Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»: главный герой в системе персонажей романа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэзия и проза в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь». Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка поэзии…
Advertisements

Поэзия и проза в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь». Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка поэзии…
Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь» Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка поэзии… Л.А. Озеров Л.А. Озеров.
Идея жизни в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»
Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Б. Пастернак.
Б.Л.Пастернак Роман «Доктор Живаго». Этапы 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1945 – 1955 г.г.Работа над романом 1945 – 1955.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация урока по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго" (с использованием элементов дистанционного обучения)
Женские образы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» Выполнила: Колесникова Татьяна МБОУ СОШ 23 г.Новосибирск Учитель: Хорева Светлана Николаевна.
«Благие вести от бога» Образы Юрия Живаго и Лары Гишар (По роману Б.Пастернака «Доктор Живаго» Выполнила: ученица 11 класса Восягина Елена.
Путь в жизни и в литературе Б.Л. Пастернак (1890 – 1960)
Борис Пастернак «Зимняя ночь». Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались.
Борис Пастернак. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года в семье академика живописи Леонида Осиповича Пастернака.
«Божественные «синий», «золотой», «зеленый» цвета мира». Работа: Волковой А.Я.
Борис Пастернак Зимняя ночь. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
КУРСОВАЯ РАБОТА Сытенко Елены Викторовны Пастернак – большой поэт. Он сейчас больше всех : большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет… М.
«Благие вести от Бога» Образы Юрия Живаго и Лары Гишар ( по роману Б. Пастернака « Доктор Живаго») Работу выполнила ученица 11 класса Меликова Тамила Учитель.
Образ света в поэзии Б. Пастернака АВТОР: Пипляева Ксения, ученица МОУ гимназии г.Советский РУКОВОДИТЕЛЬ: Куликова Светлана Александровна Учитель русского.
Поэзия, я буду клясться Тобой и кончу, прохрипев: Ты не осанка сладкогласца Ты – лето с листом в третьем классе Ты пригород, а не припев. Борис Леонидович.
(урок литературы в 11 классе) Свеча Пастернака Ирина Николаевна Нелидина учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Старый Хопёр Балашовского района.
Урок развития речи «Мир дома твоего». Художественный стиль Сфера использования – искусство, художественная литература Основная цель речи – воздействие.
Транксрипт:

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»: главный герой в системе персонажей романа

Идея жизни как основная в образе Юрия Живаго

Задание: Найдите значение слова живаго и русской фамилии Живаго, пользуясь интерактивными словарями. проверить

Образ Христа кисти В. Иванова Идея рождества жизни скрыта в самой фамилии главного героя – Живаго. Фамилия Живаго этимологически связана со словом «живой». Живаго – форма винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем «Христа, сына Бога живаго».

Любовь для Живаго –

Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни.

Лара «Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса Чайка (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор Божий дар, Гишар решётка (франц.). Имя поддерживает метафору Лара Россия: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой.»

Для Живаго Лара оказалась тесно связана с теми революционными потрясениями, что взорвали привычное течение жизни этих героев.

Марина, третья женщина в судьбе доктора, в отличие от Тони и Лары, изначально не принадлежала кругу Живаго, однако между ними нет сословных преград, поскольку Марина тоже образованна: она типичный представитель советской интеллигенции.

Роль образа Юрия Живаго в раскрытии в романе темы человека и истории

Работа в группах: Вопрос к группе 1: Каково первоначальное отношение к революции Юрия Андреевича? Вопрос к группе 2: Но со временем меняется отношение Живаго к революции. Как? Почему? Вопрос к группе 3: Какова роль описания природы в романе? Вопрос к группе 4: Как сам писатель устами лирического героя Юрия Живаго говорит о назначении искусства?

Б. М. Кустодиев «Большевик»

Отношение Юрия Живаго к природе

Творчество в судьбе Юрия Живаго

Рождество 1911 года «Зимняя ночь» - первый поэтический опыт Юрия Живаго «Юра обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.» («Доктор Живаго» ч. 3.)

Символика стихотворения «Зимняя ночь» Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку. Свеча в стихотворении – это конкретно-изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло. В контексте стихотворения образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни.

Метель метёт по страницам русской литературы

«А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая!» «Свет полного месяца стягивал снежную поляну осязательной вязкостью яичного белка или клеевых белил. Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание». («Доктор Живаго» ч. 7)

«Свеча горела на столе. Свеча горела…» «Зимняя ночь» - это стихотворение о любви двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки «метелям» жизни.

Домашнее задание Написать эссе на тему по выбору: 1.«Как я понимаю идею вечной жизни»; 2.«Каким я вижу Юрия Живаго»; 3.«Тайна и притягательность образа Юрия Живаго в одноименном романе Б. Пастернака».