МАСТЕР-КЛАСС «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ: ПРОЦЕДУРА, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
Advertisements

Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Адаптация десятиклассников. Старшеклассник прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.» Ушинский К.Д.
"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д.
Общепсихологический практикум Занятие 4 Исследование мотивационных диспозиций личности.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Телефон доверия - это служба экстренной психологической помощи, специалисты которой помогают детям и подросткам справиться с их проблемами.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области Социальный педагог Самсонова В.Ю.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
«У вас всегда гораздо больше вариантов действий, чем вы предполагаете» (принцип НЛП)
Подготовила: Горбань Е.Ю., социальный педагог МБОУ «Ливенская СОШ 1»
Всероссийская акция Дети говорят телефону доверия «Да!» 17 мая – Международный день детского телефона доверия.
Транксрипт:

МАСТЕР-КЛАСС «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ: ПРОЦЕДУРА, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ»

Психодиагностика - «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о психологическом состоянии личности в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. Цель: выявление индивидуальных особенностей личности или группы через адекватный подбор и непосредственное применение диагностических методов.

3 ОСНОВНЫХ ЭТАПА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ: 3. Написание психологического заключения и подготовка рекомендаций. 2. Обработка и интерпретация результатов. 1. Сбор данных.

Пошаговое описание этапов 1.3 апрос, формулировка цели обследования. 2. Сбор анамнеза. 3. Составление программы психодиагностического обследования. 4. Установление психологического контакта с обследуемым. 5. Реализация программы психологического обследования с фиксацией результатов в протоколе. 6. Обработка результатов обследования. 7. Первичная интерпретация результатов отдельно по каждой методике. 8. Целостная интерпретация результатов, при которой учитываются сведения из анамнеза и наблюдений. 9. Составление психологического заключения, подготовка рекомендации.

КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ОБЪЕКТИВНЫЕ -Диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности (тесты личности, интеллекта, специальных способностей, достижений) ДИАЛОГИЧЕСКИЕ -Диагностика осуществляется на основе непосредственного взаимодействия с обследуемым путем опроса (беседа, интервью) СУБЪЕКТИВНЫЕ -Диагностика осуществляется на основе данных, сообщенных о себе обследуемым (личностные опросники, опросники состояния, опросники-анкеты) НАБЛЮДЕНИЕ -Диагностика предполагает ведение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов (ведение протокола, дневника или карточки наблюдения) ПРОЕКТИВНЫЕ -Диагностика осуществляется на основе анализа взаимодействия обследуемого с нейтральным (безличным) стимульным материалом, который становится объектом проекции (разнообразные проективные методики исследования личности)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТОВЫМ МЕТОДИКАМ: Наличие автора- разработчика Надежность Валидность Репрезентативность выборки Адаптация методики (для зарубежных и компьютерных тестов Стандартизация условий и обработки результатов

Особенности профессионально созданного теста 1. Название теста; 2. Указание авторов и разработчиков теста; 3. Указание места, где он разработан и проходил ли он проверку надежности и валидности; 4. Указание того, для чего предназначен тест, для какого возраста, для какой категории обследуемых; 5. Инструкция, сформулированная по всем правилам; 6. Опросник; 7. Бланк ответов; 8. Ключ; 9. Конверсионная таблица, шкала; 10. Расшифровка стандартных баллов.

НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ: результатов выполнения популярных, развлекательных методик; методик, не имеющих норм (кроме ситуаций их адаптации); методик, группа нормирования которых не соответствует обследуемой группе; интерпретации компьютерных методик неизвестных разработчиков.

добровольность участия в психодиагностическом обследовании и заинтересованность им; обеспечение физического и психологического комфорта во время психодиагностики; эмпатийное отношение психолога к клиенту; всесторонность и комплексность диагностики; учет индивидуально-типологических особенностей обследуемого: динамики утомляемости, темпа деятельности, интересов, контактности, свойств темперамента и т.п.; поддержка положительной мотивации на протяжении психодиагностического обследования. Принципы эффективной организации психодиагностического обследования

целей и задач обследования; сложности изучаемого явления; параметров, возможностей методик; особенностей обследуемых; времени, отведённом на обследование; взаимодополняемости методик. Батарея тестов для психодиагностического обследования формируется исходя из: Для написания психологического портрета формируемая батарея, набор взаимопроверяющих и взаимодополняющих тестов должен содержать не менее 3 методик.

