Сулейманова Надежда Ивановна УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АФФЕКТИВНО - СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР СОЗНАНИЯ В СОВМЕСТНО-РАЗДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ Специальность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ценности – нравственные императивы, детерминирующие поведение личности в ситуации жизненного выбора. Ценности – это не то, что служит нам, а то, что своим.
Advertisements

Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа – это форма учебной работы, которая способствует углублённому усвоению лекционного.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе Автор презентации: Смольякова Валентина Ивановна.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Эмоциональное развитие ребёнка в ходе восприятия и переживания сказки МОУ Лицей 1 г. Волгореченск Работу выполнили: Гаранина Наталья Королёва Наталья Научный.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Воспитание как педагогический процесс.
РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ Выполнил Шайхудинова Алина Николаевна МБДОУ 5 «Полянка»
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Транксрипт:

Сулейманова Надежда Ивановна УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АФФЕКТИВНО - СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР СОЗНАНИЯ В СОВМЕСТНО-РАЗДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ Специальность – педагогическая психология

Актуальность исследования Методы формирования аффективно - смысловых структур сознания не всегда соответствуют психологическим условиям становления данных структур, т.е. требованиям, которые вытекают из основного генетического закона культурного развития, представленного в психологической теории Л. С. Выготского.

Цель исследования выявление психологических условий и разработка психолого – педагогической методики становления аффективно-смысловых структур сознания в совместно-разделенной деятельности детей и педагогов

Объект исследования – аффективно - смысловые структуры сознания Предмет исследования – условия становления аффективно-смысловых структур сознания в совместно-разделенной деятельности детей и педагогов

Гипотезы исследования: 1) аффективно-смысловые структуры сознания являются высшими психическими функциями и, следовательно, формируются в соответствии с основным генетическим законом культурного развития;

Гипотезы исследования: 2)так как аффективно-смысловые образования есть высшие психические функции, следовательно, могут исследоваться при помощи генетического (формирующего) эксперимента, т. е. через экспериментальное разворачивание уже сложившейся функции в её первоначальную генетическую форму;

Гипотезы исследования: 3) чтобы методы формирования ценностно-смысловых понятий были эффективными, они должны выбираться педагогом с учетом психологических условий становления аффективно-смысловых структур сознания

Задачи исследования: Разработать авторскую теоретическую позицию на основе ретроспективного и сравнительного анализа современных концепций сознания. Изучить источники и механизмы формирования аффективно-смысловых структур сознания, описанные в психолого-педагогической литературе. Организовать и провести формирующий эксперимент с целью выявления психологических условий становления аффективно-смысловых структур сознания в совместно-разделенной деятельности детей и педагогов. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы. В помощь практическим работниками разработать программы, предлагающие содержание, методы и формы становления аффективно-смысловых структур сознания в совместно-разделенной деятельности.

Теоретические основания исследования: Положения философских концепций сознания М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорского, В. В. Налимова. Культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций, созданная Л. С. Выготским, и получившая развитие в работах российских (А. Н. Леонтьев, Д. Б Эльконин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов) и зарубежных (M.Cole, J. Wertsch, J. Bruner) исследователей.

Теоретические основания исследования: Учение о смысловом и системном строении сознания, созданное в рамках культурно- исторической психологии и психологической теории деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б.С. Братусь, А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, и др.) Учение о диалогической природе сознания и о диалоге как средстве развития смысловых структур (М.М. Бахтин, М. Бубер и др.) Концепции психомеханики сознания, представленные в работах В. М. Аллахвердова, А. Ю. Агафонова.

Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы посвященной проблемам сознания и формирования ценностно-смысловых понятий; содержательный и технологический анализ современных программ и технологий воспитания; диагностические методы: наблюдение, собеседование с детьми и педагогами, анкетирование, тестирование; прогностические методы: метод экспертных оценок; праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности учащихся), изучение и обобщение педагогического опыта, имеющего прямое и косвенное отношение к теме исследования; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент)

Эмпирическая база исследования образовательные учреждения городов Апатиты и Кировск Мурманской области: МОУ «СОШ 14 г. Апатиты; МОУ «СОШ 1 г. Кировска; МОУ ДОД «ЦДТ «Хибины» ГООУ «Кировский детский дом»

Научная новизна, теоретическая значимость исследования и результаты -теоретически обосновано, что смысловые структуры сознания являются высшими психическими функциями, поэтому могут исследоваться и формироваться в соответствии с основным законом генетического развития, открытым Л. С. Выготским;

Научная новизна, теоретическая значимость исследования и результаты экспериментальным путем выявлены и теоретически обоснованы психологические условия становления аффективно – смысловых структур сознания: в отличие от интеллектуальных структур сознания, аффективно-смысловые структуры формируются в процессе разрешения противоречий, коллизий, смыслового конфликта. Для того, что в сознании учащихся произошли изменения, появились новые индивидуальные смысловые образования, необходимо наличие совместно-разделенной деятельности детей и педагога, основным компонентом которой является специально организованный предметно-смысловой диалог

Научная новизна, теоретическая значимость исследования и результаты разработана психолого-педагогическая методика, позволяющая формировать ценностно-смысловые понятия, опираясь на выявленные условия их становления. Разработанные в ходе данного исследования методы формирования смысловых аффективно-смысловых структур (анализ смысловой позиции автора стихотворения, пословицы, литературного текста, музыкального произведения, анализ собственных переживаний в процессе взаимодействия с объектом культуры, рефлексия ранее сформированных стреотипов сознания, рефлексия глубинных смыслов в предлагаемых обстоятельствах) имеют диалогический характер, что соответствует современным представлениям о природе сознания, и способствуют самостоятельному смыслоообразованию, формированию культурного смысла ценностного понятия.

Практическая значимость -в помощь педагогическим работникам разработаны и опытно-экспериментальным путем проверенны методические рекомендации и программы, включающие в себя содержание, методы и формы становления аффективно-смысловых структур сознания в совместно-разделенной деятельности. -предлагаемая нами методика формирования ценностно- смысловых понятий может применяться педагогами не только в программах воспитания, но и программах обучения предметам гуманитарного цикла.

Положения, выносимые на защиту: 1. Наиболее адекватным подходом для изучения феномена сознания в педагогической психологии представляется культурно-исторической подход (Л. С. Выготский и его последователи). Этот подход открывает возможности не только его познания в процессе развития, но и организации самого процесса становления и развития аффективно-смысловых структур сознания.

Положения, выносимые на защиту: 2.Аффективно-смысловые структуры есть особый вид высших психических функций, так как относятся к сфере процессов сознания человека, и, следовательно, в своем развитии они должны подчиняться основному генетическому закону культурного развития (в его современной трактовке), представленного в культурно- исторической теории Л. С. Выготского.

Положения, выносимые на защиту: 3. Так как аффективно-смысловые образования есть высшие психические функции, то это значит, что их можно формировать в процессе эксперимента, в искусственных условиях (генетический эксперимент Л. С. Выготского), т.е. специальным образом организованной совместно-разделенной деятельности.

Положения, выносимые на защиту: 4. В отличие от интеллектуальных структур сознания (значений), которые могут быть сформированы через открытие обобщенных способов деятельности (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), аффективно-смысловые структуры требуют включения в совместно-разделенную деятельность специально организованных диалогов, смыслооткрывающих и смыслопорождающих, как важнейшего психологического условия их становления.

Положения, выносимые на защиту: 5. Важнейший компонент этого диалога – противоречие, коллизия, конфликт (не интеллектуальный, а смысловой, переживаемый эмоционально, конфликт смысловых позиций). Этот конфликт есть первая внешняя форма проявления высшей психической функции. Через переживание и разрешения этого смыслового конфликта происходит обогащение смысловой сферы сознания, она изменяется, появляются новые индивидуальные смысловые образования.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, 10 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 180 источников, в том числе 15 на иностранном языке и 2 приложения. В тексте диссертации содержится 17 таблиц и 7 диаграмм.

