Дизартрия Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
Advertisements

Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии.
ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА к. п. н., доцент каф. логопедии ПГПУ Лизунова Л. Р. г. Пермь.
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей диагностика.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Речевые нарушения Дизартрии Артикуляторные.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
ГОУ ТО «Алексинский детский дом» Подготовили Учитель-логопед Скотникова Н.А. Муз. руководитель Игнатьева С.Ю Презентация.
Подготовила: КочетковаЕ.Р. музыкальный руководитель МБДОУ 54.
Советы логопеда. Развитие речи детей дошкольного возраста.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Ведущий дефект при дизартрии – нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата.
КУРСОВАЯ РАБОТА Работу выполнила Снегирькова Татьяна Леонидовна, учитель – логопед МБДОУ ЦРР детский сад 10 г.Вязьмы Смоленской области 2012 г.
Использование компьютерной логопедической программы «Игры для тигры» в МДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок»
ПОДГОТОВИЛА: ВАСИЛЬЕВА ЭЛЬВИРА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД.
Транксрипт:

Дизартрия Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Лекция 2. Методика коррекционной работы при дизартрии (организационные и содержательные аспекты) Меню лекции 1.1. Основные подходы 1.2. Задачи и направления логопедического воздействия Принципы логопедического воздействия Этапы логопедического воздействия.

Системный подход (Н. П. Капустин, Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова) позволяет рассмотреть коррекционный процесс как систему из множества элементов и отношений между ними, главный признак которой целостность. Описать коррекционный процесс на основе системного подхода означает выделить следующие его признаки: наличие составных элементов и компонентов структуры, связей и отношений между элементами, наличие интегративных качеств взаимодействия элементов (такими качествами не обладает ни один отдельно взятый элемент), функциональных характеристик системы.

Основоположники учения о дизартрии, определяя пути клинико-педагогической реабилитации, рекомендовали комплексный подход в коррекционных мероприятиях (О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Чиркина, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова, Е.Ф. Соботович, И.Б.Карелина, О.А. Токарева, Л.В. Мелехова, Т.В.Сорочинская, О.Ю. Федосова и др.).

В стратегические задачи коррекционной работы входит развитие вербальных средств общения и коммуникативной деятельности в целом. В тактические задачи включаются: нормализация тонуса, смягчение патологических автоматизмов речевого аппарата, развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, развитие (коррекция) звуковой и лексико-грамматической сторон речи, развитие сенсорных и высших психических функций.

Первое направление. Нормализация мышечного тонуса и развитие движений органов артикуляционного аппарата, мо­ торики в целом и в особенности движений пальцев рук. Методическими приемами для решения задач данного этапа является массаж органов артикуляционного аппарата и мышц кистей рук, а также пассивная и активная гимнастика этих органов. При необходимости логопедическая работа начинается с затормаживания гиперкинезов и формирования произвольного сглатывания слюны. Второе направление. Развитие дыхательной функции, а также силы, модуляции и выразительности голоса. На этом этапе применяются различные комплексы дыхательной гимнастики, голосовые и фонопедические упражнения, которые позволяют увеличить объем вдыхаемого воздуха, развить фонационный выдох и голосоведение.

Третье направление. Коррекция фонетической стороны речи. Применяются упражнения для развития фонематического восприятия и различные приемы постановки звуков и их автоматизации. Четвертое направление. Развитие сенсорных и высших психических функций как основы речи. Пятое направление. Развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Развитие устной речи, речевого дыхания, формирование просодической стороны высказывания.

Этиопатогенетический принцип связан с учетом преимущественного поражения тех или иных структур мозга. Ему предшествует диагностика состояния речевых и психофизиологических функций, позволяю­щая определить преимущественное поражение структур мозга и. связанный с этим характер нарушений мышечного тонуса, моторных, сенсорных и речевых функций. Принцип раннего воздействия. Раннее воздействие на ребенка с риском дизартрии способствует более полному развитию компенсаторных возможностей мозга, а зна­чит, усиливает эффективность коррекционной работы. Системность воздействия, направляющегося: на моторное развитие; на психическое развитие; сенсорное развитие; речевое развитие; на развитие качеств личности. 4. Комплексность воздействия, которое состоит в согласованной работе специалистов: невропатолог - логопед - психолог.