стимульный материал (опросник, карточки или бланк); бланк для ответов и обработки сырых данных (матрица для размножения); ключи для подсчёта баллов (для опросников); руководство по интерпретации данных, методические материалы по обработке результатов. Тестовая методика должна содержать

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

Биографический метод: примерные вопросы 1. Как Вас зовут? Назовите полностью Ваши фамилию, имя, отчество. 2. Когда и где Вы родились? 3. Расскажите про Вашу семью? Кто были Ваши родители, сколько детей было в семье, какими Вы были по счету в семье? 4. Какие яркие события детства Вам запомнились? Как они повлияли на Вашу дальнейшую жизнь? 5. Были ли события, которые неприятно вспоминать? Что изменилось в Вашей жизни после них? 6. Какое образование Вы получили после окончания школы? Работали ли по специальности? 7. Какие важные события произошли в этот период времени? 8. Была ли у Вас семья, когда она появилась? Кто был инициатором создания семьи? Что стало с каждым членом семьи? 9. Какие события жизни Вы запомнили в период работы? Нравилась ли Вам работа? Если нет то почему? 10. Продолжали ли Вы работать после того, как достигли пенсионного возраста? Сколько Вы еще работали по специальности или занимались другой деятельностью? 11. Когда Вы почувствовали, что стали нуждаться в посторонней помощи? Кто пришел к Вам на помощь? 12.Кто- нибудь интересуется Вами сейчас и продолжает оказывать Вам помощь? 13. Где Вы сейчас живете? 14. Как Вы думаете, почему Вы находитесь здесь, что явилось этому причиной? Как Вы себя здесь чувствуете? 15. Кого или что Вы вспоминаете чаще всего? О каком времени тоскуете? 16. Чтобы Вы хотели в жизни изменить и почему это не получилось? Кто в этом сыграл роль? 17. Следите ли Вы за временем (какое сегодня число, месяц, год)? 18. Есть ли у Вас здесь друзья? Они старше или младше Вас ? Нуждаются ли они в Вашей помощи, поддержке?

Рекомендации к проведению интервью: Важно отслеживать эмоциональный фон, дыхание, позу, мимику, жесты, активность передачи информации при том или другом вопросе. При измененном состоянии (грусти, вспыльчивости, возбуждении) перейти к другому вопросу. Проводить интервью необходимо спокойно, проговаривая каждое слово и не торопиться, чтобы клиенту было понятно о чем его спрашивают. Если требуется уточнить или раскрыть вопрос, спросите что именно ему не понятно.

-"Hand-тест« (автор - Э. Вагнер, адаптация Т.Н. Курбатовой). -Графический тест «Дерево». - Исследование самооценки по методу Дембо- Рубинштейн. МЕТОДИКИ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ:

Цель: выявление существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности. Позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности как «открытое агрессивное поведение» - не конкретный вид агрессивной реакции, а склонность к агрессивному поведению вообще. Стимульный материал: 10 карточек (10x14 см), следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка пустая. "Hand-тест« (автор - Э. Вагнер, адаптация Т.Н. Курбатовой )

ИНСТРУКЦИЯ «Какое, по Вашему мнению, действие выполняет нарисованная рука? Что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение?» Инструкция при показе пустой таблицы: «Представьте кисть руки и опишите ее воображаемые действия».

1) Агрессия (Agr) 2) Директивность (указания) (Dir). 3) Страх (тревожность) (F). 4) Привязанность (эмоциональность, аффектация) (Aff) 5) Коммуникация (Com). 6) Зависимость (Dep). 7)Эксгибиционизм (демонстративность) (Ex). 8) Увечность (ущербность, дефицитарность) (Crip). 9)Активная безличность (Act) 10) Пассивная безличность (Pas) 11) Описание (Des) 12) Уход (отказ) от ответа (Fail) 13) Напряжение (Ten) (тревожность, нейротизм). 14) Галлюцинации (Bas). ШКАЛЫ МЕТОДИКИ (КАТЕГОРИИ):

карты ВремяОтветы Категория I6"1. Объясняет что-то жестом, подчеркивает что-то.Com II8"1. Мужчина или женщина, в страхе поднявшие руки, пытаясь защититьсяF 2. Дает приказ «Садитесь!», «Бросьте курить!»Dir 3. Или высказывает ультиматум.Dir 4. Большой палец жесткий.Pas III3"1. Высмеивание, показывание пальцемAgg 2. Дает указания.Dir 3. Подчеркивает только что сказанное.Com 4. Настаивает на чем-то: «Возьми это или оставь это»Dir 5. Управляет краном.Dir IV8"1. Просит милостыню.Dep 2 Готов обменяться дружеским рукопожатием.Aff V3"1. Выглядит уставшим, оперся на ограду, отдыхает.Pas VI3"1. Подчеркивает какой-то факт или момент.Com 2 Может быть рассержен, рука сжата. Может ударить кого-тоAgg VII10"1. Пожимает руку? Но ведь для пожатия не протягивают левую руку.Aff 2. Возможно, ударит кого-нибудь в лицо или еще куда-нибудь, если это ребенок.Agg 3. Просто вытянута вперед, большой палец нежесткий.Des 4. Или неожиданный удар в запястье ребенка.Agg VIII10"1 Дает милостыню ребенку.Aff 2. Держит карандаш.Act 3. Пишет ручкой.Act 4. Отдыхает, не напряженная, не злая.F IX3"1 Подчеркивает обсуждаемый момент.Com 2 Стоп.Dir 3. Или «Не бейте меня».F X4"1. Пациент хватается за нос: «Я шучу, не пишите это».Agg 2. Останавливает машину.Dep БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ Ф. И. О. Бак В. Н._____________________Дата 25 августа 1994 года Возраст 64 года_____________________пол мужской____________ ________________________непсихотическая депрессия________________

