Возрастные особенности детей младшего школьного возраста Педагог-психолог МБОУ СОШ «Успех» Яловенко Маргарита Германовна Яловенко Маргарита Германовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Advertisements

Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие: 1. Мотивационная готовность * выраженность познавательных интересов; * стремление.
Ребёнок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять.
Подготовила: Педагог-психолог Вертипрахова Ю.В.. Психологическая готовность Интеллектуальная Мотивационная (Личностная) Эмоционально-волевая.
Младший школьный возраст. Появление возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования Психологические.
«Встречаем первоклассников» Психологическое просвещение родителей Подготовила практический психолог Бычек Татьяна Викторовна.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Возрастные психологические особенности младших школьников Бородавкина Татьяна Григорьевна, доцент кафедры ППОСО ИРООО.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Составитель: Педагог-психолог Левшукова Алла Владимировна.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Очень важно, что бы ребенок, был подготовлен к школе и не только интеллектуально, но и физически, и психологически!
Особенности развития детей 3- 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста Иванов А.Н., Иванов А.Н., педагог-психолог МОУ СОШ 6 г. Южноуральск 2013.
Психологическая готовность детей к школе Будущие первоклассники Выступление психолога школы, куратора начальной школы, Карепиной Е. К.
Психологические особенности младшего школьного возраста План 1. Социальная ситуация развития 2. Ведущая деятельность 3. Общение со сверстниками 4. Личностная.
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ПЕРВОМУ КЛАССУ. ВАШ РЕБЕНОК – ПЕРВОКЛАССНИК.
Составитель : педагог - психолог ГБОУ ЦПМСС Московского района Перепеч Е. А.
Транксрипт:

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста Педагог-психолог МБОУ СОШ «Успех» Яловенко Маргарита Германовна Яловенко Маргарита Германовна

Психологический портрет идеального первоклассника 1. Педагогическая готовность: Навыки чтения, счета, письма. Навыки чтения, счета, письма. Навыки рисования. Навыки рисования. Звуковая культура речи. Умеет развернуто ответить на вопрос, хороший словарный запас. Хорошая общая осведомленность. Звуковая культура речи. Умеет развернуто ответить на вопрос, хороший словарный запас. Хорошая общая осведомленность. 2. И НТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ готовность: 2. И НТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ готовность: Дифференцированность и планомерность восприятия (наблюдательность) как основы мышления. Дифференцированность и планомерность восприятия (наблюдательность) как основы мышления. Развитое воображение. Развитое воображение. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Развитое наглядно-образное мышление: умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности; умение сравнивать их, видеть сходное и отличное. Развитое наглядно-образное мышление: умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности; умение сравнивать их, видеть сходное и отличное. Развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования). Развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования). Хорошая память. Хорошая память.

Развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции. Развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции. Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности). Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности). Предпосылки абстрактно-логического мышления: способность понимать символы; способность сформулировать вопросы; самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы. Предпосылки абстрактно-логического мышления: способность понимать символы; способность сформулировать вопросы; самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы. 3. М ОТИВАЦИОННАЯ готовность: Выраженность познавательных интересов. Выраженность познавательных интересов. Стремление освоить роль школьника. Принятие системы требований, предъявляемых школой учителем. Стремление освоить роль школьника. Принятие системы требований, предъявляемых школой учителем. 4. Э МОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ : Умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены). Умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены). Сохранение работоспособности в течение одного урока и течение учебного дня. Сохранение работоспособности в течение одного урока и течение учебного дня. Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций). Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций). Произвольная регуляция внимания: концентрация внимания; устойчивость ; переключение. Произвольная регуляция внимания: концентрация внимания; устойчивость ; переключение.

Умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре). Умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре). Умение продлить действие, приложив к этому волевое ycилие. Умение продлить действие, приложив к этому волевое ycилие. 5. К ОММУНИКАТИВНАЯ готовность: Желание общаться со взрослыми и детьми. Желание общаться со взрослыми и детьми. Умение установить контакт с учителем, в том числе личностный. Сохранение чувства дистанции. Умение установить контакт с учителем, в том числе личностный. Сохранение чувства дистанции. Умение устанавливать контакт со сверстниками. Умение устанавливать контакт со сверстниками. Умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем Умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем Умение выполнять совместную работу. Умение выполнять совместную работу. Умение поддерживать равноправные взаимоотношения сверстниками. Умение поддерживать равноправные взаимоотношения сверстниками.

И зменения структуры и функциональных возможностей мозга ребенка начальной школы Формирование и функционирование одного из главных новообразований данного возраста – способности к произвольной регуляции психических функций, деятельности и поведения в целом. В возрасте 7 лет - своеобразная избыточность реагирования мозга. Только к 9-10 годам процессы управления активацией достигают относительной зрелости, обеспечивая ребенку полные условия для управления собственной психической деятельностью. Формирование и функционирование одного из главных новообразований данного возраста – способности к произвольной регуляции психических функций, деятельности и поведения в целом. В возрасте 7 лет - своеобразная избыточность реагирования мозга. Только к 9-10 годам процессы управления активацией достигают относительной зрелости, обеспечивая ребенку полные условия для управления собственной психической деятельностью.