Основное содержание работы Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, гипотеза, объект, предмет и методы исследования. Раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, описана методологическая основа и структура диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту. Даются сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Параграф 1.1. «Проблема содержания индивидуального сознания в философии и психологии» Ф. Брентано, 1996; М. К. Мамардашвили, 1982, 1987; А. М. Пятигорского, 1982; В. В. Налимова, 1989; В. И. Молчанова, 1998; Х. Патнэма, 1998; С. Приста, 2000; Г. Райла, 2000; Дж. Серла, 2002; Н. Л. Сергиенко, 2002; Аллахвердова, 2000, 2003; А. Ю. Агафонова, 2000, 2003, 2007 и др.

Природа сознания: Д. И. Дубровский (1980) // Дж. Г. Мид, Д. Дьюи, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюль, Э. Кассирер, Э. В. Ильенков (1979)

Другие исследовательские программы Д. Диннет, 1991, 1996; Куликова Н. В.; Серов И. А., 2000, сознание как информационная система концепция А. М. Пятигорского и М. К. Мамардашвили – несубъектная природа сознания; концепция сознания В. В. Налимова (1989)- идея двух пластов смыслов сознания (смыслы верхнего ряда и глубинные смыслы);

Психологические программы исследования сознания Теоретическая основа педагогической практики формирования сознания - положения С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева Л. С. Выготский Д. Б. Эльконин А. Р. Лурия

Параграф 1.2. «Современные представления о психомеханике сознания» В. М. Аллахвердов (2000, 2003) А. Ю. Агафонов (2000, 2003, 2007). Вывод: становление смысловых структур сознания, регулирующих поведение человека в ситуации нравственного выбора, должно быть организованным особым образом: сознание воспитанников должно сталкиваться с несовпадением ожиданий, усвоенных штампов с предлагаемым учителем культурным явлением

Теоретическая позиция автора Культура – искусственно созданный человеком механизм сохранения человеческого вида. Идея многоуровневости сознания: уровень базового сознания, хранящий мнемические следы всевозможных стимулов и высший уровень сознания – культурный.

Определение сознания Сознание - всегда один из возможных вариантов динамической (каждый раз создается заново), смысловой (создается не понятие, не образ, не мысль, а смысл), несубъектной (происходит в межсубъектном разновременном пространстве и существует только в нем), вероятностной (нельзя с точностью определить содержание) связи индивидуального психического аппарата и культуры.

Механизм смыслообразования: первый вариант погружение и восприятие чужих смыслов; перевод чужих смыслов в доступные знаковые формы; сохранение мнемического смыслового следа, позитивный или негативный выбор, с позиций которого происходит реагирование на чужие ценности при последующих предъявлениях при возникновении ситуации сознания со схожей смысловой структурой мнемический смысловой след активизируется, новый смысл создается уже с учетом ранее сделанного выбора, смысловая связь укрепляется создается впечатление о прочности отдельных смысловых образований

Механизм смыслообразования: второй вариант происходит в ситуации сознания, когда психический аппарат человека испытывает потрясение, яркое, порой драматическое переживание. человек попадает в ситуацию затруднения, несоответствия смысловых структур ситуации предыдущему опыту. По свидетельству В. В. Налимова, это происходит при соприкосновении человека с классическими образцами человеческой культуры.

Глава 2 «Психологические условия становления аффективно- смысловых структур сознания»

Параграф «Смысловые структуры сознания и высшие психические функции» Теоретический анализ понятий «структура сознания», «смысловая структура», «высшие психические функции» В. Вундт, Л. С. Выготский А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев

Источники формирования аффективно- смысловых структур сознания работы З. Фрейда, 1989; Э. Фромма, 1990; К. Роджерса, 1997; А. Маслоу, 1997; Г. Оллпорта, 1998; работы И. Г. Бесковой, 2000; Серого А. В., 1999, 2002; Яницкого М. С., Основными источниками аффективно-смысловых структур сознания - как осознано, так и неосознанно передаваемая информация, мораль общества, социальные ценности среды развития индивида, содержание деятельности

Параграф 2.2. «Источники и психологические механизмы формирования аффективно-смысловых структур сознания в онтогенезе» Б. Д. Парыгин, 1971; Г. М. Андреева, 1999; А. И. Донцов, 1974; Л. И. Анцыферова, 1981,1989; В. С. Мухина, 1985; А. А. Бодалев, 2000, В. Г. Алексеева, 1984; И. С. Кон, роль общественно-социальных отношений; Ф. Е. Василюк, 1997; Б. С. Братусь, 1988; Б. В. Зейгарник, 1982, 1986; А. Г. Асмолов, 1990, 2002; В. И. Слободчиков, 1991; Д. А. Леонтьев,2007 – значение осмысления понятий

