Кратковременная память. Рабочая память Лекция 3-4 6 октября 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Память Семестр4. Тема15. Лекции11-12.
Advertisements

Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Классификация памяти Классификация памяти производится на основе следующих критериев: по длительности хранения информации, в зависимости от типа информации,
Внутренняя репрезентация информации в пространственной памяти при воспроизведении и узнавании Ляховецкий В.А. Институт Физиологии им. И.П. Павлова РАН.
Обзор конференции ICOM-5 по исследованию памяти человека к.т.н., м.н.с. лаб. Физиологии движений ИФ РАН Ляховецкий В.А.
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.
Влияние модальности сенсорного входа на распределение ошибок испытуемых при воспроизведении запомненных последовательностей движениями руки Боброва Е.В.,
Память 1. Понятие памяти 2. Теории памяти 3. Функции памяти 4. Виды памяти.
ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ Подготовил доц. Несторович Я.М..
Выполнила : ученица МБОУ Лебяженской школы 10 класса Колпакова Валерия Руководитель : Никитина И. А., учитель иностранного языка « Память и методы запоминания.
Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.
Как учитывать особенности памяти при организации обучения Сиренко С.Н.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.
Взаимосвязь трудностей возникающих у ребенка при обучении с уровнем развития универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Низкий.
Как учитывать особенности памяти при организации обучения Сиренко С.Н.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
Современный урок в коррекционной школе КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Шишканова Снежана Егоровна.
Память. Внимание Подготовила:Ергазина Аида. Память Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической.
Тестовые технологии В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Транксрипт:

Кратковременная память. Рабочая память Лекция октября 2014 г.

Модели «контейнеров» Разная степень удержания информация в зависимости от времени и объема У.Джемс: первичная и вторичная память Антероградная и ретроградная амнезии

Теории памяти ассоциативная теория – Г.Эббингауз Принцип ассоциации Требования к материалу Методы изучения: – метод заучивания (критерий – два безошибочных воспроизведения), – метод парных ассоциаций Калкинса, – метод узнавания Результаты – кривая забывания – эффекты края ряда или краевые эффекты – закон фон Ресторф – закон Йоста

Кривая забывания

Краевые эффекты Эффект первичности Эффект новизны

Задача Петерсонов (1959) Запоминание триграмм (ADW) Сразу после – интерференция. Обратный счет в течение 3, 6, 9, 12, 15, 18 с Воспоминание Успешность: 3 с – 50%; 6-12 с – 10%; с- 5% Ретроактивная интерференция – новая информация разрушает запоминание старой

Проактивная интерференция – старая информация ухудшает запоминание новой информации Loess, 1968

Эффект первичности

Индивидуальные различия Memory span task – 254 – 4276 – – – – ….

Три вида памяти Сенсорный регистр Кратковременная память Долговременная память

George Sperling Сенсорный регистр Каков объем СР? эксперимент Сперлинга. Методика частичного отчета Результаты – при предъявлении матрицы на 50 мс практически полное воспроизведение, Результаты – длительность удержания сенсорного следа. Эксперимент с отсрочкой – 500 мс Иконическая и эхоическая память (Neisser, 1968)

Saul Sternberg, 1966 Кратковременная память Как воспроизводится информация из КП? Какого типа сканирование – прекращающееся или исчерпывающее? Распределение ответов «Да» и «Нет» одно и то же – сканирование исчерпывающее Скорость обработки одного элемента – 38 мс

Единицы КП Единицы КП – чанки, 5-9 элементов (Miller, 1956) ДТАЯРБУИЛП ДАРУПЛИБЯТ Группировка информации – по ритму (телефонные номера), цвету, размеру….

Кодирование в КП Р. Конрад (Conrad, 1964) – оценка удобства телефонных индексов, основанных на буквах и цифрах Задача запоминания зрительных стимулов Ошибки соответствовали звучанию Хуже запоминались те стимулы, которые были близки по звучанию МНПКС РХСНЧБ

Объем КП Что подлежит запоминанию? Системы зрительной обработки – Система «что» – Система «где» Ungerleider, Mishkin (1982) Два параллельных пути обработки зрительной информации – Расположение объектов в пространстве (дорсальный) – Идентификация объектов (вентральный)

Приматы с нарушенными задне-теменными областями могли опознать объект но не могли его схватить (найти в пространстве) Соответствующие нарушения у людей приводят к ошибкам в оценке размера объекта и расстояния до него (Von Cramon and Kerkhoff, 1993; Jeannerod et al., 1994) Goodale and Milner (1992; Milner and Goodale, 1995). Пациентка DF с нарушениями затылочной коры, но сохранной первичной зрительной корой. Не могла вербально описать объекты. Однако в заданиях, в которых нужно было выполнить простые моторные действия (положить объект в нужное отверстие)

Что? Irwin, Andrews, 1996 Необходимо запомнить ряд разноцветных букв – предъявление на короткое время Потом ответить про одну из букв (выделена маркером) – ее содержание или цвет Успешность резко снижается после 4 Память ограничена 4 объектами

Где? Блоковый тест Корзи В норме – 5 Отношения между пространственной и зрительной КП - интерференция

Система хранения информации в КП обладает ограниченным объемом и старая информация пропадает из нее вытесняемая новой информацией Метафора ящиков Забывание – интерференция или угасание. От чего зависит забывание в КП – от затухания или интерференции?