Установление доминирования и подчинения в системе межполушарных отношений В этом возрасте устанавливается церебральное доминирование функций полушарий. Установление доминирования и подчинения в системе межполушарных отношений В этом возрасте устанавливается церебральное доминирование функций полушарий.

Создаются условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально- логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний. Таким образом, в возрастном интервале от 6-7 лет до 9-10 лет происходят существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий, в результате которых у детей возрастают возможности произвольной осознанной регуляции своего поведения и высших психических функций. Создаются условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально- логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний. Таким образом, в возрастном интервале от 6-7 лет до 9-10 лет происходят существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий, в результате которых у детей возрастают возможности произвольной осознанной регуляции своего поведения и высших психических функций.

В школе возникает новая структура отношений «ребенок – взрослый». В школе возникает новая структура отношений «ребенок – взрослый». Отношение «ребенок – учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок – общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Отношение «ребенок – учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок – общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми.

Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности – учебной и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста и содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, а в школе необходима познавательная мотивация. Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности – учебной и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста и содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, а в школе необходима познавательная мотивация.

Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе. У младших школьников преобладают 3 группы мотивов: Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе. У младших школьников преобладают 3 группы мотивов: широкие социальные, широкие социальные, узколичностные, узколичностные, учебно-познавательные мотивы. учебно-познавательные мотивы.

Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. Учебная деятельность только сейчас, когда она складывается и формируется, является ведущей. Предметом изменения становится сам ребенок как субъект, осуществляющий эту деятельность. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. Учебная деятельность только сейчас, когда она складывается и формируется, является ведущей. Предметом изменения становится сам ребенок как субъект, осуществляющий эту деятельность.

Учебная деятельность поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал» - ребенка оценивают. Отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребенке. Учебная деятельность поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал» - ребенка оценивают. Отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребенке.

Закономерности формирования учебной деятельности 1. Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. 2. От прямого следования указаниям учителя ребенок к концу второго – началу третьего года обучения переходит к саморегуляции, что связано с нарастанием самоконтроля и самооценки (более осознанное отношение к процессу учения, стремление ставить собственные учебные цели и задачи, освоение действия моделирования).

Вторая по значению – трудовая деятельность младших школьников (самообслуживание, совместный труд со сверстниками и ручной труд на уроке). Учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, у них более успешно формируются рефлексивные действия (критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого). Вторая по значению – трудовая деятельность младших школьников (самообслуживание, совместный труд со сверстниками и ручной труд на уроке). Учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, у них более успешно формируются рефлексивные действия (критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого).

Развитие психических процессов: Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению. Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению. Конфуций Конфуций Трудный ребенок – это тот ребенок, к которому мир на самых ранних этапах не сумел приспособиться. Трудный ребенок – это тот ребенок, к которому мир на самых ранних этапах не сумел приспособиться. Дональд Винникот Дональд Винникот Если я буду, как он, кто будет, как я? Если я буду, как он, кто будет, как я? Еврейская поговорка Еврейская поговорка

1. Внимание Преобладающиий вид - непроизвольное внимание. Затем, в 1-3 классах, происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно. Преобладающиий вид - непроизвольное внимание. Затем, в 1-3 классах, происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно.

Прочитайте текст. Проверьте его. Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил. Необходимы внимательность и самоконтроль. Стары лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. На столе лежала карта на шего города. Стары лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. На столе лежала карта на шего города.

2. Восприятие Также характеризуется непроизвольностью, определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Восприятие в 1-2 классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. К 3 классу восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.

Посмотрите внимательно на каждый круг в отдельности – он стоит на месте! Если что-то крутится - Вам нужен отпуск!!!

3. Память Легче запоминается то, что производит эмоциональное впечатление и то, что включено в его активную деятельность, а также то, с чем непосредственно связаны интересы и потребности младшего школьника. Овладение приемами запоминания. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее – абстрактные понятия.

Ребенок запоминает: 10% информации - через чтение; 10% информации - через чтение; 20% - через слух; 20% - через слух; 30% - через зрительное восприятие; 30% - через зрительное восприятие; 50% - зрительное восприятие + слух; 50% - зрительное восприятие + слух; 80% - воспринимает и воспроизводит информацию; 80% - воспринимает и воспроизводит информацию; 90% - воспринимает информацию, воспроизводит и закрепляет в деятельности. 90% - воспринимает информацию, воспроизводит и закрепляет в деятельности.

4. В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные стадии: На 1-й стадии (1-2 классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности. Например, один и тот же предлог «на» выделяется второклассниками успешнее в тех случаях, когда его значение конкретно, чем когда его значение более абстрактно («на днях», «на память»). Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности. На 2-й стадии (3-4 классы) качественно новая стадия. K 3 классу дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Начинает формироваться формально-логическое мышление. В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий.