Механизмы формирования аффективно- смысловых структур сознания адаптация, социализация, индивидуализация, интериоризация

Позиция автора: Ценности - категориальные схемы, задающие ту или иную структуру в сфере человеческой Культуры. Эти схемы позволяют человеку ориентироваться в многообразии культурных явлений, выработанных человечеством в процессе онтогенеза.

Параграф 2. 3 «Основной закон культурного развития и варианты его понимания в современной психологии» «Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли»ю Л. С. Выготский

Варианты прочтения: «Свой общий генетический закон психического развития он формулировал следующим образом: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная,.второй раз как деятельность индивидуальная...» В. В. Давыдов

Варианты прочтения: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды. Она появляется в двух планах – сначала социальном плане, как драматическое столкновение двух людей, как коллизия, конфликт, противоречие, требующее разрешения и сопровождающееся эмоциональными личностными переживаниями то есть как категория, и лишь потом она еще раз появляется внутри личности, но именно снова как категория – но уже как столкновение позиций внутри личности, как событие драмы развития личности, как коллизия, конфликт, переживаемый человеком как факт собственной судьбы» Н. Н. Вересов

Выводы: далеко не каждое социальное отношение может рассматриваться как источник становления высших психических функций или смысловых структур сознания; любое аффективно-смысловое образование – смысловая структура сознания появляется первоначально в социальном плане, как противоречие между людьми, как коллизия, конфликт, сопровождающий сильными эмоциональными переживаниями личности, т. е. как категория.

Выводы: и только после этого она повторяется во внутреннем плане, плане сознания, как столкновение противоречивых позиций уже внутри личности, как диалог с совестью, как внутренний конфликт, оставляя мнемический след, изменяя или создавая новые аффективно – смысловые структуры сознания. доказательство этого теоретического положения и выявление других психологических условий становления аффективно-смысловых структур сознания возможно лишь через «экспериментальное развертывание высшего психического процесса в ту драму, которая происходит между людьми…»(Выготский Л. С., 1983).

Параграф 2.4. «Методологические требования к организации эксперимента» 1)условия становления смысловых структур сознания должны изучаться в совместно-разделенной деятельности детей и педагогов; 2) совместно-разделенная деятельность должна быть организована на трех разработанных нами принципах, которые мы называем принципами культурного развития: принцип ценности детства, принцип личностного роста, принцип культурного развития; 3) совместно-разделенная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы в ней присутствовали различные формы активного смыслообразования и, прежде всего, предметно- смысловые диалоги, построенные как драматическое столкновение людей, как коллизия, конфликт, противоречие, требующее разрешения и сопровождающееся эмоциональными личностными переживаниями.

Методика предметно-смыслового диалога: На первом этапе диалога задается вопрос на установление сферы смысла культурного понятия. Этот вопрос начинается или с вопросительной формулы «что есть…» или «что значит…». На втором этапе диалога дети приступают к исследованию ценностного понятия в различных контекстах (размышление над смыслом пословиц, поговорок, притч, других литературных текстов, после просмотра видеосюжетов или прослушивания музыкальных произведений). Третий этап диалога – дети означивают смыслы, зашифрованные ими в собственных продуктах творчества.

Другие методы активного смыслообразования, апробированные нами на практике анализ смысловой позиции автора стихотворения, пословицы, литературного текста, музыкального произведения, игры, тренинги, анализ собственных переживаний в процессе взаимодействия с объектом культуры, рефлексия ранее сформированных стреотипов сознания, рефлексия глубинных смыслов в предлагаемых обстоятельствах

Глава III. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Параграф 3.1. «Характеристика и основные результаты первого формирующего эксперимента» Цели первого формирующего эксперимента: – анализ различных методов, используемых в педагогической практике для формирования сознания, выявление наиболее эффективных; - изучение возможностей диалога и разработка универсальной методики предметно- смыслового диалога, с помощью которой педагог может самостоятельно построить диалог, способный изменять аффективно- смысловые структуры сознания воспитанников.

