Лесное хозяйство. Практические подходы к устойчивому управлению лесами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проф. А.П.Петров Доклад на круглом столе «Лесное хозяйство России: состояние.
Advertisements

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ АРЕНДЫ ЛЕСОВ Международная конференция СПбНИИЛХ Санкт-Петербург 6-7 февраля 2012 г. Профессор,
ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Оперативное совещание Рослесхоз А.П.Петров Ректор ФАУ ВИПКЛХ Профессор, д.э.н.
МГУ Леса Кафедра лесоустройства и охраны леса А.Н.Филипчук 2-ой Международный экологический форум 8 октября 2010 г.
1 Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на годы.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Деловая игра 28 июня 2013 г. ФАУ ВИПКЛХ Профессор, д. э. н. А. П. Петров.
Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
Соглашение по реализации Межрегиональной Программы «Зеленый Мост» как основа для Зеленой Экономики Булат К. Есекин, независимый эксперт IV Астанинский.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Социальные приоритеты в проекте национальной лесной политики А. Кулясова, А. Овчинников (ЦНСИ) Д. Славинский (СПбГУ)
Лесопромышленный комплекс Республики Беларусь. Лесной комплекс Республики Беларусь объединяет отрасли и производства, связанные с воспроизводством, защитой.
Парламентские слушания на тему: «Актуальные проблемы правового регулирования рекреационной деятельности, развития туризма, отдыха граждан в лесах и обеспечения.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Стратегии по тематическим и сквозным областям деятельности– Деградация земель Семинар для членов ГЭФ 11 – 13 октября 2011 г. Ташкент, Узбекистан.
Об участии Ставропольского края в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации в 2013 году Министерство.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Исаев А.С., академик РАН, председатель Российского Национального совета по лесной сертификации Национальная система добровольной лесной сертификации России.
Транксрипт:

Лесное хозяйство. Практические подходы к устойчивому управлению лесами

Традиционная система Устойчивая система Цель управления выращивание леса, где самое важное запасы древесины Цель управления формирование лесной экосистемы, обладающей различными ресурсами и функциями Критерий успешности объем полученной продукции, продуктивность леса Критерий успешности качество продукции (в том числе величина добавленной стоимости), состояние лесной экосистемы после использования Лес это «огород», предназначенный для выращивания и заготовки древесины Лес это элемент ландшафта со сложными связями между живыми и неживыми компонентами Управленческие решения единолично принимает владелец или государство В принятии управленческих решений участвуют местное население и общественные организации Лес бесплатный природный ресурс, источник древесины, который нужно использовать Лес природный капитал, экосистемные функции могут также приносить доход, необходимо поддержать все его функции и ресурсы Сравнение традиционной и устойчивой систем

1992 г., Рио-де-Жанейро Попытка принять юридически обязательную международную Конвенцию по лесам не удалась. Юридически необязательные соглашения: «Принципы лесоводства» «Повестка дня на XXI век» (включает борьбу с обезлесением) Комиссия ООН по устойчивому развитию создала Межправительственную группу по лесам (потом – Межправительственный форум по лесам, потом – постоянно действующий Форум ООН по лесам). Согласованные предложения для международного сообщества по преодолению кризиса с лесами мира (консенсус между государствами, «мягкий» закон) Практический вклад недостаточен 1995 г.

Межгосударственные критерии и индикаторы устойчивого лесоуправления В настоящий момент существует 8 международных министерских (межправительственных) процессов по разработке КиИ, в которых участвуют около 150 стран, объединенных по географическому признаку. КиИ обязательны для исполнения странами участницами процесса Россия – Хельсинкский и Монреальский процессы

Критерии и индикаторы Монреальского процесса 7 критериев и 67 индикаторов. Одинаковы для всех стран- участниц Предназначены для оценки ситуации на национальном уровне 1. Сохранение биологического разнообразия 2. Поддержание продуктивной способности лесных экосистем. 3. Поддержание санитарного благополучия и жизнеспособности лесных экосистем. 4. Сохранение и поддержание почвенных и водных ресурсов. 5. Поддержание вносимого лесом вклада в глобальный цикл углерода. 6. Поддержание и приумножение комплексных социально- экономических полезностей длительного характера с целью удовлетворения общественных нужд. 7. Наличие юридических, организационных и экономических рамок для сохранения и устойчивого управления лесами.

