По образному выражению Н. А. Бернштейна « Движения живут и развиваются »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спортивная подготовка Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать.
Advertisements

Психология физической культуры. Объектом, управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние. Целью управления тренировочным.
Влияние современных методологических принципов в спорте на выстраивание системы отбора и подготовки спортивного резерва С.Л.Садырин, Генеральный директор.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в.
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
ПРО- ГНОЗИ- РОВАНИЕ Маркин Сергей Менеджмент 2 КУРС.
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Организация производства как система научных знаний.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Транксрипт:

По образному выражению Н. А. Бернштейна « Движения живут и развиваются »

В концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что одной из стратегических целей государственной политики является повышение конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене, предусматривающего в том числе и модернизацию системы подготовки профессиональных кадров. Модернизация имеет ввиду усовершенствование, обновление системы подготовки в олимпийском спорте, приведение ее в соответствие с жесткими вызовами времени.

Теория спорта представляет собой не просто совокупность взаимосвязанных знаний, но и методологический механизм их построения, что не только предопределяет целостность данной теории, но и делает ее эффективным средством своего прогрессирования. Синергетика как теория эволюции очень больших, сверхсложных систем, к которым относятся не только природные объекты, но также общество и плоды его интеллектуальной и физической деятельности распространяет свое влияние и на систему подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Изучение состояния и тенденций развития спорта высших достижений, а также реальных возможностей отечественного спорта дает основание предполагать, что успешно конкурировать с ведущими спортивными державами и тем более побеждать их на крупнейших международных аренах будет возможно, главным образом, за счет превосходства в методологической концепции построения многолетней подготовки в спорте, основой которой, конечно же, является система подготовки спортивного резерва.

Развитие теории спорта связано с необходимостью рационального построения многоуровневых конструкций элементов знания, которые постоянно развиваются, конкретизируются, дифференцируются и тем более интегрируются. В этом плане наиболее эффективными и по - прежнему востребованными представляются обширные методологические возможности системного подхода, теории функциональных систем, теории адаптации и ряда других универсальных общенаучных концепций, способных послужить плацдармом для желанного прорыва на Олимп.

Тщательный отбор и обоснование возможности включения в целостную систему теории спорта значительного объема новых эмпирических знаний, активно получаемых в период интенсивного развития олимпийского спорта – исходная методологическая предпосылка для развития спортивной науки. Эффективность этого процесса во многом зависит от глубины масштабных исследований, умения проводить компетентный анализ конструкций научно - прикладных знаний, составляющих содержание теории подготовки в спорте, отвечающей запросам практики.

По своему статусу общая теория подготовки спортсменов выступает в качестве метатеории по отношению к формированию частных теорий как включенных непосредственно в структуру общей теории ( теория нагрузок, теория контроля и управления, теория построения подготовки, теория спортивного отбора, теория развития двигательных качеств и. т. д.), так и находящихся вне ее ( теория подготовки спортсменов в группах родственных видов спорта – циклических, сложно - координационных, единоборств ; теория подготовки в отдельных видах спорта, определяя направления их разработки, принципы формирования специфических знаний.

Знания по истории формирования общей теории спортивной подготовки, методологическим основам ее построения, взаимодействию со смежными научными дисциплинами и частными теориями составляют неотъемлемую часть научного опыта. Современная структура знаний и характеристика основных направлений дальнейшего совершенствования системы подготовки спортсменов будут иметь больший контраст и вес на фоне общей картины эволюции достиженческих возможностей спорта как социального явления.

Основы теории адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов, различные аспекты адаптации мышечной, костной и соединительной тканей, системы энергообеспечения мышечной деятельности, основы управления движениями, закономерности протекания процессов утомления и восстановления при мышечной деятельности, основы регулирования нагрузок в спорте определяют цели, задачи, принципы, средства и методы спортивной подготовки.

Усвоение теории взаимообусловленных связей технической, тактической, психологической, интеллектуальной, физической и интегральной подготовки спортсменов позволяет четко формулировать цели и задачи конкретного вида подготовки, рационально подбирать оптимальные сочетания средств тренировки, эффективно реализовывать варианты методик развития и совершенствования различных сторон подготовленности, своевременно использовать возможности факторов, обусловливающих высокий уровень развития тех или иных сторон подготовленности, обоснованно и оперативно вносить соответствующие коррективы в процесс становления искомой спортивной формы.

Раздел теории спорта « Двигательные ( физические ) качества и физическая подготовка спортсменов » объединяет совокупность знаний, опирающихся на массив эмпирического материала методик развития как отдельных, так и комплекса двигательных качеств, являющегося следствием многолетних экспериментальных исследований, проведенных в лабораториях ведущих спортивных держав, а также многообразного опыта подготовки отдельных спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта.

Многие, еще вчера казавшиеся незыблемыми, теоретические положения макроструктуры процесса подготовки спортсменов высокой квалификации подверглись за последнее время серьезной критике, частичному реформированию и переработке, инициированными прежде всего масштабными процессами коммерционализации современного спорта, расширением календаря соответствующих соревнований, что автоматически привело к пересмотру и ряда положений, лежащих в основе построения системы отдельных мезоциклов и микроциклов подготовки к главным соревнованиям спортивного сезона.

