получение описания примеров неформальных практик Транскрипт, включая стандартизацию 10

Marina Semina Moscow State University Требования к транскрипту Требования к транскрипту интервью (Шаблон оформления транскрипта и формализация прилагается). Единый стандарт оформления В формате Word Times New Roman 12 шрифт (Транскрипты в txt формате, pdf, ppt и других форматах не допускаются). Интервал: 1.0 Должен быть соблюден шаблон оформления интервьюера и респондента Формализация: Транскрипт должен содержать: Время проведения интервью (не менее 40 мин), что эквивалентно приблизительно 10 страницам текста. Тип интервью: лицом к лицу, по скайпу, по телефону, через веб коммуникацию (веб стрим) и т.п. Идентификационные данные по интервьюеру Идентификационные данные по респонденту: Имя (Возможен НИК) Пол Возраст Компания (Возможно вымышленное, однако должна быть прописана сфера деятельности компании) Стаж работы в компании Должность респондента 11

Marina Semina Moscow State University Требования к оформлению интервью (Формализация) Дата проведения интервью Город: Продолжительн ость интервью ФИО интервьюера 18/09/ мин.Семина М.В. Тип интервью(Личное, телефонное по скайпу) Имя респондента/ Возможен Ник: Пол: Возраст: Должность: Место работы (Имя организации (фирмы), возможно вымышленное название) Сфера деятельности организации (фирмы/ ИП). Вид собственности Стаж работы общий Стаж работы в этой организации Количество работающих Количество человек в подчинении Должностные обязанности, Сфера ответственности (за что несет ответственность). Вторичная занятость: есть/нет Образование (Название института), специальность Доход (в месяц) Семейное положение Наличие детей 12

Marina Semina Moscow State University 13 asd КОНТРОЛЬКОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬКОНТРОЛЬ Итоговый

Marina Semina Moscow State University Итоговый контроль Итоговый контроль предусматривает внеаудиторное написание зачетной работы - эссе по проведенному исследованию с использованием методов триангуляции (триангуляции методов, исследовательской триангуляции, триангуляции данных) и исследовательской рефлексии (не менее (4 тыс. слов) Цель работы - сформировать навыки построения анализа на качественных данных. Структура работы Описание методологии исследования Проблема/ противоречие, на описание которой было направлено исследование Результаты исследования, включая данные исследования. Собственные размышления (рефлексия) 14

Marina Semina Moscow State University Требования к написанию эссе Тема эссе должна соответствовать общей теме, которая выбирается каждый семестр.. Надо помнить, что эссе – это не реферат, а собственные мысли студента по проведенному исследованию, базирующиеся, с одной стороны, на проработке данной темы в литературе, с другой стороны, на проведенном своими силами исследовании. Поэтому он/она должны показать не только знание литературы, но и представить результаты собственных изысканий и дать свою оценку выявленным процессам и явлениям. Задача студента показать собственные мысли по выбранной теме. Эссе – это квалификационная работа по оценке освоения студентами качественных методов и возможности работы в команде, поэтому содержание эссе оценивается на предмет использования данных других интервью: насколько фрагменты из других интервью интегрированы в статью. Это означает, что в работе должны присутствовать цитаты из интервью, собранных студентами нескольких групп или курса. Эссе строится на данных, которые получены в результате эмпирического исследования. Цель написания зачетного эссе – дать студентам возможность написать аналитическую дискуссионную работу, научиться делать анализ, используя свои творческие способности, а также показать умение работать на стыке наук. Возможно использование вторичных данных в качестве подтверждения каких-либо выводов и находок исследования, однако вторичные данные не могут составлять более 50% эссе, и должны быть использованы со ссылками на источник. Эссе, в которых идеи будут заимствованы из других источников, и в которых будут явно присутствовать элементы плагиата, не принимаются. Все работы подвергаются анализу на плагиат. 15

