Педагог- психолог МБДОУ 89 Устимец А. В.. Современное состояние исследований в области изучения и применения цвета Цвет – «одна из особенностей восприятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Руководитель проекта Педагог-психолог МОУ «СОШ 5» Гурская Ирина Владимировна.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЕ С ТАРТОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Авторы: Зотова Анастасия Неклеонова Елена.
МБДОУ«Детский сад 55» г.Чебоксары Ильина С.И., педагог-психолог.
Какой вы любите цвет? Цвет, который вы любите больше других, может кое- что рассказать о вашем характере, эмоциональном складе. Выберите из предложенных.
Психология цвета. Воздействуя на чувства, различные цвета влияют на мировоззрение и манеру поведения, могут ухудшить или улучшить состояние человека:
Цвет в твоей жизни Психологические особенности цвета Весь цветовой спектр разделяется на теплые и холодные тона. Теплые – красный, желтый, оранжевый.
1 этап- от 0 - 1,5 лет ( формируется базовое доверие, решительность, уверенность в себе) 2 этап- от 1,5 - 3 лет ( самоконтроль, позитивная самооценка,
Цель исследования: выяснение цветового предпочтения школьниками разных возрастных групп, определение их эмоционального состояния на моменты пребывания.
Автор работы: ученик 10 класса Мирошников Кирилл МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Детское объединение «Клуб любителей гитары» Влияние музыки на состояние.
Различные реакции и тонкости психологии человека связанные с разнообразием цветов.
Психологическая характеристика цвета ( физиологическое воздействие некоторых цветов)
Методический совет Межличностные взаимотношения (учитель-ученик) Соц педагог Дунюшина Т. Г. МОУ «СОШ 17 г Вольска Саратовской области»
Что такое цвет? Почему одни предметы оранжевые, а другие зелёные? Причиной является солнце или другой источник света, вернее световые лучи, которые озаряют.
Каждый цвет характеризует определённые черты характера человека: Синий – стремление к покою, удовлетворению. Зелёный – решительность, независимость, преодоление.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВАШ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ ? Презентацию подготовила учитель МОУ СОШ 39 Шевченко Е.Н. по материалам статьи на сайте:
Цветовая гамма. Подбор цветовой гаммы - достаточно ответственное занятие. Сочетание цветов в дизайне всегда было основной из главных задач. Обязательно.
Волшебный мир Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка.
Вам хотелось бы знать, как цвет одежды влияет на того, кто ее носит, и как воспринимаются определенные цвета окружающими? Вам хотелось бы знать, как цвет.
Арттерапия - лечение искусством Она включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, музыкотерапия, кинотерапия, танцтерапия…
Рефлексия во время непосредственной образовательной деятельности Анастасия Юрьевна Пластинина воспитатель подготовительной к школе группы МКДОУ детского.
Транксрипт:

Педагог- психолог МБДОУ 89 Устимец А. В.

Современное состояние исследований в области изучения и применения цвета Цвет – «одна из особенностей восприятия человека… … это ощущение, возникающее в мозгу человека как реакция на свет определенной длины волны, попавший в сетчатку глаза». Г. Е. Бреслав

«Цвета действуют на душу. Они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют. Они печалят или радуют». «Цвета действуют на душу. Они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют. Они печалят или радуют».Г.Гете.

Цвета бывают : хроматические (красный, желтый, зеленый, голубой), ахроматические (белый, черный, серый, обесцвеченные); теплые - желтый, оранжевый, красные; холодные - синие, голубые; фиолетовый и зеленый могут быть и холодными и теплыми. Основные - красный, желтый, зеленый, голубой; сложные : красный + желтый = оранжевый и т.п. На восприятие цветов влияет освещение: при лампе накаливания теплые - ярче, холодные -тусменнее; при люминисцентной лампе - холодные - ярче, теплые - тусменнее.