Примеры и проблемы практической реализации устойчивого управления лесами

Схема государственного управления лесами на федеральном уровне в РФ Правительство РФ Министерство природных ресурсов и экологии РФ Федеральное агентство лесного хозяйства ФГУП «Рослесинфорг» и его филиалы инвентаризация лесов и лесоустройство Унитарные предприятия, учреждения Департаменты лесного хозяйства в федеральных округах ФКУ «Рослесресурс»: госзакупки ФБУ «Авиалесоохрана»: авиационные работы по охране и защите лесов Научно-исследовательские, образовательные учреждения ФБУ «Российский центр защиты леса»: лесопатологический мониторинг и семеноводство

Схема государственного управления лесами на уровне субъекта РФ Высший исполнительный орган власти субъекта РФ Орган гос. власти в области управления лесным предпринимательством Лесничества и лесопарки Гос. функции и услуги в области управления лесами Хозяйственные функции (использование, вопросизводство, охрана и защита) Частный бизнес Государственный бизнес, государственные учреждения Орган государственной власти в области управления лесами

Горячее лето 2010 г.: Россия

Общая площадь, пройденная пожарами – (16) млн га Общая площадь лесных пожаров – около 6 млн га (по официальным данным – 1,5 – 2 млн га) Около 60 человек погибло, 2,5 тыс. домов сгорело, полностью уничтожено 127 населенных пунктов Смертность по стране от аномальной жары за июль август 2010 года составила человек (данные Правительства РФ). Либо: общее количество умерших увеличилось по сравнению с 2009 г. на 20 тыс. чел. (1 %) (официальный доклад «Об итогах работы Мин­здрав­соц­раз­вития Рос­сии в 2010 г. и задачах на 2011 г.») Экономический ущерб – от 6 млрд рублей до 300 млрд $

Причины (анализ Гринпис) Отсутствие реальной государственной лесной охраны. Разрушение в результате реформ экономически жизнеспособных лесохозяйственных предприятий, способных мобилизовать значительное количество профессионалов на борьбу с лесными пожарами. Отсутствие единой системы борьбы с природными пожарами на землях разных категорий, разной ведомственной принадлежности и находящихся в разных формах собственности. Большое количество лесов с неясным правовым статусом. Отсутствие прямого запрета на выжигание сухой травы и системы борьбы с выжиганием сухой растительности на природных территориях. Отсутствие централизованной системы охраны лесов от пожаров и возможности быстрой переброски средств и квалифицированных работников в наиболее горящие регионы. Безответственность чиновников, искажающих информацию о ситуации с пожарами Большие площади осушенных и брошенных торфяников.

Горячее лето 2010 г.: ? Общая площадь, пройденная пожарами – 371 га при аналогичных погодных условиях Причины: Достаточная численность лесной охраны ( га на 1 чел, против тыс. га в России) Хорошая техническая оснащенность предприятий Действенная система оперативного реагирования на возгорания (в России – отсутствие системы оперативной межрегиональной координации) Запрет на посещение лесов и на охоту в них установлен на всей территории республики, высокие штрафы за нарушение запрета Четкая система профилактики, обнаружения и мониторинга лесных пожаров Запрет на выжигание сухой травы, высокие штрафы

Беларусь

Швеция Десятилетия интенсивного лесного хозяйства (активное использование рубок ухода с формированием древостоев желательной породной, возрастной и товарной структуры Результат – утрата большей части биоразнообразия, потеря устойчивости, недовольство общества Современность – значительные усилия на государственном уровне в части обеспечения устойчивого управления лесами

Швеция Рубки с сохранением биоразнообразия и ландшафтных ценностей Восстановление лиственных пород (осины и др.) Сохранение старых крупных деревьев и др.

Вовлечение общественности в управление лесами: Россия Лесной массив площадью около 1000 га на северо-западе Московской области Планы строительства скоростной автомагистрали Москва Санкт- Петербург Несмотря на наличие альтернатив, был выбран вариант строительства трассы через лес. Не были проведены консультации с местными жителями и организациями. Итог – длительное противостояние местных жителей и активистов Социальные конфликты вокруг лесов: Химкинский лес (2006–2012).