Marina Semina Moscow State University Структура эссе Структура эссе: (Элементы можно варьировать – не обязательно в предложенном порядке). Краткое описание, о чем эссе (резюме) (5 – 7 строк). Введение в дискуссию о современном состоянии дел в изучаемой теме, возможна история вопроса, а также разработанность этого вопроса: кто эту тему изучал и под каким углом. Содержательные аспекты полученных данных – этот раздел представляет собой анализ данных интервью по заданной теме. Это – основной раздел, он должен занимать не менее 2/3 эссе. Данные интервью должны быть структурированы. Если по теме эссе было проанализировано 10 – 15 интервью, то должна быть представлена некоторая типология, систематизация данных этих интервью. Например: какие типы неформальных отношений существуют, от чего зависят, какие факторы этому способствуют, и т.п. Рефлексия самого исследователя. Свои ощущения от того, как было проведено исследование: что было сделано, чего не было сделано. Рекомендации другим исследователям. 16

Marina Semina Moscow State University Оценка эссе Из чего складывается оценка эссе: Анализ данных, включая использование текстов данных интервью, использование вторичных данных других исследований, наличие инсайтов (находок исследования) и умение структурировать данные - 0,50 Подача информации: умение заинтересовать читателя, аргументация, хороший стиль и язык - 0,20 Практические рекомендации по данной теме (какие управленческие стратегии рекомендует автор) - 0,20 Рефлексия исследователя - 0,10 вес менее 0,20 – «неудовлетворительно», вес – от 0, 40 – 0,60 – удовлетворительно вес – от 0,60 – 0,80 – «хорошо», вес от 0,80 – 1,00 – «отлично». 17

Marina Semina Moscow State University Порядок формирования результирующей оценки Преподаватель оценивает работу студентов по Результирующей оценке за дисциплину, которая рассчитывается следующим образом: О результ = 0,4* О накопленная + 0,6*·О зач(эссе), Накопленная: 1. Домашние работы студентов - правильность ответов на вопросы преподавателя и т.п. 2. Оценка за проведенное интервью: О текущий = 0,6·О дз (интервью) ; Оценка за интервью складывается в соответствии с установленными критериями следующим образом: О дз ( интервью) = 0,2* О стандарт оформления + 0,6* О содержание (полнота покрытия тем и инсайты) + 0,2* О своевременность представления Эссе. Оценка за эссе складывается в соответствии с установленными критериями и весами (описаны выше). 18

Marina Semina Moscow State University 19 asd ЗАДАНИЙЗАДАНИЙ ЗАДАНИЙЗАДАНИЙ Проверка

Marina Semina Moscow State University Файловая система работы со студентами 20 Для каждого студента создается файл, куда преподаватель складывает все работы

Marina Semina Moscow State University Требования к выполнению и списку работ каждым студентом 21 В папке каждого студента фиксируется каждое задание

Marina Semina Moscow State University 22 asd НАШИ ПРОЕКТЫ

Marina Semina Moscow State University 23 asd СПОРТОМСПОРТОМ СПОРТОМСПОРТОМ БАРЬЕРЫ К ЗАНЯТИЮ БАРЬЕРЫ К ЗАНЯТИЮ

Marina Semina Moscow State University Методология Комбинированное качественное исследование : ИНТЕРВЬЮ 8 интервью с теми, кому сегодня от 18 до – 26 лет 8 интервью с теми, кому от 26 до 45 лет 8 интервью со спортсменами и теми, кто занимается спортом профессионально География: Москва Подмосковье Критерии отбора Мужчины/Женщины Возраст Не отвергающие спорт в своей жизни Занимающиеся: Самостоятельно Самостоятельно в фитнес центре С тренером Возможно был перерыв, после которого они вновь начали заниматься спортом. Композиция выборки (Фокус группы) Композиция выборки (Аудиодневники) Спортсмены 10 ВСЕГО: 24 интервью Методология исследования Сегмент мж Москва 33

Marina Semina Moscow State University Барьеры к занятию спортом Наши респонденты ответили на вопрос о том, какие барьеры возникали в их жизни, из-за которых пришлось приостановить, а может и вовсе прекратить занятия спортом. Такими барьерами стали: Нехватка времени (учеба, работа, семья) «Хм, почему…и в том, и в другом случае времени не было, сначала надо было в школе устроиться, плюс курсы английского, ну а потом, потом экзамены, промежуточные, выпускные, вступительные. Да и сейчас я не занимаюсь больше не потому, что мне лениво, зарядкой же занимаюсь, а, скорее из-за большой загруженности»; «После школы я ушел в лицей, это было в середине 8 класса, он был физ-мат. Там было заданий в пять раз больше. Не было времени даже после школы куда-то сходить, не то что на тренировки.» «есть знакомые, которые устроились на хорошую работу и просто в связи с отсутствием времени не могут себе позволить такую роскошь, как спорт» 25