Мозг не только порождает цвет, но и находится под его воздействием. Воспринимаемый цвет может вызвать различные ощущения и чувства: температурные /теплый - холодный/, пространственные - выступающие, отдаляющие, глубокие. весовые - легкие, тяжелые, давящие, воздушные. акустические - тихие, громкие, кричащие, глухие. эмоциональные - грустные, веселые, приятные, безразличные. эстетические - красивые и безобразные.

Синий цвет - уменьшает страх. Холодные - увеличивают пространства. Светлые - веселые, легкие. Темные - печальные, тяжелые. Теплые - возбуждают. (Очень яркие цвета - сильно возбуждающие). Холодные - успокаивают.

Существуют визуальные и речевые формы цветового символа. Речевые формы называются «цветовыми метафорами». Так под «Черным юмором» понимается высмеивание плачевных или жестоких деяний или ситуаций, которые на деле не представляют собой ничего смешного. Цветовой символизм

Или когда говорят «почернел от горя, покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то интуитивно связывают эмоциональные переживания с цветом, способным выразить их.

Ассоциирование цвета человеком Красная рубаха Красна девица «Красный» аттестат Исторически на Руси все хорошее связывают с красным цветом:

Эткиндом было проведено исследование цветоэмоциональных значений у взрослых Цвет Эмоции Интерес РадостьУдив.Грусть ГневОтвр.Стыд СтрахУтом. Серый Синий Зелен Красн Желт Фиолет Корич Черный

Цветовой тест Люшера Это одна из наиболее эффектных и спорных методик, разработанная швейцарским психологом Максом Люшером. Тест выявляет эмоциональное состояние человека. Структура цветовых предпочтений человека позволяет выявить структуру его потребностей. Каждый цвет отражает определённую человеческую потребность, ассоциируется с ней, является её символом. Цветовая психодиагностика

Цвета теста Люшера Темно-синий; Сине-зеленый; Оранжево-красный; Желтый; Фиолетовый; Коричневый; Черный; Серый. Дополнительные Основные Смешанные Ахроматические Цветовая психодиагностика

Психологический смысл цветов теста Люшера. Темно-синий Предпочтение цвета: Потребность в близости, любви и покое; Стремление к пониманию, согласию, сочувствию. Отвержение цвета: Одиночество; Беспокойство.

Сине-зеленый Предпочтение цвета: Потребность в превосходстве, самоутверждении, власти и независимости; Стремление к признанию, уверенности, защите. Отвержение цвета: Слабость; Обида.

Оранжево-красный Предпочтение цвета: Потребность в успехе, деятельности и возбуждении; Стремление к достижению, борьбе, наступлению. Отвержение цвета: Утомление; Раздражение.

Желтый Предпочтение цвета: Потребность в переменах, расслаблении и избегании проблем; Стремление к выходу, освобождению. Отвержение цвета: Разочарование; Отчаяние.

Фиолетовый Предпочтение цвета: Потребность в привлечении внимания и создании впечатления; Стремление к одобрению, эстетическим переживаниям. Отвержение цвета: Подавление чувств; Скромность.

Коричневый Предпочтение цвета: Потребность в физическом комфорте, отдыхе и чувственном удовольствии; Болезненное состояние, слабость, усталость, голод, страх. Отвержение цвета: Самоограничение; Отрицание слабости.

Серый Предпочтение цвета: Потребность в дистанции и незаметности; Стремление скрыться, избежать участия. Отвержение цвета: Активное включение в ситуацию.

Черный Предпочтение цвета: Потребность в агрессии; Неприятие, протест, враждебное отношение. Отвержение цвета: Отрицание; Подавление агрессии.

Психология цвета Психологическая характеристика цвета может рассказать о многом: о том, о чём Вы не знаете и что порой не замечаете в отдалённых уголках души Вашего ребенка; о том, о чём он сам не может рассказать Вам словами, а только «знаками» эмоциями, настроением. Поначалу практически всем детям нравятся яркие, сочные цвета, зачастую даже «кислотные» и неестественные. Маленьких детей также привлекают блестящие, перламутровые или светящиеся краски.

