Стратегия комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
Advertisements

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
О совершенствовании нормативно-правовой базы сферы молодежной политики, физической культуры и спорта Ярославской области Докладчик: Мамаева Наталия Викторовна.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ д.п.н. Изаак С.И. (Россия, г. Липецк, ноябрь 2017 г.)
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Заволжского муниципального района Ивановской области до 2020 года.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Урсу-Архипова Антонина Петровна, исполняющая обязанности первого.
Положительные и негативные тенденции развития образовательных учреждений РФ дошкольного, общего и дополнительного образования
Транксрипт:

Стратегия комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года

Стратегия – определение основных долгосрочных целей и задач организации и выработка направления действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. А. Чандлер

Базовая версия Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года состоит из шести разделов и четырех приложений. Третий раздел «Стратегический синтез»: на основе соотнесения возможностей и ограничений развития по базовым сферам городского округа определены ключевые стратегические факторы его развития и выявлены основные направления развития.

Стратегия комплексного развития городского округа Самара до 2025 года разработана на основании следующих документов: - Постановления Главы городского округа Самара от г. 184 «О мерах по разработке Стратегического плана социально - экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года»; - Решения Думы городского округа Самара от г. 50 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2011 год» (в редакции Решения Думы городского округа Самара от г. 61); - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

- Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; - отраслевых стратегий, федеральных программных документов развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия государственной молодежной политики на период до 2016 года; Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года и др.); - Стратегии социально - экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года; - Проекта Стратегии социально – экономического развития Самарской области на период до 2030 года; - Схемы территориального планирования Самарской области, концепции градостроительного планирования Самарско - Тольяттинской агломерации; - документов стратегического развития референтных относительно Самары городов.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С РАЗВИТИЕМ САМАРЫ Внешний фон. Современный идеал урбанизации, на который ориентируется большинство развитых городов во всем мире, это создание гармоничного города, образ которого задается следующими характеристиками: качественно более высокий уровень организации использования территории и городской среды; комфортная и доступная городская инфраструктура; достаточность комфортного жилья и высокая жилищная мобильность; безопасность городской среды; экологическая ответственность; сохранение культурного наследия; развитие городского самоуправления.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С РАЗВИТИЕМ САМАРЫ Позиции Самары в процессах социально - экономического развития разного уровня. В мире городской округ Самара известен как крупный промышленный, научный и культурный центр с богатым историческим наследием. Самара – один из ведущих центров деловой активности России. Здесь находятся крупные предприятия аэрокосмической, машиностроительной и химической промышленности, офисы региональных нефтяных и газовых компаний, региональные представительства наиболее крупных российских банков. Городской округ является одним из крупнейших транспортных узлов России, имея разветвленную сеть коммуникаций железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и трубопроводного транспортов.

Образование и культура Ключевые возможности и ограничения по сфере образования и культуры сосредоточены внутри городского округа, в то время как внешние обстоятельства имеют меньшее значение. В качестве наиболее острых проблем экспертами выявлены следующие внутренние ограничения: - редуцирование (сокращение, уменьшение) развивающих и просветительских функций культуры до функции организации досуга для населения; - отсутствие в городском округе целенаправленной политики по сохранению историко - культурного наследия и развитию культуры; - значительная дифференциация школ по инфраструктуре и уровню качества образования; - неравномерность территориального распределения ВУЗов.

Внешние ограничения: - усиление позиций массовой культуры, упрощение художественного вкуса молодежи; несовершенство нормативно - правового регулирования сферы культуры; - необоснованное введение Болонской системы ввиду несоответствия системы образования в России требованиям этой системы. Существенные внутренние возможности обретаются благодаря богатому историко - культурному наследию, в том числе, сложившимся связям культур разных народов; широкой представленности в городе ВУЗов различных специальностей (включая музыкальное и художественное образование); значительному спектру услуг дополнительного образования; ощутимому культурному уровню, сформировавшемуся в Самаре к настоящему времени.

Образование, наука, просвещение Самара является крупным образовательным центром региона, обладая высокой обеспеченностью учреждениями среднего и высшего образования, чей образовательный потенциал усиливается расположенным на территории города СГАУ – одним из 12 национальных исследовательских университетов России. Высокая конкуренция среди образовательных учреждений города стимулирует повышение качества образования и развитие новых образовательных технологий и услуг, в результате чего доля детей и подростков, занимающихся по дополнительным образовательным программам, является одной из самых высоких по России. Сила образовательной системы г.о. Самара отражается через высокие знания выпускников учебных заведений, превышающие многие среднеобластные и среднероссийские показатели. Это закладывает основу для удовлетворенности населения г.о. Самара качеством предоставляемого образования.

