Природа массового сознания Введение в мир эмоций Теория и практика массовой информации. Лекционный курс 2-го семестра. РосНОУ. Москва, 2014 г. Ст. преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инфоуроборос, или структурно - функциональная модель массовой коммуникации Внутренняя структура систем массовых коммуникаций и внешние факторы, определяющие.
Advertisements

Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Г.Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2006 г. Алексеева Ольга Владимировна Формирование математических понятий в начальном курсе математики при изучении геометрического.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Логика Представление о логике. Понятие в логике..
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Семестр1. Тема2. Лекция1-3. Становление категориального строя психологии.
Основы логики и логические основы компьютераОсновы логики и логические основы компьютера.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
ИСТОРИЯ НАУКИ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ Составила:учитель информатики Семенова З.С. г.Заинск.
ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»
Философия языка и коммуникации Перцовская Юлия ГУБО
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Введение в предмет. Понятие информации. Одним из первых обобщенных понятий науки стало понятие « вещество ». В разнообразии материальных объектов ученые.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ идеи концепции теории законы понятия положения факты Концепция - система взглядов, то или иное понимание процессов,
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Транксрипт:

Природа массового сознания Введение в мир эмоций Теория и практика массовой информации. Лекционный курс 2-го семестра. РосНОУ. Москва, 2014 г. Ст. преподаватель Решетников С.Н. Природа массового сознания Введение в мир эмоций Иллюзорность индивидуального и реальность всеобщего в физическом; в интеллектуальном; в психологическом планах. «Дух веет». Берт Хеллингер

Иллюзорность индивидуального и реальность всеобщего Хуан Осборн. Портрет актера Хью Лори. Выполнен в технике цифровых паззлов (составлен из слов) Слова нужны для обволаки- вания ими текущего смысла. Не придавайте большого значения словам!.

Иллюзорность физической индивидуальности Человек и среда обитания

Иллюзорность физической индивидуальности Строение атома

Рене Декарт (Cartesius), французский философ и математик ( гг.) Cogito, ergo sum «Мыслю, следовательно, существую» Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода

Морис Мерло-Конти, французский философ, феноменолог и экзистенциалист ( гг.) Вербальное cogito – фокальное (находящееся в центре внимания) сознание = мышление. Дает нам эксплицитное (передаваемое другим) знание. Молчаливое cogito – неявное, скрытое, имплицитное (непередаваемое) знание. Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода

Криштиану Роналду демонстрирует возможности имплицитного знания («молчаливого cogito»), т.е. успешного решения практических задач на основе спонтанного выбора единственно верного решения из предварительно собранной библиотеки моделей действий.

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Тютчев Федор Иванович, русский поэт ( гг.) Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, Питайся ими и молчи.

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Зенон Элейский Древнегреческий философ, (V век до нашей эры) Все есть единое. Множественности вещей не существует. Движения нет. Движение есть покой.

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Апория «Ахилл и черепаха»

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Расстрел помидора (апория «Стрела»)

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода «…Ну, а я все лежу и на солнышко гляжу!» Именно так обычно выглядит напряженная работа над прояснением смысла-сути. Технология работы с мыслью: отвлечение сознания от течения жизни и исследование отдельного «кадра бытия» (т.е. мысли) как неподвижной картины. Результат – обретение СМЫСЛА-СУТИ, того, что наполняет словари. ДИХОТОМИЯ СМЫСЛА ДИХОТОМИЯ (ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ) СМЫСЛА

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Технология работы имплицитного знания: Включенность в движение и, как следствие, отключение мысли. Смысл становится целью наших действий (бесцельные поступки бессмысленны). Результат – достижение СМЫСЛА-ЦЕЛИ. ДИХОТОМИЯ (ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ) СМЫСЛА А так выглядит преследование смысла- цели. Для ее успешного достижения отказ от мышления обязателен.

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Главным признаком научного знания является его фальсифицируемость, т.е. возможность опровержения этого знания или, другими словами, имманентно заложенная в таком знании неистинность. Карл Поппер. Логика и рост научного знания ИСТИНА «СПЯЩИЙ СЕКРЕТАРЬ» «Спящий ангел» работы художницы Ольги Акаси как нельзя лучше олицетворяет собой истину в научных знаниях.

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Истина в мышлении есть соответствие наших знаний действительности. Однако исчерпывающее определение предмету таким образом дать невозможно: сознание неизбежно попадает в ловушку актуальной бесконечности. Истина в мышлении не знает динамической иерархии и, следовательно, нравственности – системы нормативной регуляции, основанной на определенных ценностях. Особенности мышления как метода познания: 1. С помощью мышления невозможно достигнуть истины; 2. Мышление не знает нравственности; 3. Мышление разрывает связь с миром; 4. Наука неразрывно связана с войной, т.к. остановка бытия (движения) посредством мысли есть его уничтожение. ИСТИНА «СПЯЩИЙ СЕКРЕТАРЬ»

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Истина в движении формулируется как применение к внешним обстоятельствам. Это единственно возможная истина в мире реальности. Такая истина дает ответ на вопрос не «Что?», а «Как?» На первый план выходят важнейшие физические параметры и… базовые нравственные установки, все прочее – несущественно. ИСТИНА «ЛОЦМАН»

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Очевидно, что попытка войти в автобус с задней двери не может быть признана правильным (то есть истинным) решением. ИСТИНА «ЛОЦМАН» Рациональный подход

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Шлюпки с «Титаника», доставленные пароходом «Карпатия» в Нью-Йорк, 1912 г. ИСТИНА «ЛОЦМАН» Иррациональный подход

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Невербальные формы выражения… …БЕЗМЫСЛИЯ (спокойствие и открытость) …МЫШЛЕНИЯ (напряжение, скованность, закрытость)

Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Что такое текст?