Психология цвета Многочисленными исследованиями подтверждено, что большинство девочек в возрасте до десяти лет предпочитают розовый, фиолетовый и лавандовый. Также многие дети до десяти лет предпочитают красный и желтый цвета, а после десяти – синий. Маленькие мальчики чаще, чем девочки отдают предпочтение темным оттенкам цвета: темно- синим, бордовым, коричневым.

Количество используемых ребенком цветов в рисунке можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-7 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Ребенок живет полной жизнью, наслаждается ее красками. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Психология цвета

Использование одного-двух цветов можно простить двухлетнему малышу, но никак не ребенку 3-4-х лет. Это означает одно: его что-то гнетет, и красок не хватает не только в рисунке, но и в жизни. Это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Психология цвета

Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Цвет, которым он раскрашивает членов семьи, тоже о многом говорит. Например, для нелюбимых он выбирает коричневый или черный цвет. А для любимых желтый. Ведь когда детей спрашивают, с чем у них ассоциируется мама, они часто отвечают: с солнышком.

Какого цвета ваш ребенок? Красный. Дети, которые любят красный цвет, гиперактивны, легко возбудимы, непоседливы, часто ломают игрушки. Для этих детей интересы настоящего намного важнее возможных будущих перспектив. В рисунках красный цвет говорит о силе воли, эксцентричности, направленности вовне, агрессии, повышенной активности. Оранжевый. «Оранжевые» дети также легко возбудимы, как и «красные», любят веселиться, шалить, кричать.

Какого цвета ваш ребенок? Желтый. Дети, предпочитающие желтый цвет это мечтатели и фантазеры, любители сказок и шуток. Обладают хорошим воображением, любят играть абстрактными игрушками, видят мир в оптимистичных тонах. Желтый цвет говорит о положительных эмоциях, непосредственности, любознательности, оптимизме.

Какого цвета ваш ребенок? Зеленый. Ребята, которые предпочитают зелёный цвет, уравновешенны, независимы, настойчивы, упрямы. Могут чувствовать себя заброшенными и очень нуждаться в родительской любви, поддержке и безопасности. Возможно, не хватает любви и умиротворенности. Зеленый цвет для него цвет спокойствия и безопасности, к которым он стремится. В будущем такой ребенок может вырасти консервативным, поэтому следует развивать в нем открытость, творчество.

Какого цвета ваш ребенок? Сине-зеленый. Сине-зеленый цвет, т.е. цвет воды, означает гордость, престиж и тщеславие. Если ребенок предпочитает этот цвет, то это сигнализирует о его нервном перенапряжении. Такому ребенку следует предоставить немного больше свободы, поощрять его инициативу, чаще хвалить его. Голубой. Этот цвет символизирует свободу, беззаботность, контроль над эмоциями, склонность к перемене мест.

Какого цвета ваш ребенок? Синий. Дети, которые предпочитают синий цвет, являются полной противоположностью «красным». Они спокойны, сконцентрированы и уравновешены, делают все, не торопясь, любят размышлять. Возможно сосредоточенны на внутренних проблемах. Синий цвет может сигнализировать о том, что ребенку в данный момент необходимо снять внутреннее напряжение. Ребенку не скучно одному, ведь он любит порассуждать. Дружбе он отдается целиком, потому что предпочитает отдавать, а не получать. Однако следует учитывать одно «но». Порой дети выбирают синий цвет не потому, что спокойны, а потому что хотят успокоиться. Синий цвет может сигнализировать о том, что ребенку в данный момент необходимо снять внутреннее напряжение. Ребенку не скучно одному, ведь он любит порассуждать. Дружбе он отдается целиком, потому что предпочитает отдавать, а не получать. Однако следует учитывать одно «но». Порой дети выбирают синий цвет не потому, что спокойны, а потому что хотят успокоиться.