Вовлечение общественности в управление лесами: США Открытость информации о лесах и планах лесоуправления (Интернет, выставки, публикации, в том числе рассчитанные на разные слои населения) Активное участие населения в разработке планов лесопользования для крупных категорий земель На местах отдельные граждане или НПО часто выступают лидерами в разработке планов устойчивого лесопользования Реализация партнерских отношений

18 ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ Лес занимает половину территории России Лес – культурная и экологическая ценность Россия – крупнейшая лесная держава мира Лес – ключевой фактор социально- экономического развития страны РОССИЯ ИМЕЕТ ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ЛЕСНОЙ СФЕРЕ СТАЛКИВАЕТСЯ С РЯДОМ ПРОБЛЕМ …НО, Экстенсивная модель лесопользования Система управления лесами не адаптирована к рыночным реалиям Значительные потери лесов от пожаров, вредителей и болезней Недостаток информации и общественного участия 50 % Из презентации директора Департамента госполитики в области лесов МПРиЭ

Лесная политика РФ «Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года». Утверждены МПРиЭ 23 сентября 2013 г.

20 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕЛИ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА: Эффективная лесная экономика Рост ВВП в лесном секторе Благоприятная окружающая среда для граждан Сохранение биосферной роли лесов России Рост уровня жизни граждан, связанных с лесом Устойчивое развитие лесных территорий Эффективное управление лесами Интенсивная модель лесопользования Развитый рынок лесных товаров и услуг Рост конкурентоспособности предприятий Эффективная охрана и защита лесов Качественное воспроизводство лесов Растущее экологическое значение лесов Высокий научный и кадровый потенциал Развитие международного сотрудничества Участие граждан в принятии решений по лесам

Разработаны и описаны механизмы реализации госполитики Каждый элемент политики связан с конкретной государственной программой (программно- целевой подход к реализации госполитики) Участие граждан, общественных объединений, бизнеса в принятии решений по лесам Лесная политика РФ

Примеры успешных проектов Лесные ресурсы: длительность воспроизводства, высокие риски, конъюнктура рынков меняется гораздо быстрее, чем растет лес Пример: устойчивый рост спроса на фанеру в последние годы, рост заготовки березы, возможно производство фанеры из осины В соответствии с современными представлениями об устойчивом лесоуправлении (в том числе экономически устойчивом) оно, как правило, должно быть многоцелевым Вариант – комплексное лесопользование

Проект С 2009 г. при финансовой поддержке компании ИКЕА на базе ООО «Сорвижи – лес» (Кировская область) реализуется проект по организации комплексного лесопользования. Направления развития хозяйства: пчеловодство; ведение охотничьего хозяйства; заготовка пищевых и недревесных ресурсов леса (грибов, ягод, ивового корья и прута и др.). Эти виды деятельности позволяют наиболее полно использовать полезности леса и получить определенные выгоды: новые услуги и продукты, рабочие места, снижение зависимости от сезонности работ, более гибкие цены на сырье.

Комплексное лесопользование: вклад в экологическую, экономическую и социальную устойчивость Наиболее рентабельный вид деятельности – производство меда Охотничье хозяйство – многоплановая выгода: дополнительная выручка от использования техники возможность для местного населения повысить свои доходы путем участия в промысловой охоте. использование охотничьей инфраструктуры и оборудования для различных нужд: пчеловодства, заготовки дикоросов, ночевки бригад, выезжающих на отводы и др. Дополнительный доход – сдача домиков выезжающим в лес семьям.

Итоги и выводы Затраты быстро окупаются, экономия превышает перерасход Полнее используется и материально-технический, и человеческий потенциал. Итог - значимая экономия сил и средств. Общий доход предприятия гораздо меньше зависит от сезона. Комплексное лесопользование как нельзя лучше соответствует задаче многоцелевого использования лесов как атрибуту устойчивого управления лесами. Высокую доходность лесопользования и эффективность ведения хозяйства можно обеспечивать за счет параллельного развития других видов лесопользования. Внесен вклад во все три составляющие устойчивого лесоуправления: экономическую, экологическую и социальную. Тиражирование: Подобную схему может реализовать любое предприятие, имеющее лес в аренде

SFT Group: Опыт экологичного производства гофроупаковки Абсолютная экологическая направленность - сеть предприятий работает только на макулатуре Собственный сбор и переработка макулатуры Отсутствие сложного химического производства Экологичное – не значит убыточное: В 2011 году SFT Group была признана самой динамично развивающейся компанией целлюлозно-бумажной промышленности России

Вопросы?

Спасибо за внимание Яницкая Татьяна Олеговна Российский национальный офис Лесного попечительского совета (FSC России)