Во, Норман Варьировали две переменные – темп чтения – 1 с или ¼ с И количество интерферирующих элементов – список из 16 и последняя была повторной, нужно было сказать, какая цифра до этого была после нее Результат – эффективность запоминания не зависит от скорости предъявления и зависит от количества интерферирующих элементов

Трехкомпонентная модель Р.Аткинсона и Шифрина

Уровни обработки Крейк и Локхарт, 1972 Крейк и Тулвинг, 1975 – эффект более глубокой обработки не связан с затраченным временем. Так они дали задание на поверхностную обработку в усложненном варианте – ответить про рифму и посчитать количество гласных и согласных. Временное усложнение не улучшило воспоминания Hyde, Jenkins, 1973 – уровни переработки одинаково проявляются в случае воспроизведения и узнавания. И не важно предупрежден ли испытуемый о будущем тестировании или нет

Уровни переработки - ограничения Критика – более вероятное объяснение кодирования параллельного, а не последовательного вида Адекватность переработки воспроизведению Моррис, Бренсфорд, Фрэнкс (1977) – подобрать слово в предложении (семантическая переработка) или рифму. Тест семантический – найти слово из списка Тест на рифму – найти из списка слова, которые рифмовались с словами из задания. Значимое взаимодействие – если простой список, то лучше вспоминают после семантической обработки, чем после рифмы. Но если список со словами с рифмами – то наоборот

Преимущества переработки Крейк и Тулвинг, 1975 – испытуемому нужно было решить, можно или нет вставить слово в предложение. Предложение было или коротким (она уронила свою авторучку) или длинным (маленький старичок прихрамывая, пересекая внутренний дворик, уронил в колодец свою авторучку) Тест памяти - нужно было вспомнить подчеркнутое слово. Лучше вспоминали слова в более сложных предложениях Вывод: более глубокая переработка приводит к созданию более сложного удобного кода для извлечения информации

Рабочая память Пространство для переработки информации при выполнении разных операции Например, игра в шахматы – хранение информации для оценки различных стратегий Существует ли вообще независимая от операций система хранения информации?

Бэддели, Хитч (1974) – задание на оценку логических правил Вместе с этим им нужно было запоминать ряды цифр с разным количеством цифр в ряду Количество ошибок и время решения не сильно зависели от загруженности памяти Вывод: простая загрузка КП, нерелевантая выполняемым операциям не нарушает РП Теория Бэддели

Многокомпонентая модель РП

Фонологическая петля Эффект длины слова – люди запоминают столько слов, сколько смогут воспроизвести за 2 с (Baddely, et al., 1975) Кросскультурные различия в объеме КП Альтернативные объяснения – большая семантическая сложность длинных слов, их лингвистическая фрагментация

Роль фонологической петли в научении Vallar, Baddely, 1987 – больная ПВ с нарушением фонологической петли, но интеллект, ДП, и кратковременная зрительная были сохранны. Также была сохранна речь Гипотеза – фонологическая петля нужна для овладения новым языком Задача – связывать восемь русских слов с итальянскими Результат – не справилась ни с одним, но с заданием на семантическое кодирование (замок - хлеб) справилась хорошо

Роль фонологической петли в научении Эксперимент на нормальных взрослых – когда им также было нужно запомнить пары слов из родного и чужого языка, они не справлялись, если при этом повторяли про себя нерелевантные звуки. Но повторение звуков не мешало связывать слова в родном языке Дети с нормальным невербальным и отстающим вербальным интеллектом. Задача на повторение псевдослов – испытуемым произносят и они должны сразу повторить псевдослова все более длинные (ballop, woogalamic, versatrational). Дети с низким ВИ имели низкую РП Фонологическая петля и регуляция поведения, контроль (Выготский, Лурия)

Ввод зрительно-пространственной информации Мысленные образы и Гальтон (пример задания Шепарда) Пирсон и соавторы (1999) – задание на составление сложной фигуры (в течение 2 мин) и рисование ее по памяти. Выполняемая параллельно деятельность – Артикуляторное подавление (не помнили из чего состоит фигура, но правильно составляли фигуру) – Тэппинг-тест (помнили фигуры, но не могли составить за две минуты из них новую фигуру)

Японские специалисты по абаку (соробан) и контрольная группа – Группа-абак не могла считать при другом пространственном задании – Контрольная – при артикуляторном подавлении

Центральный процессор Концентрация внимания, переключение со стратегий, оттормаживание операций Robbins et al., 1996 – шахматисты и запоминание расположения фигур на доске Три интерферирующих задания – Артикуляторное подавление – Тэппинг-тест – Задание на генерацию случайных величин Только последнее задание нарушало запоминание

Индивидуальные различия в рабочей памяти Working Memory span task (Daneman, Carpenter, 1980) – читать предложения и запоминать последнее слово Корреляция – Языковые способности – Сочинения в прозе – Понимание сложных инструкций – Внимательность – Курс по языкам программирования – Логическое мышление

Модель рабочей памяти Н.Кована (Cowan, 1999)