« Правоведение » Тема 1. Государство и право. Лекция-визуализация 1 Время: 2 часа Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 TTÜ virumaa KOLLED ž ÕIGUSÕPETUS. 2 Государственное право Функции государства - это основные направления деятельности государства. Функции государства.
Advertisements

Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Понятие государства совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти особая форма политической власти, обладающая суверенитетом.
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ФОРМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ФОРМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ Учитель обществознания Алексеев Михаил Валерьевич МКОУ СОШ 5 с. Шумное Чугуевского района Приморского.
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ФОРМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ Учитель обществознания Алексеев Михаил Валерьевич МКОУ СОШ 5 с. Шумное Чугуевского района Приморского.
ГОСУДАРСТВО. ПЛАН: 1.Теории происхождения государства. 2.Понятие «государство». 3.Признаки государства 4.Функции государства 5.Формы государства. 6. Гражданство.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Тема «Государство» Коняева Т.В.dfdfd. особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с.
Государство в политической системе Подготовила студентка 3- курса Ф-п группы Стецко Алина.
Коробова Е.В. Государство и политическая власть. Коробова Е.В. 1.1.Понятие, признаки и функции государства Государство – это единая политическая организация.
Государство: понятие и признаки Государство: понятие и признаки.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Исполнительная власть и государственное управление.
Федеративное устройство и органы государственной власти в Российской Федерации.
« Финансовое право » Тема 2. Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники, финансово-правовые нормы и правоотношения. Лекция-визуализация 2 Время:
Направление подготовки Регионоведение России Квалификация (степень) выпускника магистр 2012.
Куликов р.в учитель истории и обществознания МБОУ лицей 4 Г. Славянск-на-Кубани 2012.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: ВОЙНИЧ Б.Л. ГРУППА Ю-240 ПРОВЕРИЛ: АНДРЕЕВ А.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области Урок обществознания.
Транксрипт:

« Правоведение » Тема 1. Государство и право. Лекция-визуализация 1 Время: 2 часа Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Происхождение государства и права. 2. Функции государства. 3. Форма государственного устройства. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.

Происхождение государства и права Власть есть необходимый атрибут всякого общества. Ее можно определить как способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя, при необходимости, принуждение. Из данного определения следует, что власть есть, прежде всего, отношение между субъектом, или носителем власти, и объектом, т.е. подвластным либо подвластными. Будучи атрибутом общества, власть изменяется вместе с изменением его природы. С этой точки зрения, можно выделить несколько разновидностей власти: 1. Власть родового общества. Будучи по природе общественной, она совпадает с населением, т.е. с родовой или племенной общностью. Родовое общество не делилось на группы с различными, тем более - противоположными интересами. Поэтому власть родовых старейшин и племенных вождей выражала общую волю, отражая интересы всех и каждого 2. Власть раннеклассовых обществ. Вторая разновидность власти характерна для раннеклассовых обществ, примером которых могут быть общества Древней Индии, Древней Иудеи, раннего ислама и т.д. В наши дни их можно встретить в ряде районов Тропической Африки, Ближнего Востока и т.д. Основу власти здесь составляют божественное откровение (иудаизм, ислам), мудрость древних (индуизм) и т.д. Видимо, тогда и появилось выражение, что всякая власть от бога. 3. Власть развитой государственности. Она отражает эпоху относительно развитой государственности, когда государство сбрасывает религиозную форму и выступает уже в "чистом" виде. Это, как правило, буржуазные государства и социалистические (в их марксистско-ленинском истолковании).

Из теорий происхождения государства можно выделить: теологическую; патриархальную; теорию общественного договора; классовую, или марксистско-ленинскую, и т.д Теологическая теория была продуктом эпохи, через которую прошли все народы, когда мир воспринимался лишь сквозь призму религии. Отсюда и государство рассматривается как продукт божественной воли. Обычно в качестве представителей этой теории в учебниках приводят средневекового монаха Фому Аквинского и современного клерикального мыслителя Ж. Маритэна. Сюда же, к примеру, следует отнести многочисленных представителей исламской теологии. Марксистская критика данной теории, основанная на отождествлении религии с опиумом для народа, является явно односторонней и опровергается многими фактами истории, в том числе и новейшей. Монтескье Ш. Фома Аквинский теорию насилия;

Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) исходит из того, что государство является продуктом завоевания одного народа другим либо подчинения одной частью общества другой. В подтверждение ее достоверности обычно ссылаются на многочисленные факты истории: завоевание Рима германцами, становление империи Чингисхана и т.д. При кажущейся логичности такого подхода упускается из виду, что само завоевание приобретает смысл лишь на той ступени истории, когда человек стал создавать в процессе труда прибавочный продукт. Поэтому в основе данной теории лежат все-таки экономические факторы, а не сам по себе факт завоевания. Патриархальная теория, согласно Филмеру и Михайловскому, исходит из того, что власть монарха вырастает из власти главы большой патриархальной семьи и в силу этого должна строиться по модели семьи. Теория явно не в ладах с логикой и историческими фактами. Если бы государство вырастало из семьи, то в мире должно было бы быть столько же государств, сколько семей составляло их основу. Кроме того, история свидетельствует, что процесс разложения родового строя шел не от семьи к государству, а от родовой общности к моногамной семье. Теория общественного договора (Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др.) исходит из того, что государство возникает в результате общественного договора, заключенного между людьми. До этого каждый человек находился в естественном состоянии, которое трактовалось и как золотой век человечества, и как война всех против всех. Общественный договор был формой самоограничения свободы каждым индивидом во имя достижения урегулированности и порядка в масштабах общества. Для этого часть своих врожденных и неотчуждаемых естественных прав люди передали правительству, которое народ мог свергнуть путем восстания, если оно в нарушение договора узурпирует власть и будет угнетать его. Руссо Ж.Ж.

Марксистская, или классовая, теория государства исходит из того, что государство возникает на развалинах родового строя в результате появления частной собственности и раскола общества на классы с непримиримыми интересами. С помощью государства экономически господствующий класс становится и политически господствующим. Эта теория оказала большое влияние на развитие науки о государстве и праве. Однако научные данные, накопленные за более чем столетний период с момента выхода классической работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", внесли в нее существенные коррективы. Так, они не подтверждают последовательность процесса общественного разделения труда, описанного Ф. Энгельсом. К.Маркс

Государственную власть отличает такой важный признак, как суверенитет. Под ним понимают верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее вовне. Верховенство государственной власти означает, что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы, т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны. Внешняя независимость государства означает, что оно является самостоятельным субъектом международного права. Государство можно определить как особую организацию публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающую специальным аппаратом принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. Важным условием функционирования государственной власти является ее легитимность. Последняя определяется обычно как основа (атрибут) такой правительственной власти, которая поддерживается убеждением правящих и управляемых в правомерности властных функций правительства. Поэтому легитимность власти предполагает справедливость ее осуществления. Узурпация власти есть антипод легитимности.

Функции государства

Внутренние его функции можно разделить на: политическую. Политическая функция государства состоит в охране существующего общественного и государственного строя. Способы ее осуществления зависят от уровня развития общества, степени его демократизма. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации, здесь могут использоваться и методы прямого насилия, и деятельность государства в рамках закона; экономическую. Экономическая функция призвана обеспечить условия функционирования данного способа производства - охрану обусловленных им форм собственности, создание благоприятных условий для развития экономики и т.д. В современном мире экономическая функция является в известной мере и внешней, поскольку рыночная экономика - категория интернациональная; идеологическую. Идеологическая функция призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т.д. С этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции национального социализма, государства благоденствия и т.д.; социальную. Социальная функция имеет своей целью обеспечить минимум социальной справедливости в обществе путем перераспределения национального богатства в пользу социально незащищенных слоев населения (инвалидов, престарелых, безработных и т.д.). Государство, осуществляющее эту функцию, получило название социального государства; экологическую. Экологическая функция государства направлена на борьбу с загрязнением окружающей среды, являющимся следствием современного экономического развития промышленности. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что она отнесена к числу глобальных проблем человечества.

Функции государства могут подразделяются также на основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также степени "включенности" аппарата государства в их осуществление. Например, функция обороны страны предполагает решение задач не только оборонительного характера, но также связанных с образованием и воспитанием молодежи, развитием экономики, науки и т.д. В их решении участвуют многие органы государства. В то же время уличное движение регулирует лишь соответствующая инспекция в структуре МВД. Функции также подразделяют на постоянные и временные. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Так, в советское время в качестве временной рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера таких функций обычно приводят функции борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера.

