«Проектирование компетентностно- ориентированной образовательной среды школы как условие достижения нового качества образования» «Проектирование компетентностно-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Технология подготовки урока в современной образовательной среде Фенюк Алла Николаевна, учитель информатики, заместитель директора по научно-методической.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Федеральные государственные образовательные стандарты.
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА, СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Информационно-коммуникационные технологии, как эффективные технологии создания информационно- образовательного пространства (среды). Дмитриева Юлия Викторовна.
ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ к. п. н. Е. В. Сидорова, НМЦ, Красногвардейский р - н, Санкт - Петербург.
Мушко Лидия Петровна, заместитель директора по ИКТ ГБОУ СОШ 270 Санкт-Петербурга Информационно- образовательная среда школы Мушко Лидия Петровна, заместитель.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
«Создание в лицее условий для реализации основной образовательной программы в рамках введения ФГОС»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

«Проектирование компетентностно- ориентированной образовательной среды школы как условие достижения нового качества образования» «Проектирование компетентностно- ориентированной образовательной среды школы как условие достижения нового качества образования» Заместитель директора по УР Кальченко Н.Н. МБОУ «СОШ 7» г.Рубцовска

Цель: изучение организации работы школы по формированию и развитию компетентностно – ориентированной образовательной среды в рамках единого образовательного пространства (определение стратегии, тактики и механизмов реализации и внедрения ФГОС).

Задачи: Проанализировать состояние, основные тенденции развития образовательной среды школы, формирующей ключевые компетенции в условиях повышения качества образования. Изучить современные педагогические подходы и разработать теоретическую модель компетентностно – ориентированной образовательной среды, направленной на формирование ключевых компетенций. Внедрить в образовательный процесс активные формы и методы обучения для формирования и развития у обучающихся ключевых компетенций. Создать условия для самореализации педагогов, становления их исследовательской культуры с целью модернизации учебно – воспитательного процесса на основе компетентностно - ориентированного подхода в условиях подготовки к переходу к новым стандартам. Привлечь родителей, общественность в процесс совершенствования образовательной среды школы.

« Школа это особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет…»

« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений » Л. Толстой.

Современная школа должна обеспечить условия способствующие успешному обучению школьников, развитию личности, готовой к самореализации, самосовершенствованию.

Критерием результативности успешной работы школы являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом. Позитивные отношения всех участников образовательного процесса.

В наличии Проблемы Наличие детей различных категорий (одаренных, дети со сниженным уровнем развития познавательной сферы) Недостаточно таких технологий, форм работы, которые способствовали бы полноценной самореализации детей различных категорий в рамках школы Наличие педагогических технологий обучения и воспитания Недостаточная общая система организации деятельности школы Наличие работоспособного и творческого потенциала учителей Низкое качество знаний учащихся, большое количество учащихся с одной «3», «4» Наличие отдельных навыков конструирования урока в соответствии с современными требованиями Недостаточная общая исследовательская культура, ИКТ компетентность педагогов Наличие методики организации образовательного процесса Отсутствие методологически выверенного подхода к проектированию и организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие компетентностей учащихся, составляющих образовательный результат школы Наличие системы оценки образовательного результата Отсутствие методологического подхода к проектированию адекватной системы оценки образовательного результата в условиях внедрения и реализации ФГОС

«Ключ» к решению проблемы – «компетентностно- ориентированная образовательная среда» Образовательная среда школы рассматривается специалистами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно предметном окружении» (В.А. Ясвин)

Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой.

Образовательная среда школы включает: комплекс информационно-образовательных ресурсов на различных носителях; нормативно-правовые документы; совокупность средств обучения, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса; систему педагогических технологий; организационно-экономические и финансовые механизмы; кадровое обеспечение;

НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ - ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО– ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ И ОДНОВРЕМЕННО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу.

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННАЯ ИОС? С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННАЯ ИОС – ЭТО: ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПОДСИСТЕМА), НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО- РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ИОС ВНЕДРЕНИЕ ИКТ–ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕС

Структура ИОС Учебно- методическая составляющая Программно- аппаратная составляющая ИОС Кадровая составляющая

Программно-аппаратная составляющая ИОС Аппаратная часть: ПК с выходом в Интернет, телекоммуникационное и проекционное оборудование; Информационная часть: программное обеспечение, медиатека, ЭОР, учебно-методические материалы; сайт учителя; электронные инструменты мониторинга. СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Кадровая составляющая ИОС - учитель, в совершенстве владеющий ИКТ технологиями

«Педагогические технологии – это оптимальные способы достижения педагогических задач в заданных условиях» А.М. Кушнир Ряд педагогических технологий наиболее эффективных на сегодняшний день: Информационно-коммуникативные технологии. Личностно-ориентированные технологии. Технология модульного обучения. Технология дифференцированного обучения и воспитания. Развивающие технологии. Технология обучения и воспитания без насилия. Технология проблемного обучения и воспитания. Технология сотрудничества. Технология коллективного взаимодействия. Технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся. Учебно-методическая составляющая ИОС Государственный стандарт; Дисциплинарное ядро предмета; Организация учебного процесса