Фиолетовый. Ребенок, отдающий предпочтение фиолетовому цвету, обладает богатым внутренним миром, артистичен, чувствителен. Такого ребенка очень легко ранить, поэтому он больше других нуждается в поддержке. Ребенок обладает фантазией, интуицией, эмоциональной и интеллектуальной незрелостью (дети часто отдают предпочтение этому цвету). Коричневый. В коричневом цвете ребенок ищет уюта, надежности, комфорта. Медлительны. Поэтому если ребенок выбрал коричневый цвет, то возможно он ощущает какой-то дискомфорт: проблемы со здоровьем, в семейных взаимоотношениях, пережитая драма, отрицательные эмоции.

Черный. Черный. Этот цвет дети предпочитают редко, но если ребенок выбрал из всех цветов именно черный, то это может свидетельствовать о рано созревшей сложной психике или может быть последствием стресса, который перевернул жизнь ребенка. Черный может сигнализировать о упадническом настроении, подавленности, негативе. Черный цвет, особенно в рисунке это протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях, смене атмосферы. Серый. Серый. Серый цвет символизирует рутину и беспросветность. Ребенок, выбирающий серый цвет, обычно очень тихий, несмелый, замкнутый. «Отсутствие» цвета говорит о безразличие, отстраненности, желании уйти, не замечать того, что тревожит.

Розовый. Если ребенок любит розовый цвет, то это означает, что он нуждается в постоянной поддержке и очень зависим от окружающих. «Розовые» дети очень нежные и робкие натуры. Лиловый. Лиловый цвет обычно предпочитают девочки. Этот цвет характеризует ребенка нежного, одинокого, беззащитного. Такие дети часто погружены в себя, в свой внутренний мир.

Связи цветовых предпочтений и склонностях Вашего ребенка Так, если ребенок отдает предпочтение зелёному, салатному, изумрудному и прочим оттенкам зелёного, то можно говорить о его желании и способностях заниматься такими видами деятельности, как рисование, конструирование, моделирование, художественная гимнастика и т.п. Поэтому смело отдавайте ребенка в подобные кружки и секции. Если вовремя дать малышу возможность развить свои способности, то из него может вырасти первоклассный художник, сценарист, режиссер, поэт, дизайнер, модельер, фотограф, скульптор по дереву, конструктор, повар, учитель младших классов, врач, ресторатор, ветеринар.

красного, бордового, ярко-оранжевого, алого Выбор красного, бордового, ярко-оранжевого, алого говорит о том, что ребенку необходимо развиваться в области, где всё непосредственно связано с работой мысли, генерацией идей и юмором (радиолюбительство, компьютеры). Ваш ребенок – это будущий программист, инженер, учёный, исследователь, аналитик, лётчик, химик, а так же представитель профессий, непосредственно связанных с огнём.

Коричневый, желтый, бежевый, песочный хочет что-либо собирать, складировать, то есть это любая кропотливая работа, требующая усидчивости, а так же сельское хозяйство, работа с глиной, керамикой, камнем. В будущем его областями могут стать сельское хозяйство, страхование, деятельность, связанная с хранением, складированием чего-либо.

Если он любит белые, серебристые, серые тона, то это будущий милиционер, судья, адвокат; все силовые, властные и административные структуры, финансист, банковский служащий, кассир, а так же любые профессии в которых есть непосредственный контакт с металлом, например, автомеханик. Подойдут кружки фигурного катания, авто- и мототехники, военно-исторические кружки, а так же все занятия, где требуется дисциплина и слаженность действий, проявление организаторских способностей.

Если ребенок выбирает голубые, сиреневые, бирюзовые, синие тона, то ему подойдут танцевальная студия, хор, музыкальная школа, театральная студия. Это взрослеющий специалист по рекламе, коммуникациям, связям с общественностью, туристическому бизнесу, теле или радио ведущий, актёр, музыкант, переводчик, гид, биржевой брокер.

Не упустите момент взросления малыша, будьте с ним, помогите развить его таланты. И это внимание и помощь обязательно дадут свои плоды очень скоро!

Цвет вам в помощь!