АВТОРЕФЕРЕНТНОСТЬ Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода Она же: тавтология (повторение), трюизм (общее место), рекурсия (повторения элементов самоподобным образом), circulus vitiosus («порочный» или логический круг), «герменевтический круг» (выведение утверждения из самого себя через промежуточные утверждения). Перечисленные логические операции принято считать логическими ошибками, однако именно на них базируется определение всех без исключения категориальных понятий. А это А

ПРИМЕРЫ АВТОРЕФЕРЕНТНОСТИ Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода А это А Информация это сообщение. Сообщение это информация. Сообщение это совокупность данных, содержащих сведения. Данные это сведения, факты. Сведения это сообщения. Факт это знание (достоверность которого доказана). Таким образом, на данном этапе новое («незакольцованное») понятие мы нашли пока только одно - Знание. Продолжим о знании:

ПРИМЕРЫ АВТОРЕФЕРЕНТНОСТИ Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода А это А Знание это результат по знания действительности (сравним: масло есть результат производства масла из молока), это отражение действительности в со знании человека (как пахтанье молока в той же маслобойне), это информация (проверенная), это факты (описанные и объясненные). Т.е. не тавтологично в определении знания лишь понятие отражение. Поэтому продолжим: Отражение это реакция. Реакция это изменение. Изменение это превращение (в другое состояние). Превращение это преобразование. Преобразование это реорганизация. Реорганизация это изменение. Изменение (в частности) это реакция. Реакция (в частности) это отражение.

«Как уже многократно разъяснялось, сепульки очень похожи на муркви, а своей цветовой гаммой напоминают мягкие пчмы. Разумеется, их практическая функция другая, но думаю, Вам, как богам зрелым, не нужно этого объяснять. А всего по территории Годвилля циркулирует около 138 сепулек». Примеры автореферентности К вопросу о сепульках Ийон Тихий ищет в словаре сведения о сепульках: (цитируется по книге С. Лема «Звездные дневники Ийона Тихого. Путешествие четырнадцатое»): «СЕПУЛЬКИ важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ». Я последовал этому совету и прочёл: «СЕПУЛЬКАРИИ устройства для сепуления (см.)». Я поискал «Сепуление»; там значилось: «СЕПУЛЕНИЕ занятие ардритов (см.) с планеты Энеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».

ПРИМЕРЫ АВТОРЕФЕРЕНТНОСТИ Иллюзорность универсальности мышления как познавательного метода А это А Технология: утверждение выводится из самого себя (подобно эху), определение содержит в себе свойства определяемого предмета или явления. «Все науки в ХХ веке являются политическими». Гарольд Лассуэлл «Процесс понимания принципиально не может быть завершен». Фридрих Шлейермахер А это В В это С С это А Контекст или «пространство имен»

Эволюция знака Коммуникация в неживой природе Объект Взаимодействие (с другим объектом) След (деформация) Нулевая сигнальная система Коммуникация в живой природе Объект Раздражение (взаимодействие с нервной системой живого организма) Сигнал Первая сигнальная система Высшие млекопитающие остановились на стадии создания «практического языка животных». Качественно усовершенствовать первую сигнальную систему сумел только человек. Социальная коммуникация Объект Означение Смысл 1 (обобщение по принципу подобия) Имя вещи (родовое понятие) Вторая сигнальная система Фиксация первостепенных смыслов – родовых понятий формальной логики; создание естественных языков. Имя вещи (родовое понятие) Смысл 2 Знак Фиксация второстепенных смыслов – существенных признаков родовых понятий («ветвей» полисемического «древа»). Знак Смысл 3 (концепт) Миф Генерация третьестепенных смыслов – творение мифов. Миф Смысл 4 (архивация накопленных смыслов) Символ Свертывание мифов в символы (дегенерация смыслов). Символ Смысл 5 (накопление архивов смыслов) ??? Расширение библиотеки символов (дегенерация символов).

Мауриц Корнелиус Эшер ( гг.) Родился в Голландии. Работал в Италии, Бельгии, Швейцарии, США, Канаде. Рисующие руки. Литография г. Искусство невозможного "Все мои произведения это игры. Серьезные игры."

Мауриц Эшер. Водопад.1958 г. Искусство невозможного Мауриц Эшер. Терраса

Мауриц Эшер. Предел круга II г. Искусство невозможного Мауриц Эшер. Предел круга IV г.

Трехбалочник Ролжера Пероза г. Искусство невозможного Гексограмма Оскара Рутерсварда 1960 г.

Фигура 455fa Оскара Рутерсварда (лента проникает через проем, который в 5 раз у же ленты) Искусство невозможного Оскар Рутерсвард. Превращение четырех брусков в три при помощи теннисной сетки.