Типология уроков (ФГОС ) 1. Урок открытия нового знания (ОНЗ). 2. Урок отработки умений и рефлексии. 3. Урок творчества (урок – исследование). 4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). 5. Уроки развивающего контроля. « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский

. Активная стратегия обучения Пассивная стратегия обучения Интерактивная стратегия обучения вчера сегодня завтра

УЧАЩИЙСЯ – КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УМЕНИЕ НАЙТИ НЕСТАНДАРТНОЕ РЕШЕНИЕ УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ГОТОВНОСТЬ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРИНЯТЬГО РЕШЕНИЯ ГОТОВНОСТЬ К НОВЫМ ИДЕЯМ УМЕНИЕ АРГУМЕНТРОВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ГОТОВНОСТЬ К ИХ РЕШЕНИЮ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ УМЕНИЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ СТЕРИОТИПОВ УМЕНИЕ РЕФЛЕКСИРОВАТЬ НА СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБНАРУЖИВАТЬ ОШИБКИ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕГО РЕШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ ТРАНСЛИРУЕТ ИНФОРМАЦИЮ АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ: ПОИСК, ВЫБОР, АНАЛИЗ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИНФОРМАЦИИ. УМЕЕТ НАЙТИ НЕСТАНДАРТНОЕ РЕШЕНИЕ, ДЕЛАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ, ОБНАРУЖИВАТЬ ОШИБКИ ОРГАНИЗАТОР УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА ПО РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ ИМ МОДЕЛИ УРОКА, ОРГАНИЗУЕТ КОЛЛЕКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАБОТУ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТИ К ОБНОВЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ» И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Представление ИОС в качестве: средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки учащихся, организующего оперативную консультационную помощь, реализующего возможности программно-методического обеспечения компьютерной и телекоммуникационной техники в целях формирования культуры учебной деятельности в школе; инструмента познания, за счет формирования навыков познавательной и исследовательской деятельности, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности; средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных удаленных источников и оперативного обмена информацией; средства развития личности ученика за счет реализации возможностей повышения его духовного и интеллектуального уровня, формирования субкультуры информационно-образовательного взаимодействия; инструмента контроля и оперативного корректирования результатов

Основные цели проектирования ИОС ОУ – это: 1. Создание условий для развития личности и повышение качества образования за счет развития ее учебной мотивации, образовательной и предметной компетентности в процессе взаимодействия с личностно- ориентированными компонентами ИОС. 2. Обеспечение эффективного использования во всех видах учебно- воспитательной и административной деятельности школы существующих и постоянно развивающихся информационно- образовательных ресурсов, ресурсов Интернет образовательного применения. 3. Организация оперативного информационно-коммуникативного взаимодействия всех участников учебно-образовательных процессов во всей жизнедеятельности школы.

Основные содержательные требования стандарта к проекту ИОС «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы».

Блоки учебного процесса в ИОС по предмету : Ценностно-целевой Программно-методический Информационный Коммуникационный Технологический Проектирование ИОС на уровне учителя

Проектирование урока Первый этап- определение типа урока. Второй этап - постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока. Третий этап - планирование результатов обучения. Четвертый этап – определение начальных условий. Пятый это- выбор метода обучения. Шестой этап– отбор подходящей организационной формы обучения. Важнейший седьмой этап - разработка структуры урока. восьмой этап- проектирование методов обучения и организационных форм для вспомогательных элементов. Девятый этап – содержательное наполнение урока. Десятый этап– отбор средств обучения. Одиннадцатый этап – обдумывание организационной схемы урока. Двенадцатый этап – подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники. Тринадцатый этап связан с имиджем урока.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

В рамках разработки проекта единой компетентностно – ориентированной среды школы перед нами стоят следующие задачи : 1. Определить набор актуальных компетенций школьников для проектирования и описания образовательных результатов в нормативных документах, образовательной программе школы, программе развития, а также в соответствующих измерителях образовательного результата. 2. Осуществить анализ: - банка программно - методического обеспечения процесса формирования компетенций (ключевых, общепредметных и предметных) в рамках предметов учебного плана, внеурочной деятельности, дополнительного образования, воспитательной системы школы класса, ресурсных дефицитов. 3. Осуществить проектирование модели единой образовательной среды школы, направленной на конкретный образовательный результат, с учетом выявленных ресурсных дефицитов. 4. Разработать систему измерения и фиксации образовательных результатов школы: - сочетание традиционных форм промежуточной и итоговой аттестации и системы измерения уровня сформированности компетенций. 5. Внести необходимые изменения: - в нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение школы с учетом функционирования образовательного учреждения в инновационном режиме (интеграция основного и дополнительного образования, введение новых форм итоговой и промежуточной аттестации учащихся и аттестации кадров в пределах полномочий образовательного учреждения и др.);