Структура занятия 1. Мотивационная часть, цель которой – обеспечить соответствующий уровень мотивации учащихся на создание смысла культурного понятия. 2. Основная часть, в процессе которой проводится исследование культурного понятия в различных контекстах. 3. Диагностическая часть – позволяющая учителю диагностировать у учащихся вновь созданные культурные смыслы.

Диагностика: Микротесты с конце каждого занятия; Анкетирование детей и их родителей; Изучение продуктов творчества учащихся

Результаты: изменения в смысловых структурах сознания детей: жизненные отношения, связанные с правовыми понятиями, вызывают у детей положительные эмоциональные реакции, являются предметом обсуждения; правовые понятия включены в активный словарь, дети употребляют их не только как научное понятие, но и как культурное, вызывающее эмоциональный отклик, переживание.

Параграф 3.2 «Характеристика и основные результаты констатирующего эксперимента» Цель - выявление представлений педагогов о механизмах работы сознания и формирования ценностно- смысловых понятий Методика – анкетирование Результат - педагоги понимают важность формирования ценностно-смысловых понятий, планируют содержание этой работы, используются традиционные для педагогики методы формирования сознания; в то же время, педагоги не вполне понимают сущность феномена сознания и механизма становления сознания в процессе онтогенеза; формирование ценностно-смысловых понятий в массовой педагогической практике осуществляется по типу научных понятий.

Параграф 3. 3 «Характеристика и основные результаты второго формирующего эксперимента» Цель второго формирующего эксперимента – экспериментальная проверка гипотезы данного исследования, изучение возможностей применения методики предметно- смыслового диалога для формирования ценностно-смысловых понятий в практике педагогов дополнительного образования

Организация деятельности: Экспериментальную группу составили 5 педагогов дополнительного образования и 61 обучающийся учебных объединений Центра в возрасте от 7 до 17 лет. Контрольными группами стали все остальные учебные объединения. С целью систематизации деятельности педагогов по формированию ценностно-смысловых понятий были выбраны пять понятий, культурный смысл которых предстояло сформировать в процессе экспериментальной деятельности: добро, любовь, общение, семья, творчество. Для реализации целей эксперимента автором данного исследования была разработана воспитательная система «Королевство Добра». Формирование каждого понятия проводилось в течение календарного месяца и имело несколько этапов.

Методика формирования ценностно-смыслового понятия

1 этап - мотивационный: Во всех учебных объединениях, подростковых клубах по месту жительства педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы проводили в начале месяца занятие, на котором предстояло создать смысл ценности. В экспериментальных группах педагоги использовали разработанные нами методы активного смыслообразования, в остальных учебных объединениях – традиционные методы формирования ценностных понятий. Содержание занятий педагоги разрабатывали самостоятельно, но педагоги экспериментальных групп при консультативной помощи научного руководителя и методиста, автора данного исследования.

2 этап – исследовательский: В течение месяца перед педагогами как экспериментальных, так и контрольных групп была поставлена задача – исследовать содержание формируемого ценностного понятия в явлениях культуры. Педагоги экспериментальных групп проектировали содержание учебных занятий в своих учебных объединениях таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность соприкасаться с различными смыслами формируемого понятия, содержащимися в явлениях культуры. Смыслы понятия создавались через диалоги. Педагоги контрольных групп использовали привычные методы, как правило, объяснительно-иллюстративные: беседы, демонстрацию, рассказ.

3 этап - диагностический: В конце месяца учащимся, как экспериментальных, так и контрольных групп предлагалось выразить смысл формируемого понятия в продуктах творческой деятельности. Продукты творческой деятельности представлялись на празднике, проводимом в конце месяца. Названия праздников соответствовало формируемой ценности: Праздник Добра; Праздник Семьи; Праздник Любви; Праздник Общения; Праздник Творчества.

Диагностика: Созданные смыслы обучающие выражали посредством выбора текстов песен и музыки к празднику; сочинения собственных поэтических и музыкальных тексов; выбора текстов стихов; создание сценариев праздников, создание диалогов; постановку танцев по теме праздника; создание поделок и других продуктов творчества. Смыслы, заложенные обучающимися в творческих продуктах, выяснялись педагогами в процессе занятий.