Эффективное исследование системы многолетней спортивной подготовки возможно при многократном расширении пространства для поиска и выявления спортивных талантов путем освоения модельных методик отбора и сопутствующей спортивной ориентации, а также путем поддержания систем физического воспитания детей и подростков, ориентированных на индивидуализированное развитие выявленных спортивных талантов, включая их эффективную реализацию в заведомо рациональной соревновательной деятельности, предваряющей вхождение во « взрослый » спорт, изначально рассматриваемый как впереди стоящая область максимальной реализации взращенных талантов.

Тенденция к объективизации процесса подготовки спортсменов, внедрение достижений научно - технического прогресса, использование возможностей кибернетики, системного подхода, теории функциональных систем, сопутствующих поиску резервов совершенствования системы подготовки спортсменов, определяет важность такого раздела теории спорта как « Моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов ».

Объем многообразных и разноплановых знаний, предопределяющих качество спортивной подготовки за счет использования возможностей дополнительных факторов, составляет основу раздела теории спорта « Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревнований ». Рассмотрение ряда аспектов знаний данного раздела в русле проблематики общей теории подготовки не только способствует обогащению последней, но и стимулирует дальнейшее развитие смежных научных дисциплин. Объем знаний в данной области постоянно обогащается, нуждаясь в системном методологическом отборе и научно - методическом обосновании их реальной эффективности и значимости.

Структурное описание системы подготовки спортсменов предполагает акцентирование не столько на способе связи между элементами системы, сколько на их упорядочении по тем или иным соотношениям – функциональной зависимости, степени сходства, генезиса, что предопределяет всесторонность и полноту массива знаний по теории спорта. Важным моментом дальнейшего формирования действенной теории спорта, является ее интеграционная составляющая, обеспечивающая устойчивую, органичную взаимосвязь многообразия элементов знаний, относящихся к различным ее разделам.

В качестве таких важнейших практических областей можно назвать : спортивный отбор и ориентацию ; контроль и сопровождение процессов изменения функциональной подготовленности спортсменов ; прикладные программы спортивного питания и восстановления двигательного потенциала ; основы практического применения психологических средств подготовки ; профилактика спортивного травматизма ; прикладные программы изучения и использования антидопинговых методов ; спортивно - информационное обеспечение ; менеджмент стратегии актуальных исследований в спорте.

Постоянное совершенствование технологий спортивной подготовки закономерным образом способствует росту спортивных достижений преимущественно за счет увеличения параметров комплекса различных нагрузок, узконаправленного совершенствования качества и модернизации условий реализации модельных тренировочных программ. В качестве ориентира дальнейшего научного поиска в этом направлении может служить тема оптимизации процесса спортивной подготовки.

Обращение к теме оптимизации привело в теории спорта к использованию понятия « управление », которое приобрело статус общенаучной категории и оказалась включенным в процесс познания сложных систем. Данная категория выполняет методологическую функцию по отношению к развивающейся теории спортивной подготовки, расширяет ее познавательные возможности, придает сугубо научный характер в изучении источников и механизмов процесса становления спортивного мастерства.

Предусматривает комплексное использование возможностей системы спортивной подготовки ( закономерностей, принципов, форм, средств, методов ), а также внетренировочных и внесоревновательных факторов ( специального инвентаря, оборудования и тренажеров, средств восстановления, климатических факторов и др.). С одной стороны, это определяет чрезвычайную сложность управления в спортивной подготовке, а с другой стороны – его большую эффективность при обосновании прогнозируемых, реально достигнутых научно - практических результатов. Управление в системе подготовки ориентировано на создание модельных характеристик соревновательной деятельности, моделей уровня подготовленности и обеспечивающих их достижение тренировочных и соревновательных нагрузок.

Подразумевает планирование уровня спортивного мастерства на базе имеющихся исходных данных занимающегося, каковыми является группа предпосылок оптимального управления ( в частности, уровень развития мышления и восприятия, сила побудительных процессов, степень сосредоточения, концентрации внимания, готовность к принятию решений, развитие двигательной и психофизиологической активности и их саморегуляции.

Предполагает учет начального, промежуточного и конечного уровней спортивной подготовки. Это модель - решение, структура управления включающая с одной стороны, функционирование систем организма спортсмена, обусловленное его в том числе и генетическим опытом, а с другой стороны – реальное поведение конкретного спортсмена, определяемое преимущественно содержанием, величиной, направленностью и условиями выполнения плановой двигательной деятельности. Это группа процесса оптимального управления ( управление действиями, поведением, управление движениями ).

Осуществляется путем оценки и сравнения результатов подготовки по промежуточным и конечным модельным характеристикам срочных, устойчивых долговременных реакций адаптаций, отражающих успешность формирования запланированных тренировочных эффектов. Уровень спортивного мастерства. Это модель – программа поведения спортсмена и его состояний, корректируемых на основе обратной связи меняющихся параметров двигательной деятельности задаваемых в том числе и контрольно - измерительной, управляющей аппаратурой. Это группа реализации оптимального управления ( целесообразность действий – знания, опыт, мотивация, эмоции, восприятие, координация, технико - координационные и спортивно - технические возможности, уровень развития двигательных качеств, переносимость нагрузок ).

доцент кафедры ТиМФК А. А. СВИРСА Подготовлено 18 января 2014 года