- Учет закономерностей и последовательности развития моторных, сенсорных, психических и речевых функций. - Учет структуры речевого нарушения: выделение ведущего дефекта в структурно-функциональной организации речевой деятельности; учет вторичных расстройств. - Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. - Учет детско-родительских отношений, их максимальное использование.

Медицинский блок определяет врач- невролог: медикаментозные средства, ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и др.

Психолого-педагогический. Развитие сенсорных функций. Развитие слухового восприятия, формирование слухового гнозиса, формирование фонематического слуха. Развитие зрительного восприятия, дифференцировки и зрительного гнозиса, профилактика графических ошибок на письме. Реализуя это направление, развивают и стереогноз. Упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.

1. Направления работы определяются уровнем развития ВПФ, возрастом ребёнка. 2. Формирование звукопроизношения начинается с развития мотивации, стремления к самоусовершенствованию, должно способствовать развитию самосознания, саморегуляции, самоконтроля, коммуникативной и жизненной компетентности. 3. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений на основе зрительно-кинестетических ощущений (психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств).

1. Предварительный 2. Этап постановки звука. 3. Этап автоматизации звука. 4. Этап дифференциации звука

1. Подготовительный 2. Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков.

1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (логопедический массаж). 2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика: пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий, активная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качества (точность, ритмичность, переключаемость) артикуляционных движений. 3. Нормализация голоса (вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе). 4. Нормализация речевого дыхания (выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.

5. Нормализация просодики (общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения; система фонетических средств: акценты, тембр, мелодика, прерывистость, ритмика, интонация, громкость, паузация, тональность, силовое ударение, длительность). 6. Развитие мелкой моторики рук. 7. Формирование потребности в речевом общении. 8. Развитие сенсорных функций (слухового восприятия, воспроизведения ритма, фонематического восприятия и звукового анализа). 9. Развитие и уточнение словаря.

Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков. Выработка основных артикуляционных укладов (на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных). Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. Формирование фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме, включающей в себя 6 этапов. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребенка выделять и различать фонемы родного языка. Данная способность формируется при нормальном онтогенезе с шестимесячного возраста и до одного года и 7 месяцев. Постановка звука (использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация.

Выработка коммуникативных умений и навыков. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Формирование у ребенка навыков самоконтроля. Формирование мотивации к улучшению речи. Введение звука в речь в учебной и внеучебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.). Включение в лексический материал просодических средств: различной интонации, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.

Предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии - нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики) Профилактика и коррекция нарушений письменной речи (подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе).

Развитие мелкой моторики, формирование графомоторных навыков, развитие зрительного гнозиса, мнезиса, формирование психологической готовности к обучению, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония). Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Нарушения звукопроизношения. Нарушения голоса. Нарушения просодики. Другие (гиперсаливация, недостаточность кинестетических ощущений, синкенезии, нарушения координации движений).

Целью этого этапа является подготовка артикуляци­ онного аппарата к формированию артикуляционных ук­ ладов. Он включает в себя шесть направлений: нормализация мышечного тонуса, нормализация моторики артикуляционного аппа­ рата, нормализация речевого выдоха, выработка плав­ ного, длительного выдоха, нормализация голоса, нормализация просодики, нормализация мелкой моторики рук.

выработка основных артикуляционных укладов, определение последовательности работы над звуками, развитие фонематического слуха, постановка звука, автоматизация, дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

выработка самоконтроля, тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап преодоление или предупреждение вторичных нарушений. 5-й этап подготовка к обучению в школе. формирование графомоторных навыков, развитие связной речи, развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.