1 МИТЬКО ВАЛЕРИЙ БРОНИСЛАВОВИЧ Президент Арктической академии наук, Председатель секции Геополитики и безопасности Российской академии естественных наук,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Advertisements

Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
ПАРТНЁРСТВО В АРКТИКЕ: В ПОИСКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ДОКЛАДЧИК: ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО.
О вопросах развития Арктических территорий Республики Саха (Якутия) Президент Республики Саха (Якутия) Борисов Егор Афанасьевич г. Москва, июнь 2013 Коллегия.
Особенности ведения бизнеса в Ленинградской области: перспективы и проблемы Принципы организации промышленных зон в Ленинградской области.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
{ Дальний Восток Проблемы и пути их решения Работу выполнила ученица 9 класса Лычкова Катя.
Предпосылки создания информационной системы Задачи информатизации.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Оценка морского потенциала приморских территорий как показатель эффективности стратегического развития морехозяйственного комплекса Гогоберидзе Г.Г., Российский.
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Кликушина Евгения Геннадьевна Научный руководитель: к.э.н., доцент Крюков М.М.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
Исаков В.А. ПетрГУ, Экономический факультет, студент 1.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Транксрипт:

1 МИТЬКО ВАЛЕРИЙ БРОНИСЛАВОВИЧ Президент Арктической академии наук, Председатель секции Геополитики и безопасности Российской академии естественных наук, доктор технических наук, профессор АРКТИЧЕСКАЯ МИССИЯ РОССИИ Санкт-Петербург, 2013

КРАТКАЯ ИНФРМАЦИЯ ОБ АРКТИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК Основные цели: выполнение научных исследований, способствующих комплексному, гармоничному развитию северных территорий, улучшению жизни и быта северян, содействие реализации научного потенциала Санкт- Петербурга в решении проблем Арктики и Севера, содействие реализации Арктических проектов и программ АОАН имеет Агентство по наукоёмким и инновационным технологиям

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» особо подчёркивается необходимость разработки действенного механизма поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных районов Крайнего Севера. Актуальность развития Арктического региона определяется рядом факторов, определяющих необходимость: -обеспечения устойчивого развития арктической зоны, занимающей более 60% территории всей Российской Федерации, предполагающего улучшение качества жизни коренного и пришлого населения; -учёта геополитического значения региона, вызванного его приграничным положением; -обеспечения качества жизни проживания на северной территории коренных малочисленных народов, соответствующего мировым стандартам; -развития новых технологий освоения природных ресурсов и запасов стратегического сырья; -развития транспортно-коммуникационной структуры Арктики, включая Северный морской путь с его инфраструктурой, трансполюсную подводную магистраль и другие системы; -сохранения и учёта значения Арктического региона как гигантского природного заповедника; -реализации базы данных и знаний, добытых ценой огромных средств и усилий, которые были вложены на протяжении многих десятилетий в освоение Арктики и Севера, соответствующих российской национальной идее

СВЯЗЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И СОЦИАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ Категории Определяющие факторы Государство (S) Политические, экономические Aрмия (A) Демографический,военный, экономический Территория (T) Географический, политический, экологический Граница (B) Географический, политический, экономический Технология (Th) Экономический, военный, экологический, демографический Нация (N) Политический, культурно-религиозные и этнические, интеллектуальный Окружающая среда (E) Экономический, экологический, демографический

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР определяется пространственным положением и природными ресурсами

«СЕВЕРЕНИЕ» РОССИИ В ХХI ВЕКЕ

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ АРКТИЧЕСКИХ ГРАНИЦ Внешние границы континентального шельфа, определённые в соответствии со ст. 76 Конвенции по ММП-1982 г., ограничивают территории, где государство имеет преимущественные права ведения разведки и разработки ресурсов

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР состоит в типе государственности, организационной структуре управления, наличии гражданского общества, свободы прессы и т.д. Без комментариев хотелось бы привести цитату из книги премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю «Сингапурская история: из «третьего мира» в «первый», ставшей библией для многих политиков и экономистов. «…Наши шансы не потерпеть неудачу будут лучше, если мы будем придерживаться трёх основных принципов, которые помогли нам преуспеть. Это – общественное согласие, достигаемое путём справедливого распределения плодов прогресса. Это – равные возможности для всех. Это – система продвижения по заслугам… Последнее особенно важно, когда речь идёт о людях, возглавляющих правительство».