Marina Semina Moscow State University Барьеры к занятию спортом Отсутствие средств для занятий спортом Рутина (семейные проблемы) «У людей работа, семья, быт и все остальное.»; «Кого-то девушка, жена заставила. Причин может быть очень много.»; «есть знакомые девочки, которые бросили занятия, забеременев» Декретный отпуск, рождение ребенка «есть знакомые девочки, которые бросили занятия, забеременев » Травма «Некоторые перестали заниматься из-за травм. Это было самое важное для них, но из-за травм они перестали заниматься.»; «Были травмы, и я перестал Заниматься» Страх, нежелание подвергать себя опасности ради каких- либо рекордов, непрофессиональное увлечение спортом 26 Одними из часто встречающихся барьеров для занятий спортом является: нехватка времени, появление семьи, отсутствие спортзала рядом, спортивные травмы

Marina Semina Moscow State University 27 Мотобратство: социологический анализ новых солидарностей

Marina Semina Moscow State University 28 Сегментация целевой аудитории по типу включенности в акции взаимоподдержки Типология мотоциклистов МОТО-АВАНГАРД АКТИВНЫЙ ВОЛОНТЕР СИТУАТИВН ЫЙ ВОЛОНТЕР ВОЛОНТЕР ОТОШЕДШИЙ ОТ ДЕЛ ЭКСТРЕННЫЙ ВОЛОНТЕР СОЧУВСТВУ ЮЩИЙ ДВИЖЕНИЮ (потенциаль ный) ГУЛЯЮЩИЙ САМ ПО СЕБЕ (ВНЕ ДВИЖЕНИЙ) НОВИЧОК НИЧЕГО НЕ ЗНАЮЩИЙ НИ О КАКИХ ДВИЖЕНИЯХ Опыт вождения 3 – 5 лет Грамотный и опытный организатор Инициатор движения, сообщества Активно работающий в сфере безопасности мотоциклистов Инициатор акций солидарности Ведет сайт, активно создает посты и комментирует, создает опросы Информирует об интересных для сообщества событиях Опыт вождения – 1 – 2 года ответственны й за какое- либо направление, координатор движения активно выезжает на вызовы 2 – 3 вызова после основной работы Опыт вождения – 2 – 3 года активно выезжающи й на вызовы По географиче скому признаку 1 – 2 вызова после основной работы Опыт вождения – 2 – 3 года активно выезжающий ранее на вызовы «Выгоревший », нет больше сил или просто появились другие интересы 2 – 3 вызова после основной работы Опыт вождения 3 – 5 лет Ранее выезжавший на вызовы В случае возникновени я экстренной ситуации, готов «подставить свое плечо» и готов поучаствовать в разовой акции: сбор крови, акции солидарности Опыт вождения – 2 – 3 года Есть друзья, которые состоят в каком-либо движении и они его приглашают Приезжает на ДТП с друзьями Потенциаль ный активный волонтер Опыт вождения от 0 – 5 лет Человек, отрицающий любые «колхозные объединения». Не видит смысла в групповых встречах Любящий одиночество Может заходить на сайты Может участвовать в акциях Не публичен Опыт вождения от 0 – 2 лет Ничего не слышал Не вовлеченный в культуру мотоциклисто в Не знает сайты Не соприкасаетс я с теми источниками, откуда он мог бы получить информацию о мотосообщест вах. Тип Тип Профиль Профиль

Marina Semina Moscow State University 29

Marina Semina Moscow State University Основные характеристики современной женщины устами современных женщин 30 Целеустремленная Спортивная Многофункциональная Может делать все Властная Независимая Мужеподобная Карьеристка

Marina Semina Moscow State University Мы – на пути к новым свершениям Мы – на пути: Пытаемся создать адкватную методику оценки знаний студентов Для того, чтобы будущие поколения студентов в социальных науках мыслили лучше 31 Insight!!!

Marina Semina Moscow State University 32 asd КОНТАКТЫ Марина Семина, Ph.D. Доцент МГУ Им. М.В. Ломоносова Факультет социологии моб СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