Компенсирующие технологии в сфере инклюзивного образования Методический семинар (19 декабря 2013 г.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ Выполнила: учитель географии и биологии МОАУ СОШ 71 г.Кирова Павлова Ю.М.
Advertisements

Создание модели эффективного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Усякая О.В г.
« Коррекционная работа с учащимися при переходе на ФГОС » Педагогический Совет 2.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Конкурс «Самый классный классный» Номинация «Классный руководитель младшего звена» Программа включения ребенка с диагнозом задержка психического развития.
Коррекционное обучение в условиях общеобразовательной школы.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
«Учет индивидуальных особенностей учащихся с задержкой психического развития в учебном процессе» Выполнила педагог – психолог ГБОУ Борскийпсихологичекий.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация обучения детей с разными образовательными маршрутами в условиях общеобразовательного учреждения. Титенко Ю.В., учитель-дефектолог, логопед.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду по месту жительства Желтобрюхова Т.А. Директор.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Алгоритм проведения психологического обследования.
Транксрипт:

Компенсирующие технологии в сфере инклюзивного образования Методический семинар (19 декабря 2013 г.)

ВИД I вид – глухие дети ; II вид – слабослышащие и позднооглохшие дети ; III вид – незрячие дети ; IV вид – слабовидящие дети ; V вид – дети с тяжелыми нарушениями речи ; VI вид – дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата ; VII вид – дети с задержкой психического развития ; VIII вид – дети с нарушением интеллекта.

Противоречия между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками ; между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся ; между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям ; между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях ; между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны - и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой.

Пути инклюзии Интегрированное обучение : посредством открытия специального класса для данной категории детей ; путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе. Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей ( с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей ( с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы подлежат дети имеющие снижение слуха ( в речевой области ) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии ; имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии ; имеющие нарушения опорно ­- двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития ; имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

Критерии отбора детей для интегрированного обучения : Возможности ребенка Готовность социальной среды Соответствие образовательной среды школы потребностям ребенка

Возможности ребенка Выраженность дефекта Зона ближайшего развития Индивидуальные интеллектуальные особенности Индивидуальные личностные особенности Перспективная одаренность

Готовность социальной среды Помощь педагогов Условия семейного воспитания Помощь родителей Помощь сверстников Соответствие среды потребностям ребенка Поддержка родителей сверстников Поддержка одноклассников

Основные этапы сопровождения 1. Выявление и анализ проблем и причин отклонений у ребенка ( на уровне школьного психолого ­- педагогического консилиума ). 2. Определение возможности интеграции конкретного ребенка, условий и форм интеграции. 3. Составление плана интегрированного обучения, включая : определение вида и объема необходимой коррекционной помощи ( образовательной, медицинской и др.); частота, время и место оказания специальной коррекционной помощи специалистов ; оказание дополнительной специальной помощи. 4. Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к интегрированному обучению ( в условиях общеобразовательной школы ( ПМПк ): с ребенком и его родителями ; с родителями, обучающимися и педагогами массовой школы. 5. Разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка ( ПМПк общеобразовательной школы ). 6. Организация и реализация образовательного процесса интегрированного обучения ( в условиях общеобразовательной школы ). 7. Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции. 8. Оценка результатов обучения ( совместно специалистами ОПМПК и образовательного учреждения ). 9. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса интеграции. 10. Анализ перспективы дальнейшего развития интегрируемого ребенка.

Общие принципы и правила коррекционной работы 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства ( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности ). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективные педагогические приемы : игровые ситуации ; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов ; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими ; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Приемы работы с детьми с нарушениями слуха : Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен : посадить ребенка за первую парту ; не поворачиваться спиной к обучающемуся ; чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку ; проверять рабочее состояние слуховых аппаратов ; разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека ; широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

Приемы работы с детьми с нарушениями зрения : Учитель, обучающий ребёнка с нарушением зрения в общеобразовательном классе, должен : посадить ребенка за первую парту на первом ряду ( ближе к окну ); предусмотреть дополнительный источник освещения на парте ребенка ; не поворачиваться спиной к обучающемуся ; использовать специальные пособия с крупным шрифтом ; дозировать рабочую учебную нагрузку ( правило 7 минут ); чаще переключать виды деятельности ( правило 7 минут ); широко применять наглядность ; чаще проводить физкультурные паузы ( до 3 раз за урок ).

Дети с ЗПР Дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками ( чтения, письма, счета ). отсутствие концентрации быстрое рассеивание внимания трудности в функционировании в большой группе трудности самостоятельности излишняя подвижность эмоциональные проблемы

Приемы работы с детьми с ЗПР : адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению ; дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач ; отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей ; отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов ; использовать ориентировочную основу действий ( опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания )

Приемы работы с детьми с ЗПР : Учителю необходимо : следить за успеваемостью обучающихся : после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок ; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание ; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что - то делают неправильно ; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления ; требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.

Рабочий лист Крупный шрифт Одна яркая схема Три задания равной сложности Два задания повышенной сложности ( обычные учебные задания ) Места для записи ответов Место для фиксирования диалога и рефлексии

Карточка Термин для записи под диктовку ( выделить жирным шрифтом 3 ключевых слова ). Индивидуальное задание с ячейками для самозаписи. Задание на продолжение ряда или группировку.

Шаблон для структурирования текста Фрагмент текста параграфа Инструкция ( требуется найти определяемые слова в тексте ) Тексты определений Карточка для записи ответа

Корректурная проба Фрагмент учебного текста с заранее заведенными фактическими ошибками Инструкция ( сравнение текста пробы с текстом учебника )

Web- задание Поиск картинок, сопровождающих учебный текст. Поиск цветной схемы ( картинки ) по фрагменту черно - белой картинки. Поиск в Wiki. Поиск и просмотр роликов YouTube по заданным параметрам.

Работа в паре Контроль чтения Контроль поиска ключевых слов Компенсация дефектов Индивидуальные задания обычной сложности ЛВК Плашка домашних заданий

Проект УДЕ ( укрупненная учебная задача ). Разнообразие учебных задач. Навык презентации. Задания по уходу за животными, растениями. Индивидуальные задания с четкой структурой.

NB В учебном кабинете следует иметь : список детей с ОВЗ ; папку с индивидуальными заданиями по темам. При подготовке к учебному году следует подготовить : примечание в пояснительной записке рабочей программы по индивидуальной части плана ; примечания в рабочей программе по видам и текстам промежуточной аттестации и текущего контроля.