«Учителю на заметку". Технологии развития критического мышления ( стихи)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего.
Advertisements

Синквейн как прием технологии развития критического мышления.
Развитие творческого потенциала личности через применение технологии критического мышления Учитель начальных классов высшей категории: Трегубова И.В. Муниципальное.
Создаём синквейны МКОУ «Затеченская ООШ» Федерягина Ольга Николаевна.
Приемы педагогической техники Использование синквейнов при изучении химии.
Кто «Я» и каким хочу быть. Задачи: развивать представление о своем «Я», построить план развития и приобретения положительных черт характера, развивать.
Белкина Екатерина Витальевна, учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Бурлинская С(п)ОШ»
Маленькие секреты большого урока (мастер-класс учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 19» г. Салавата Асылгужиной Г.Ф.) «Даймонд» как приём технологии.
Что такое Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная.
Автор презентации Крашеницина Ольга Ивановна учитель -логопед ГБДОУ д/с 5 г.Ломоносов Петродворцового района.
Правила написания синквейна Синквейн (фр. – пятистишье) – это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
С ОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Приемы педагогической техники Использование синквейнов при изучении химии.
Технология критического мышления. Синквейн. Мастер-класс подготовила: Лихачева Г.А., педагог МОУДОД «Станция юннатов» г.
Синквейн Дидактический синквейн Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале.
Синквейн Синквейн Слово «синквейн» Слово «синквейн» происходит происходит от французского слова «пять». от французского слова «пять». Это короткая Это.
МОУ «Еланская средняя общеобразовательная школа» Бабушкина Жанна Викторовна, учитель биологии и географии.
Эссе как жанр литературного произведения Лыкова Елена Марковна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»
Синквейн Синквейн. Слово «синквейн» Слово «синквейн» происходит происходит от французского слова «пять». от французского слова «пять». Это короткая Это.
Транксрипт:

«Учителю на заметку". Технологии развития критического мышления ( стихи)

Стихотворения даймонд, диаманта, синквейн, сенкан, хайку – это одни из самых эффективных методов развития образной речи, форма свободного творчества, которая требует от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Алгоритм написания синквейна: 1-я строка – одно слово, существительное, отражающее тему синквейна; даёт возможность судить о метапредметном умениии определять тему. 2-я строка – два слова, прилагательные или причастия, которые обозначают существенные признаки предмета, описывающие основную мысль;

3-я строка – три глагола, дающие представления о том как протекает процесс применения понятия. 4-я строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. 5-я строка – слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.

Вторая, третья и четвёртая строки характеризуют метапредметные умения выделять существенные признаки понятия, обобщать и формулировать вывод – тезис.

Примеры синквейна: Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство. Якутия Холодная, красивая Растёт, процветает, славится Якутия – это волшебное место Родина.

Примеры синквейна: Отец Мудрый, выносливый Работает, заботится, старается Отец несёт ответственность за семью Глава. Мама Умная, красивая Любит, учит, заботится Мама – самое нежное слово Любовь.

Примеры синквейна: Море Огромное, глубокое Движется, злится, волнуется В море есть много разных рыб Вода. Берёза Красивая, волшебная Стоит, покачивается, растёт В берёзе очень много воды Дерево.

СЕНКАН - это пятистрочный нерифмованный стих. Сенкан синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое описывает или отзеркаливает тему. Сенкан помогает подытоживать информацию, схватывать сложные идеи, ощущения и представления и формулировать их несколькими словами.

Сенкан составляется по таким правилам: 1 Первая строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное). 2. Вторая представляет собой описание темы, который состоит из 2- х слов (чаще прилагательных). З.Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.

4. Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме. 5. Последняя строка состоит из одного слова - синонима, который передает, сущность темы. Сенкан не обязательно должен иметь ритм и рифму. Это свободное произведение.

Пример сенкана: Рак Нежный, чуткий К нему стремятся и избегают Он непостижим своими тайнами Загадка.

Даймонд – стихотворение в форме алмаза, состоящее из 7 строк При характеристике, сравнении двух противоположных понятий исполь- зуется приём Даймонд. В переводе с английского бриллиант, алмаз. Важный момент в задании встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

Алгоритм написания даймонда: 1-я строка – два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. 2-я строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. 3-я строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

4-я строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. 5, 6, 7-е строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Пример даймонда: 1. Пушкин 2.Великий, известный. 3.Пишет, творит, создает. 4. Светлое и прекрасное – чёрное и красное… 5.Ненавидит, стреляет, убивает. 6.Молодой, нехороший 7.Дантес.

Пример даймонда: Химическая реакция; Опасная, необходимая; Превращает, искрится, греет; Горение, гниение, испарение, плавление; Замораживает, возгоняет, выпаривает; Нужное, очищающее; Физическое явление.

Пример даймонда: Встреча. Наступившая, желанная. Тревожит, радует, происходит. Встреча состоялась, разлука впереди. Горькая, долгая. Бередит, томит, печалит. Разлука.

Диаманта – стихотворение в форме алмаза, состоящее из семи строк, первая и последняя из которых понятия с противоположным значением.

Алгоритм написания диаманты: 1-я строка – тема (существительное) 2-я строка – определение (2 прилагательных) 3-я строка – действие (3 причастия) 4-я строка – ассоциации (4 существительных) 5-я строка – действие (3 причастия) 6-я строка – определение( 2 прилагательных) 7-я строка – тема (существительное).

Пример диаманты: Оптимус Прайм Великий, известный, Стреляющий, сражающийся, спасающий, Командир, предводитель, друг, товарищ. Убивающий, предающий, ненавидящий, Большой, злой, Мегатрон.

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

Алгоритм написания хайку: 1-я строчка: «Я видел» кого-то или что-то 2-я строчка: Какого? 3-я строчка: Как?

Примеры хайку: Чертеж Я видел чертеж, С красивыми знаками, Аккуратно… Деревня Я видел деревню, С разноцветными домами, Красиво…

Использование технологии развития критического мышления в школе -Умение учащегося составлять синквейны, сенканы, даймонды, диаманты, хайку по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся: -

- знает содержание учебного материала темы; -умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества; - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Работа над созданием синквейна, сенкана, даймонда, диаманты, хайку является одним из эффективных методов развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат. Их можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.