Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ МИНОБР Р Ф. 1155 от 17.11. 2013 г К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ 1155 от г Сергиенко О.А. Старший воспитатель дошкольного.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября.
Нормативно-правовое регулирование Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на годы Утверждена Распоряжением Правительства.
Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Л. В. Сотникова, методист МБОУ «ИМЦ»
Приказ Министерства Образования и Науки РФ 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" от 17.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методист ИДК управления образования администрации городского округа г.Выкса.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
«Государственные требования (стандарты) дошкольного образования определяют направление проектирования образовательных программ, являющихся средством развития.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ.
Тема: родителям о стандарте дошкольного образования. Родительское собрание.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации предметно-пространственной.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Транксрипт:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ МИНОБР Р Ф от г К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, Заслуженный учитель России

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ 1155от г Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный 16299); от 20 июля 2011 г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный 22303). 3.Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Основные понятия стандарта «Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально- культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей ФГОС ДО

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт преследует следующие цели: -обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; -обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; -сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы (образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

ФГОС ДО. Виды детской деятельности. в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно- исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно- двигательные игры;

ФГОС ДО. Виды детской деятельности. в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

ФГОС ДО. Виды детской деятельности. для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование., лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Структурные подразделения в одной Организации (далее –Группы) могут реализовывать разные Программы. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.

ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Образовательная программа состоит из трех основных разделов: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта и части соотносятся 60% к 40%.

ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода в развитии детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (это примерная образовательная программа). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

1 Целевой раздел образовательной Программы дошкольной организации В целевом разделе выделяем два подраздела: -1.1 Пояснительная записка. Раскрываются цели и задачи реализации программы. Особенности образовательной программы, специфика условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) Принципы и подходы к формированию ООП ( указать примерные образовательные программы, используемые в образовательном процессе) Планируемые результаты. На основе раздела ФГОС по ДО « Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» конкретизировать и описать планируемые результаты освоения программы в обязательной части (это целевые ориентиры ) и части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты по приоритетным направлениям, результаты учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей инвалидов и др.).

2 Содержательный раздел образовательной Программы дошкольной организации В нем пять подразделов и шестой, если реализуется и коррекционная программа: 2.1 Социально –коммуникативное развитие детей на основе приобретение опыта в соответствующих видах деятельности. 2.2 Познавательное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности Речевое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности

2.Содержательный раздел образовательной Программы дошкольной организации 2.4. Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности. 2.5.Физическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности Программа коррекционной работы.

3 Организационный раздел образовательной Программы дошкольной организации В нем семь подразделов и восьмой, если реализуется и коррекционная программа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами Описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий Описание материально- технического обеспечения Программы Описание кадрового обеспечения Программы.

3 Организационный раздел образовательной Программы дошкольной организации 3.4. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения Описание психолого-педагогических условий. 3.6.Описание развивающей предметно- пространственной среды. 3.7.Описание условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами.

Дополнительный раздел образовательной Программы дошкольной организации Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей, детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы указываются: 1) возрастные и иные категории детей, на которых она ориентирована; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к условиям реализации Программы включают: Требования к психолого-педагогическим условиям Требования к развивающей предметно- пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации Программы Требования к материально- техническим условиям реализации образовательной программы Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия 5 ; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Требования к развивающей предметно- пространственной среде Развивающая среда должна обеспечивать: -возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; -реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.

Требования к развивающей предметно- пространственной среде Развивающая среда должна быть содержательно- насыщенной,трансформируемой,полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов предполагает: возможность использования различных составляющих предметной среды, для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре). Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Требования к кадровым условиям реализации Программы Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный 18638), с изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный 21240).

Требования к материально- техническим условиям реализации образовательной программы требования, определяемые в соответствии с санитарно- -эпидемиологическими правилами и нормативами; требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной средой; требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно- методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы Должны обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования. должен быть достаточным и необходимым для расходов на оплату труда работников и расходов на средства обучения и воспитания

ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2)оптимизации работы с группой детей.

ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Александр Григорьевич Асмолов дал интервью журналу «Управление ДОУ» г. Отвечая на вопрос «Как будут оцениваться результаты освоения Программы? Что будет с мониторингом? Директор ФИРО, академик Александр Григорьевич Асмолов сказал: « Когда я пишу, что стандарт дошкольного образования – это стандарт условий, я тем самым говорю, за условия отвечает не воспитатель, а учредитель. Создайте эти условия для детей и соблюдайте их. Кого я хочу проверить через стандарт? Говорю то, за что меня многие осудят: учредителя!» А.Г. Асмолов

Спасибо за внимание !