Стадо гусей. Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько всего было гусей? Стадо гусей. Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько всего было гусей? Цена переплета. Книга в переплете стоит 2 рубля 50 копеек. Книга на 2 рубля дороже переплета. Сколько стоит переплет? Цена переплета. Книга в переплете стоит 2 рубля 50 копеек. Книга на 2 рубля дороже переплета. Сколько стоит переплет? Можете ответить, когда сутки короче: зимой или летом? Можете ответить, когда сутки короче: зимой или летом? В каком году люди едят более обыкновенного? В каком году люди едят более обыкновенного? Детей обычно приносит аист, или их находят в капусте. А кого можно найти в апельсинах? Детей обычно приносит аист, или их находят в капусте. А кого можно найти в апельсинах? В каком фильме герои распилили гирю? В каком фильме герои распилили гирю?

5. Воображение 1-я стадия - воссоздающее (репродуктивное) воображение. Воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны. 2-я стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов – это продуктивное воображение. От опоры на конкретные предметы к слову, дающему простор фантазии.

6. Развитие речи младшего школьника Овладение речью идет на уроках родного языка (звуко-ритмическая, интонационная сторона; овладение грамматическим строем и лексикой, увеличение словаря и осознание собственных речевых процессов). Овладение речью идет на уроках родного языка (звуко-ритмическая, интонационная сторона; овладение грамматическим строем и лексикой, увеличение словаря и осознание собственных речевых процессов). Одна из функций речи - коммуникативная. Часто это речь- повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Одна из функций речи - коммуникативная. Часто это речь- повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. В младшем школьном возрасте идет формирование письменной речи. В младшем школьном возрасте идет формирование письменной речи.

7. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника Ведущие потребности возраста: Ведущие потребности возраста: Потребность в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании, которые порождают целую группу личностных мотивов-сообщений ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанных на сопереживание взрослого (одобрение; сообщения о чувствах симпатии, расположения и антипатии; попытки расспросить взрослого о нем самом). Потребность в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании, которые порождают целую группу личностных мотивов-сообщений ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанных на сопереживание взрослого (одобрение; сообщения о чувствах симпатии, расположения и антипатии; попытки расспросить взрослого о нем самом). Сильна потребность в игровой деятельности, хотя содержание игры меняется. Сильна потребность в игровой деятельности, хотя содержание игры меняется. Потребность во внешних впечатлениях, заставляющая ребенка проявлять любопытство к внешним сторонам предметов и явлений, к разным новым видам деятельности. Потребность во внешних впечатлениях, заставляющая ребенка проявлять любопытство к внешним сторонам предметов и явлений, к разным новым видам деятельности.

Познавательные потребности. Сначала они удовлетворяются учителем и родителями, к концу младшего школьного возраста ребенок научается удовлетворять их самостоятельно. У ребенка формируются потребность в овладении школьными умениями и навыками и потребность в знаниях. Постепенно познавательные потребности изменяются, многие превращаются в устойчивые мотивы поведения ребенка. Познавательные потребности. Сначала они удовлетворяются учителем и родителями, к концу младшего школьного возраста ребенок научается удовлетворять их самостоятельно. У ребенка формируются потребность в овладении школьными умениями и навыками и потребность в знаниях. Постепенно познавательные потребности изменяются, многие превращаются в устойчивые мотивы поведения ребенка.

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника Новый уровень самосознания ребенка обнаруживает себя в самопознании ребенка и формировании «Я-концепции», в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции. Новый уровень самосознания ребенка обнаруживает себя в самопознании ребенка и формировании «Я-концепции», в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции. Нарастание самостоятельности ребенка, его эмансипация от родителей. Более важное значение приобретают его собственные действия, поступки и проявления; он уже вынужден отвечать за себя сам, одновременно становясь объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Все это толкает вперед развитие самооценки ребенка. с возрастом адекватность самовосприятия нарастает. Нарастание самостоятельности ребенка, его эмансипация от родителей. Более важное значение приобретают его собственные действия, поступки и проявления; он уже вынужден отвечать за себя сам, одновременно становясь объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Все это толкает вперед развитие самооценки ребенка. с возрастом адекватность самовосприятия нарастает.

Время становления глубоких нравственных чувств - чувства товарищества, долга, любви к Отечеству, коллективизма и т.д. Время становления глубоких нравственных чувств - чувства товарищества, долга, любви к Отечеству, коллективизма и т.д. Наблюдаются и изменения в эмоционально-волевой сфере. Нарастает осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Теперь максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. Наблюдаются и изменения в эмоционально-волевой сфере. Нарастает осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Теперь максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих.

Важные составляющие успеха: Внимание и дружелюбное понимание учителя. Должно быть время на игры, прогулки и отдых. Понимание того, что родители любят тебя любым. Учиться должно быть интересно и должно получаться. Отношения в классе чтобы были хорошими и веселыми, а в школу идти хотелось.

Первые шаги – самые трудные. Рабиндранат Тагор Рабиндранат Тагор

Терпения и душевной зоркости вам, уважаемые родители и коллеги по дороге знаний! Благодарю за внимание!