Оцен кат AggDirAffComDepFExCripDesTenActPasBasFail Σ от в.. Кол- во отв % An = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep) = = 2 MAL = Ten + Crip + F = = 3 WITH = Des + Bas + Fail = = 2 PATH = MAL + 2 WITH =3 + 2x1 = 5 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для обследуемого характерны высокая психическая активность (сумма ответов 28) и вполне реальная возможность проявления агрессии в открытом поведении. Отсутствие при этом а протоколе ответов таких категорий, как «Ex», «Crip», «Ten», и только один ответ «Des» позволяют предположить «простоту» внутреннего мира обследуемого, сниженную склонность к воображению и редуцированную потребность в поисках смысла жизни. Ответы на Карту IX свидетельствуют о противоречивых чувствах и потребностях, связанных с сексуальными отношениями, вероятно, человек испытывает проблемы в удовлетворении этих потребностей. Ответы на Карту X отражают адаптационные трудности обследуемого. Этому человеку сложно находить конструктивные решения проблем, которые ставит перед ним жизнь. Очень небольшой процент безличных ответов отражает явную депрессию, обусловленную гиперчувствительностью и тревожностью обследуемого. Основная цель психокоррекционной работы в данном случае должна заключаться в «канализации» агрессивно-директивных тенденций в социально-приемлемое русло через расширение сферы интересов и занятий. Психолог________________

Цель методики: выявление индивидуально- типологических особенностей человека. Материал: лист бумаги размером 15x10 см; ручка или карандаш. Инструкция: "Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом". Графический тест "Дерево"

Вопросы, возвращающие в реальность: Что это за вид дерева? Сколько ему лет? Когда Вы смотрите на дерево, Вам кажется, что оно выше, ниже Вас или на Вашем уровне? Оживляющие ассоциации: На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в Вашем рисунке заставляет думать так? Вопросы с целью выяснения пережитых потрясений: Это дерево живое? Есть ли у дерева мертвая часть? Почему? и т.д. Вопросы для обсуждения:

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПО МЕТОДУ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН ЦЕЛЬ: выявление самооценки и осознания болезни у взрослых и детей. ШКАЛЫ: здоровье, ум, характер, счастье. Эксперимент проводится в виде свободной беседы.

Самый здоровый человек Самый больной человек

Самый здоровый человек Самый больной человек Самый умный Самый глупый

Самый здоровый человек Самый больной человек Самый умный Самый глупый Самый хороший по характеру Самый плохой по характеру

Самый здоровый человек Самый больной человек Самый умный Самый глупый Самый хороший по характеру Самый плохой по характеру Самый счастливый Самый несчастный

ЗДОРОВЬЕУМХАРАКТЕРСЧАСТЬЕ Чего не хватает чтобы признать себя полностью здоровым? Иммунитет слабый, подвержена вирусам, давление высокое. Я вообще как пенсионерка. Вообще мне жить трудно. Каких людей ты считаешь здоровыми? А здоровые люди это те, кто болеет редко, а не так как я почти каждый месяц. Какими качествами своего ума не доволен? Хочу быть наверху. Не всегда все получается все делать хорошо. Не все сразу понимаю. Доходит как до жирафа. Мой темп меня не устраивает. Но есть внутреннее ощущение, что могу больше. Каких людей считаешь умными? Они выполняют работу всегда хорошо, отлично, безупречно, говоришь и человек сразу все понимает, делает быстро и качественно. Каких людей ты считаешь глупыми? Тех, которые делают ошибки, но не расстраиваются. Не понимают, что они глупые. Не анализируют свои поступки, ошибки. Нет стремления делать лучше. Не прислушиваются к людям, которые по делу говорят. Почему ты считаешь, что твой характер недостаточно хорош? (задумывается) Я злая. Я не могу к людям относиться как к божествам. У меня есть свой идеал. Какие черты характера самые плохие? Плохой характер: подлые люди. Они за твоей спиной интриги плетут. Это маньяки, тупицы, которые по головам идут. Хороший характер: к людям относятся более толерантно, если не согласня с моим мнением. Какие черты характера самые хорошие? Люди с хорошим характером они могут выслушать и они могут сказать свое мнение, но хуже от этого не относятся. Уважительные, отзывчивые и к родителям и пожилым. Каких людей ты считаешь счастливыми? У которого есть любимая работа и большое количество денег, которые они не знают как потратить, которые не болеют, у которых все получается, цельные. А кто сбивается немножко – это такие как я. Каких людей ты считаешь несчастными? Не имеющих цели, недостаточно здоровые, не такое количество денег, и работа у меня не совсем любимая, средняя, по настроению. Что значит быть счастливым? Ты здоров, успешен, признан в обществе. Ты не пустое место, тебя уважают. Протокол для методики « ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ »

CПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!