Форма государства - это такой аспект его характеристики, который раскрывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правления; форму государственного устройства и политический режим. Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики. Монархия есть форма правления, где главой государства является монарх. Он получает власть в порядке наследования или по праву родства, осуществляет ее пожизненно и не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства. Республика - это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей. В президентской республике президент избирается либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием избирателей. Он является главой государства и главой правительства (поэтому здесь нет поста премьер-министра. В парламентской республике такой фигурой является премьер-министр, а президент, избираемый парламентом, играет скромную роль в системе органов государства. Ответственное перед парламентом правительство обычно формируется лидером партии (либо блока партий), победившей на выборах. "Смешанная" республиканская форма правления предполагает сочетание элементов парламентской и президентской республик. Так, в Российской Федерации институт президента сочетается с институтом премьер-министра и парламентской ответственности правительства.

Форма государственного устройства Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства. С этой точки зрения государства подразделяются на унитарные (единые) и федеративные, или сложные.

1. Унитарные. Большинство современных государств являются унитарными. Причем унитарными государствами являются как небольшие скандинавские государства, так и такие крупные государства, как Франция, Италия, Китай, Индонезия, Япония и т.д. После распада Советского Союза все образовавшиеся на его основе независимые государства, кроме России, приняли унитарную форму территориально-государственного устройства. Унитарное государство обычно характеризуется следующими признаками: единая конституция и единая правовая система; единая система органов государственной власти и управления; единое гражданство; единство судебной системы и осуществление правосудия на основе единых норм; деление государства на административно-территориальные единицы (провинции, департаменты, области, округа, районы и другие), органы управления которых регулируются общегосударственными правовыми нормами и подчинены центральным органам государственной власти и управления. Франция Италия Китай Индонезия Япония Таджикистан Узбекистан Киргизия Литва Латвия Украина Беларусь

2. Федеративные. В отличие от унитарного государства федерация является сложным государством: в его структуру помимо центральной (или федеральной власти) входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т.д.), обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. В итоге суверенитет в условиях федерации становится как бы разделенным между федеральным центром и субъектами федерации. Соответственно, в федеративном государстве существуют две относительно самостоятельных системы органов государства: федеративная и система органов субъектов федерации. Таким образом, в условиях федерации на одной и той же территории одновременно и параллельно функционируют две власти - федеральная и местная, т.е. власть субъекта федерации. Каждая из них имеет свою компетенцию. Федерации могут строиться: - по национальному признаку (как в свое время СССР, Чехословакия, Югославия и т.д.); -по национально-территориальному признаку (Российская Федерация); - -по территориальному признаку (США, Мексика, Бразилия и подавляющее большинство современных федераций). В исключительную компетенцию самой федерации включены: проведение внешней политики; вопросы обороны государства; объявление войны и заключение мира; регулирование таможенных отношений; общефедеральные средства коммуникаций; наиболее важные и опасные отрасли производства (вооружение, ядерная энергетика и т.д.); регулирование союзного гражданства и основных прав человека; принятие в союз новых членов; изменение в составе субъектов федерации и т.д.

В компетенцию субъектов федерации, как правило, входят вопросы: организации местного управления, охраны общественного порядка, культуры, образования, здравоохранения и т.д. Субъекты федераций не обладают правом самостоятельного одностороннего выхода из состава федерации ("право сецессии"). Исторический опыт развития современных федераций показывает, что любые попытки односторонней сецессии пресекались федеральным центром самыми решительными мерами, включая использование вооруженных сил и подразделений внутренней безопасности. Выход субъектов федераций из состава единого целостного государства обычно заканчивался распадом самого федеративного государства. 3. Конфедерация. В некоторых учебниках и юридических словарях к формам государственного устройства относят и конфедерацию, под которой понимают временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера. Однако конфедерация - это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.

