На что важно обратить внимание при подготовке к изложению. Текст придётся воспринимать со слуха. На экзамене текст читают дважды, интервал между чтениями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Advertisements

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Информация главная второстепенная та, без которой не был бы понятен авторский замысел (ключевые слова) та, без которой не был бы понятен авторский замысел.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Информационная обработка текста Основные приёмы сжатия (компрессии) текста: 1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей; 2.
Цели: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению; 2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;
( приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся 1. Исключение 2. Обобщение или объединени 3. Замена.
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Готовимся написать сжатое изложение. Ответьте на вопросы после первого прочтения текста 1.О чём текст? Определите ключевые слова и ключевые эпизоды текста.
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Сжатое изложение Часть 1 (С1). Приёмы сжатия 1.Исключение подробностей, деталей. Выделить главное с точки зрения основной мысли. Исключить детали. Объединить.
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Транксрипт:

На что важно обратить внимание при подготовке к изложению. Текст придётся воспринимать со слуха. На экзамене текст читают дважды, интервал между чтениями – 5-10 минут.

Текст обычно художественный, но может быть и публицистическим, а такой вариант несколько труднее. С другой стороны, основные авторские идеи в публицистическом тексте заявлены обычно прямо, тогда как над художественным текстом придется, возможно, и поразмыслить: что же хотел сказать автор?

Пересказывать текст дословно – не нужно. Поэтому ни в коем случае во время первого чтения текста не надо пытаться его законспектировать, записать за читающим. В этом случае возможно только уловить детали и упустить основной смысл, увлёкшись мелочами.

При прослушивании текста важно понять основное его содержание, а это получится только в том случае, если действительно слушать, то есть желательно вообще не делать никаких записей во время чтения.

Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, полезно постараться ответить на такие вопросы.: В чем основная мысль текста? На какие части его можно разделить? Как эти части связаны между собой? Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы раскрыть свой замысел?

План - самая краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной и тезисный. Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждой смысловой части соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана важно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например, как..., почему..., но не есть ли..., сделал ли... и т. п.)

Назывной план – план в виде ключевых словосочетаний, часто с отглагольными существительными, передающими основное содержание смысловых пунктов текста (например, «Разговор героев о дружбе»).

Тезисный план – план из тезисов (утверждений) глагольного строя, то есть это целые предложения (например, «Герои разговаривают о важности дружбы в жизни»). Такой план всегда чуть более подробен, его уместно применять для записи содержания достаточно больших текстов.

Изложение в рамках ГИА должно быть сжатым (в задании указан минимум – 90 слов). Необходимой для ГИА степени сжатости легко достигнуть, удалив маловажные детали, обобщив однородные и сосредоточившись на передаче только основных мыслей.

При сжатии любого текста обычно опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств, настроений. Но сохраняются ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно- выразительные средства.

Способы сжатия текста: 1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; 2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений, однородных членов предложения, перечисления фактов.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст ( исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов, исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций, исключение одного или нескольких предложений)

При обобщении необходимо упрощение конструкций предложений (сложное предложение переделываем в простое)

Сжатое изложение по тексту Мы живём в такое время, когда между разными странами, нациями ежедневно происходят какие-либо конфликты и разногласия. Причиной тому является отсутствие взаимопонимания и уступчивости. Значит, всем нам нужно учиться понимать другого человека, прощать чужие ошибки, избавляться от собственных обид. (39 слов)

НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных противоречий: обмана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели. Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, перестаёт улыбаться и даже может заболеть. А нужно ли это? Нет. (44 слова)

Если человек сумеет простить, значит, он смог выдержать это нелёгкое испытание и показать своё моральное превосходство. (16 слов)

Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ! И в нашем сердце тогда будет место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее, для ощущения полноты жизни, которую мы сумеем достойно прожить. (40 слов) Итого: =95 слов.