Диагностика: Изучение динамики отношения к ценностно-смысловым понятиям нами проводилось с помощью анкетирования, собеседования, анализа продуктов деятельности учащихся, адаптированного нами к задачам данного исследования варианта методики «Методика цветовых метафор» И. Л. Соломина, которая позволяет проводить «измерение как осознанных, так и неосознаваемых отношений человека к себе, другим людям и различным видам деятельности» (Соломин И. Л., 2006), т. е. скорее аффективно-смысловых, нежели когнитивных структур сознания. Валидность диагностики доказана успешностью её применения в практике профориентационного консультирования.

Динамика отношения к ценностно- смысловым понятиям : понятие «добро»

Динамика отношения к ценностно- смысловым понятиям : понятие «любовь»

Динамика отношения к ценностно- смысловым понятиям : понятие «общение»

Динамика отношения к ценностно- смысловым понятиям : понятие «творчество»

Динамика отношения к ценностно- смысловым понятиям : понятие «семья»

Анкетирование участников эксперимента: Аня Р. – 14 лет.: Я раньше никогда не задумывалась, что значит слово «добро». «Добро» и «добро» – все говорят, и я повторяла. Это же очень сложно разобраться, что для одних «добро», для других может быть и «зло». Так ведь? Теперь, мне кажется, что словом «добро» можно объединить все, что во благо людей. И каждый человек своими делами может увеличить или уменьшить количество добра на свете.

Анкетирование участников эксперимента: Макар М. – 17 лет.: Слово «творчество» наполнилось для меня каким-то новым смыслом. Ну, понимал, что в Центре детского творчества учат петь, рисовать, в общем, разным творческим вещам. Сейчас ловлю себя на том, что творчество в моей жизни может быть каждый день. Я могу творить свои отношения с родными, друзьями. С каждым новым творческим успехом я расту как личность, ну, созидательная, что ли? Выступил удачно. Смог сегодня то, что не получалось вчера – это творчество меня самого. Понимаете?

Анкетирование участников эксперимента: Катя С. – 17 лет: Всегда считала, что знаю, что значит «любовь»! После занятия поняла, что ничего не знаю. Думать надо. Чтобы не принять любовь за что-то другое. Хорошо, что провели с нами такое занятие!

Анкетирование участников эксперимента: Андрей В. – 10 лет – «Семья» - это папа, мама, я, братик, и когда папа говорит «Я за вас жизнь отдам». И я тоже. Раньше я не понимал этого. Аня В. – 9 лет.: «Добро – добро», все просто! Можно в танце вести себя по- доброму, чтобы тем, кто рядом, было с тобой хорошо. А можно по - злому. И все можно делать по-доброму и по - злому. Только, если по - злому, всем будет плохо. А по-доброму, хорошо! И с тобой все будут дружить.

Анкетирование участников эксперимента: Хоботова С. В.: Я всегда считала нравственное воспитание очень важным, много для этого делала в театре. Но, сейчас я понимаю, у меня не было методики. Предложенные в эксперименте методы мне сначала показались очень спорными. Педагог должен вести за собой, а не идти на поводу у детей. Очень долго не получались диалоги. Ловила себя на том, что боюсь пауз, договариваю за детей. Заменяю их смыслы своими. В общем, заново училась «держать паузу» и не опровергать высказывания детей, которые считала неправильными. После занятия на тему «Что есть любовь» мои дети спорили ещё три дня! Вот тогда я поняла ценность этой методики по-настоящему. Много приходится работать, но результат радует. Играть стали лучше, осмысленнее.

Заключение Аффективно - смысловые структуры сознания формируются в соответствии с основным генетическим законом культурного развития, предложенного в культурно – исторической теории Л. С. Выготского, если в педагогической практике будут соблюдаться выявленные в ходе данного исследования психологические условия становления аффективно-смысловых сознания в совместно – разделенной деятельности детей и взрослых, использоваться методы активного смыслообразования, важнейшим из которых является предметно-смысловой диалог, позволяющий ребенку самостоятельно создать смысл культурного понятия.