Под механизмом государства понимают совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним задачи. Понятие "механизм государства" раскрывает структуру государства, тогда как термин "государственная власть" призван подчеркнуть разделение ее на:

Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структуре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей. Представительные органы подразделяются на: - высшие. К ним относятся органы типа Парламента в Англии, Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической силы; - местные. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях. В федеративных государствах законодательные органы функционируют на уровне как федерации, так и субъектов федерации. 12 Исполнительная власть. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодательной власти. Они подразделяются на: - высшие (правительство, министерства и ведомства); - местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления). Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам. В ряде стран важную роль в механизме государства играет система органов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности всеми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами. 3

Политическая система общества Политическая система есть одна из подсистем общества, наряду с экономической, идеологической и т.д., которая отличается от других тем, что она (как и правовая) "замкнута" на власти. Это превращает политическую систему в инструмент интеграции общества, вовлечения различных политических сил в решение задач, стоящих перед обществом. Посредством политической системы, государство поддерживает "обратную связь" с различными социальными группами, позволяющую знать об их проблемах и настроениях. С другой стороны, негосударственные институты политической системы активно участвуют в формировании государственной власти, выработке ее политики, осуществлении контроля за ее деятельностью. Виды негосударственных институтов политической системы общества определены, в частности, в Федеральном законе РФ "Об общественных объединениях". Согласно закону, "под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе общественного объединения" (ст. 5). К общественным объединениям упомянутый закон относит общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности (ст. 7). Общественная организация определяется в законе как основанная на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей членов объединения.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественнополезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественное учреждение - это общественное объединение, также не имеющее членства. Оно ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения. Общественные объединения, с точки зрения территориальной сферы их деятельности, подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общественный фонд как один из видов некоммерческих фондов представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

«Правовое государство» - есть некая модель взаимодействия между обществом и государством, в условиях которой права человека обеспечены и защищены в максимальной степени. Она может сложиться лишь в условиях гражданского общества, предполагающего весьма высокий уровень социально-экономического и культурного развития. Основная его особенность состоит в том, что в отношениях с государством оно выступает как самостоятельный и независимый субъект. В условиях правового государства и гражданского общества высшей ценностью являются права и свободы человека. Поэтому сама "конструкция" правового государства должна в максимальной степени обеспечивать их реализацию и защиту. По сути, правовое государство и представляет такую оптимальную "конструкцию". Она предполагает верховенство закона, институт конституционного контроля, разделение властей, независимый суд, наличие правовых процедур разрешения социальных конфликтов и защиты прав человека, включая международную их защиту и т.д. В Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1). Декларируется высшая ценность прав человека, идеологический и политический плюрализм, а также разнообразие форм собственности, независимость суда, верховенство Конституции, соответствующей международным стандартам в области прав человека и т.д.

Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующие задания: 1. В рабочую тетрадь перенесите содержание указанной таблицы. 2. Дайте определения сущности указанным в таблице понятиям и категориям. 3. В рабочей тетради запишите содержание выполненного задания. 1. Какие существуют формы государственного устройства? 2. Каковы основные черты унитарного государства? 3. Чем федерация отличается от конфедерации? 4. Раскройте содержание понятия "политический режим". 5. Какие теории происхождения государства вы знаете? 6. В чем суть договорной теории происхождения государства? 7. Что такое государство? 8. Что такое суверенитет государства? 9. Раскройте смысл понятия "легитимность государственной власти". 10. Какие признаки характеризуют государство? 11. Какие функции государства Вам известны? 12. Какие формы правления Вы знаете?

ЛИТЕРАТУРА Нормативные правовые акты 1. Конституция РФ. Эксмо Гражданский кодекс РФ. Эксмо Гражданский процессуальный кодекс РФ. Эксмо Земельный кодекс РФ. Эксмо Кодекс РФ об административных пра­вонарушениях. Эксмо Налоговый кодекс РФ. Эксмо Семейный кодекс РФ. Эксмо Таможенный кодекс РФ. Эксмо Трудовой кодекс РФ. Эксмо Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Эксмо Уголовный кодекс РФ. Эксмо Основная 1. Кутафин О.Е. Правоведение: М.: Юрист, Гуреев В.И. правоведение. М., Высшая школа, Марченко М.Н., Дерябина Е.Н. Правоведение: учеб.- М.: ТК Велби, Мухаев Р.Т., Правоведение: учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям/Р.Т. Мухаев.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Марченко М.Н., Дерябина Е.Н. Основы права.- М.: Проспект, Дополнительная 1. Хабибулин А.Г. Теория государства и права. Форум, 2009 г. 2. Шкатулла В.И., Надвикова В.В. Правоведение. М. Академия, 2008 г. 3. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение 2 – е изд. Москва, КНОРУС, 2007.

Спасибо за внимание. Занятие окончено. Удачи в учёбе.