Образование, наука, просвещение Вместе с тем особенности демографических процессов, протекающих в г.о. Самара (сокращение числа школьников, увеличение числа дошкольников, рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья), и социальная дифференциация населения вызывают проблему диспропорции возможностей образовательной инфраструктуры в обеспечении равного доступа к получению образовательных услуг. Эта проблема проявляется в наличии дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, в сильной дифференциации образовательных учреждений по инфраструктуре и уровню качества образования, а также в существовании малокомплектных учреждений.

Ее решение, осуществляемое через укрупнение образовательных учреждений, может спровоцировать утечку наиболее профессиональных кадров. Требуются более разнообразные структурные изменения сети образовательных учреждений, учитывающие специфику каждой проблемной ситуации.

В настоящее время система управления организована по линейно - функциональному принципу, в ней не хватает горизонтальных связей между различными подразделениями, что делает управляющую деятельность менее целенаправленной, прогностичной, системной и гибкой. Наряду с этим требуется расширение участия общественности (педагогической, родительской, предпринимательской) в определении перспектив развития образования и экспертизы программ развития.

Остро стоит необходимость реновирования (процесс улучшения структуры) стандартизированных процедур оценки качества образования (различного рода контрольных работ и экзаменов, предметных олимпиад), а также задача разработки нормативной основы для расширения использования других форматов учета достижений обучающихся. В этой связи необходима методическая помощь образовательным учреждениям в создании внутренних оценочных систем.

Тенденции развития образования требуют перехода на новое деятельностное содержание образования, к которому педагогическое сообщество оказывается не готово, несмотря на высокую квалификацию педагогических кадров и систему повышения квалификации и воспроизводства научно - педагогических кадров. Сказывается методическая непроработанность вопроса перехода на новые стандарты, а также высокий средний возраст педагогических кадров в образовательных учреждениях г.о. Самара.

Слабым звеном в процессе образования остается деятельность по формированию мотивационно - личностной сферы подрастающего поколения, в т.ч. гражданско - нравственное воспитание молодежи. Это отражается в ряде негативных социальных явлений (молодежный инфантилизм, ксенофобия, отток из города творческих людей, выпускников образовательных учреждений и специалистов). Сказывается, с одной стороны, непроработанность городской молодежной политики, направленной на развитие ученического и студенческого самоуправления. С другой стороны, можно фиксировать незадействованность в практике технологий по формированию способности к диалогу с людьми иной культуры и к выстраиванию межнациональных и межконфессиональных отношений, культуры здоровья и экологии. С третьей стороны, не организован процесс формирования российской и самарской идентичности у молодежи, в котором необходимо задействовать весь культурный потенциал г.о. Самара.

Возможности внебюджетного финансирования ограничены недостаточным уровнем доходов значительной доли населения и неустойчивой активностью бизнеса в реализации инвестиционных проектов поддержки образования. В последнем сказывается недостаточная информированность бизнес - структур о возможностях и потребностях образования. Такое дополнительное финансирование требуется для поддержки инновационных проектов в образовании через гранты, премии, социальные выплаты, жилищные сертификаты и т.п. Благоприятной тенденцией в сфере материально - техническом и финансовом обеспечении системы образования являются увеличение финансовых средств на образование, а также передача части государственных полномочий на местный уровень при обязательном финансировании из вышестоящих бюджетов.

Традиционно проблемными остаются вопросы высокой степени износа и морального старения материально - технической базы муниципальных образовательных учреждений (на 2011 год до 100% по разным показателям), «остаточного» принципа финансирования дополнительного образования детей, а также диспропорции в размере оплаты труда работников, в частности, в дошкольном и дополнительном образовании, что, учитывая еще слабую правовую защищенность педагога, отрицательно сказывается на имидже педагога в общественном сознании.

Соотношение спроса и предложения на образовательные услуги в городском округе определяется центростремительными силами. Центральные районы – Ленинский, Самарский, Железнодорожный, Октябрьский – в целом не испытывают проблем с предоставлением образовательных услуг, за исключением недостаточного количества мест в школах исторической части города. Основные сложности с получением доступа к образовательным услугам, при наличии устойчивого спроса, испытывают Кировский, Промышленный, Красноглинский и Куйбышевский районы.