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» Как показывает опыт государственной и общественной информатизации в странах мира, проект «электронного правительства» рассматривается как набор стратегических мер и действий по продвижению к новому качественному состоянию системы государственного управления и власти, обеспечивающему государству устойчивую историческую перспективу и конкурентоспособность среди институтов общества Информационной эпохи. «Электронное правительство» выступает как инновационная технология в процессе трансформации традиционной бюрократической организации власти и государства. В процессе информатизации создается новая модель государственного управления, при которой управленческая информация формируется в режиме реального времени, причем «эксперименты» проводятся не на реальных людях и социальных группах, а в режиме «условных, смоделированных в информационной системе (виртуально) социальных и экономических состояний и процессов».

СТРУРКТУРНЫЕ СВЯЗИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГОСУДАРСТВА Буквенные обозначения «Р» соответствуют логико- вероятностной мере осуществления влияния факторов, «Q» – не осуществления этого влияния, а буквенные обозначения индексов – упомянутым выше свойствам. Стрелки вида 1 означают логическое произведение входящих в вершину факторов, а стрелки вида 2 то же с отрицанием «НЕ» соответствующего фактора.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР определяется уровнем жизни народа, производственными мощностями, аграрными мощностями, транспортной инфраструктурой, связью и инфраструктурой Децильный коэффициент в России – 16, Скандинавских странах -4, Евросоюзе – 6, Японии и Северной Африке – 6, США – 9 (порог-7) Коэффициент Джинни в России-39%, Великобритании – 36,1%, Швеции-25,0%, Зимбабве-56,8%

ЭКО-ГОРОД «КИМБЕРЛИТОВАЯ ТРУБКА УДАЧНАЯ» Диаметр трубки – около 1000 метров Глубина трубки – 550 метров В подземном городе, разделённом на три яруса, могут проживать одновременно 100 тыс. человек, расположены оранжереи, сады, объекты соцкультбыта Проект Архитектурного агентства «АБ Элис»

ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА СМП

ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ПОЛИМАГИСТРАЛЬ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ МЕГАПРОЕКТОВ Современная Россия – один из ведущих мировых центров реализации мегапроектов в Арктике

ВОЕННЫЙ ФАКТОР состоит в военно-стратегическом значении региона

Зоны геостратегического противостояния на континентальном шельфе России. Конфликтные районы: Район 1. Россия – США; Район 2. Россия – Финляндия, Швеция, Польша, Балтия; Район 3. Россия – Норвегия; Район 4 Россия – Канада, Норвегия, Дания, США; Район 5 Россия – США; Район 6 Россия – Япония.

Охрана морских участков от несанкционированного проникновения на базе АПС-21Х Концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор» Структура Автоматизированной системы контроля портов и особо важных территорий в прибрежной зоне НПО «Ленинец» Система подводного мониторинга может развиваться в направлениях: Экологических измерений; Гидрометеорологических наблюдений; Обнаружения несанкционированного проникновения в охраняемую зону; Управления автоматизированными подводными системами

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР определяется демографическим давлением на ограниченные ресурсы территории, истощением сырьевых ресурсов, отравлением и уничтожением систем жизнеобеспечения человека, растительности и животного мира Риски чрезвычайных ситуаций экологического характера в Арктической зоне Российской Федерации определяются: -состоянием окружающей среды в районах, отнесённых к Арктической зоне Российской Федерации; -техногенными нарушениями природных ландшафтов Арктической зоны Российской Федерации; -экологическими рисками разлива нефти на арктическом шельфе; -влиянием изменения климата на экологию Арктики;

Схема зон потенциально опасных с точки зрения нефтяных аварий согласно плану ЛАРН Западной Арктики

ПРОГНОЗИРУЕМОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ПАТЭС Преимущества ПАТЭС обеспечение надежного и экономичного электро- и теплоснабжения населенных пунктов и объектов промышленности в удаленных районах Республики; сокращение объемов северного завоза топлива; ограничение темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию для населения и промышленности в изолированных энергоузлах; создание инфраструктурных условий для социально-экономического развития северных улусов Республики Удельные капитальные затраты сопоставимы с удельными капитальными затратами энергоисточников на органическом топливе – 160 тыс. руб. / к Вт; эффективный отпускной тариф – около 3 рублей / к Вт-ч (в ценах 2007 года); короткие сроки сооружения (примерно 3-3,5 года при серийном строительстве); удешевление эксплуатации по сравнению с традиционными источниками энергии; мобильность (возможность размещения практически в любой береговой зоне, а также в руслах больших рек)

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР определяется плотностью и составом населения, темпами развития

КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР Символы шаманизма-основной религии народов Севера. Определяется конфессиональными, национальными, культурными, трудовыми традициями Шаманство как способ духовного познания мира, основанный на изменении сознания, позволяющий подключаться к информационному полю Земли для считывания информации

ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР определяется интересами коренных народов, их взаимодействием

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ФАКТОР Определяется развитием науки и образования В ХХ1 веке наука и образование становится стратегическим ресурсом государства в целом и региона, в частности

ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИИ природные ресурсы Арктики, их изучение, геологоразведка и технологии промышленного освоения; морские пути и транспортные перевозки в арктическом регионе; арктические экспедиции Китая; участие в международных научно-экспертных дискуссиях по проблемам Арктики; Арктика в международном законодательстве, международно-правовая деятельность Китая по уточнению и институализации юридического статуса Арктики; политика и дипломатия в отношении Арктики и полярных стран, поиск стран-партнеров по освоению региона; военно-стратегическая ситуация, перспективы и формы военного присутствия КНР в Арктике. Формирование общей стратегии Китая в Арктике еще не завершено, однако вполне можно назвать основные направления и некоторые конкретные проекты, которыми занимаются китайские НИИ и практические организации в сфере разработки и начальной стадии реализации данной стратегии:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщение содержания эволюции геополитических факторов, определяющая принципы пространственного планирования в Арктике, позволяет обосновать некоторые направления её учёта на различных уровнях взаимодействия. Первое состоит в формировании Арктической организации государства для реализации Арктической доктрины России, определив, что концепция устойчивого развития предпочтительней по сравнению с конкурентной. Второе состоит в принятии и реальном выполнении Программы реализации Арктической доктрины России, включая военный аспект, поскольку стимулирующим доверие к решениям и принимаемым мегапроектам, является конкретное и чёткое, понятное «обывателю» научное обоснование любого мероприятия, чего нет в большинстве случаев. Это рождает у населения уверенность в некомпетентности руководителей, либо в умышленном искажении понятий и существа событий, порождающих недоверие к власти. Третье состоит в реализации прорывного суперпроекта в Арктике с мощным информационным обеспечением, например, автономного планетного поселения, поскольку без инноваций нет модернизаций, особо важных в Арктике, поэтому необходим прорывной, всем понятный проект, пусть очень дорогостоящий, но граничащий с фантастикой, типа Умки, показанной Президенту в Архангельске, или города в кратере «Трубки мира» возле Мирного, или купольного города типа автономного поселения. Четвёртое состоит в осуществлении скорейшей информатизации арктических регионов для вовлечения всего населения в информационное взаимодействие, что компенсирует сложность пространственного взаимодействия и дороговизну наземных, воздушных и любых других коммуникаций, а также принять меры по вовлечению коренных народов Севера в общественно- социальные мероприятия регионов, включая экспертизу проектов. Пятое включает развертывание PR-компании по арктическим идеалам и перспективам арктических проектов для России, прозрачности финансовых потоков, поскольку необходимо мощное информационное обеспечение Арктической доктрины, что содержится в последнем разделе предложенной Арктической академией наук, пора прекратить начало разговора об Арктике с ресурсов минерально-сырьевых, а говорить о человеческих ресурсах. Шестое включает предложение в международные организации приоритетных проектов и занятие лидирующих позиций в этих организациях, подчеркнув, что миссия России в Арктике предполагает не преференции, а прежде всего, ответственность, своеобразный крест, который она должна нести с помощью всего мирового сообщества. Седьмое предполагает формирование в России минимум две рабочих группы Арктического совета, реально отражающих претензии России на лидерство в арктической политике, поскольку даже в Исландии таких рабочих групп две, а в России нет ни одной, хотя, например, на базе Центра изучения Арктики такую группу можно сформировать. Восьмое заключается в интенсификации мер по вовлечению Коренных народов Севера в общественно-социальные мероприятия региона, включая экспертизу проектов. При этом нужно говорить, что главной задачей является обеспечение лучшего качества жизни коренного и неаборигенного населения при прочих равных возможностях силовых, без которых в современном и будущем мире говорить о соблюдении любых договорённостей просто несолидно. Девятое также относится к развитию интеллектуально потенциала путём повышения компетентности руководителей северных регионов на основе создания научных центров и их Ассоциации, как важнейшего интеллектуального фактора. Естественно, что этот перечень может быть продолжен.

КОНГРЕСС «ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ Дом учёных РАН, Дворцовая набережная, 26 Институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, пр. Стачек, 30 Санкт- Петербург

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