СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ВЫЗОВЫ И РИСКИ Советник министра экономики/эксперт проекта ЮСАИД – Л. Тен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аманова Айсулу, Министерство экономики Кыргызской Республики Брюссель, апреля 2014 г.
Advertisements

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ( гг) Статс-секретарь министерства.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Постнова Е.А., Центр ОБСЕ в Бишкеке. Мы живем в трудное, но интересное время. Мир сотрясают кризисы, но кризис – это не только разрушение, но и новые.
1 Стратегия развития страны ( гг.) и инициатива в области бедности и окружающей среды. ПРООН-ЮНЕП Стратегия развития страны ( гг.) и инициатива.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Кыргызстан и РКИК ООН. Адаптация к изменению климата: стратегии и приоритеты. Зухра Абайханова Центр по изменению климата Семинар 2-я встреча Рабочей группы.
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
1 О научном обосновании проекта Глобальной энергоэкологической стратегии Абыкаев Нуртай Абыкаевич, Первый заместитель министра иностранных дел Республики.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Соглашение по реализации Межрегиональной Программы «Зеленый Мост» как основа для Зеленой Экономики Булат К. Есекин, независимый эксперт IV Астанинский.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
Методические рекомендации по разработке Стратегических планов министерства образования и науки Республики Казахстан.
Переход к «зеленой» экономике в Казахстане Булат К. Есекин Руководитель рабочей группы «Зеленый Мост», Внештатный советник Министра ООС РК.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИИ 1 Кирюшин Петр Алексеевич Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Бобылев.
Транксрипт:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ВЫЗОВЫ И РИСКИ Советник министра экономики/эксперт проекта ЮСАИД – Л. Тен

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС КЫРГЫЗСТАНА НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: хронология событий: I.Подготовка странового документа Приоритеты зелёной экономики в КР, национальные консультации перед РИо+20. (март-июнь, 2012). II.Участие в Саммите РИО+20. III.Широкие консультации на пути к устойчивому развитию: Будущее, которое мы хотим (с августа 2012 года) IV.Создан Национальный Совет по устойчивому развитию при Президенте Кыргызской Республики (НОЯБРЬ, 2012). Политически объявлен курс на устойчивое развитие. Для Кыргызстана, как страны с ограниченными ресурсами, модель устойчивого развития признана наиболее приемлемой на сегодня. V.Утверждена Национальная стратегия устойчивого развития до 2017 года, которая представлена Президентом КР, как «Пятилетка созидания-2017» (ЯНВАРЬ, 2013). VI.В сентябре 2013 года в Нью-Йорке делегация Кыргызстана на Генеральной Ассамблеи ООН представила Национальную стратегию устойчивого развития до 2017 года. VII.Для реализации Стратегии-2017 Правительством разработана Программа и План на пять лет по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию (март, 2013). VIII. Впервые Парламентом была принята пятилетняя Программа Правительства и Палн по переходу к устойчивому развитию ( гг). (18 декабря 2013 г) IX.Начинается разработка долгосрочной стратегии устойчивого развития (распоряжение ПКР, март, 2014 г) X.Подготовлены планы работы министерств на 2014 год, как первый год реализации утверждённого пятилетнего Плана Правительства КР. 2

ЧАСТЬ 1: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: КОНЦЕПТ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Из проекта Закона « О системе стратегического планирования устойчивого развития» Кыргызской Республики «Устойчивое развитие – это развитие общества, которое предусматривает равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим развития, ставит во главу угла интересы человека и будущих поколений»

Глобальные изменения в мировом развитии На исходе XX столетия обострилась борьба за ресурсы. Иллюзия неисчерпаемости природных ресурсов рассеивается. Надо ожидать, что борьба за ресурсы будет только обостряться. Произошло небывалое расслоение мира по доходам. Существенно увеличились масштабы нищеты и голода на планете ( каждый восьмой житель мира страдает от хронического голода-852 млн. чел.) Мир столкнулся с проблемой беспрецедентной трудности - с необходимостью формирования, по сути, новой модели развития цивилизации, которая могла бы противостоять глобальному роста дефицита ресурсов.

Модель устойчивого развития

Выработка Концепта устойчивого развития: история вопроса В целом, вопросы человеческого развития-это мандат ООН История выработки модели устойчивого развития начинается с Конференции ООН в Стокгольме в июне 1972 года. Официальное признание эта модель получила только через 20 лет, в 1992 году, на Международной Конференции ООН в Рио. В 2012 году прошла конференция ООН «Рио+20», на которой был принят документ «Будущее, которое мы хотим». Концепция устойчивого развития получила новый импульс для продвижения в контексте развития принципов «зеленой» экономики и искоренения бедности

Важнейшие понятийные компоненты концепции устойчивого развития Экономический рост рассматривается через призму человеческих ценностей и разумного использования природных ресурсов. Экономическое развитие в целом - через управление рисками Здоровая окружающая среда «Нулевые» отходы (в идеале) Качество управления Качество жизни и социальный прогресс Финансовая и техническая помощь развитых стран на цели устойчивого развития развивающихся стран.

Глобальный процесс устойчивого развития На сегодня более 100 государств уже создали национальные концепции, стратегии по переходу к устойчивому развитию и начинают широкие инициативы в рамках этой модели.

Устойчивое развитие: ключевые партнёры Кыргызстана Казахстан будет ежегодно инвестировать 2 процента ВВП в «устойчивое развитие и зеленую экономику» (из выступления Президента Н. Назарбаева). В России особое значение приобретает образовательный процесс для подготовки кадров, способных управлять устойчивым развитием. Суть этих инициатив состоит в радикальной модернизации системы обучения и подготовки кадров.

Постиндустриальный мир: устойчивое развитие, зеленый рост и зеленая экономика ЕС- план 20:20:20 изменяет экономику Европы: к 2020 г. сократить выбросы парниковых газов на 20%, повысить энергоэфективность на 20% и довести долю возобновимых источников энергии до 20%; США: стремление сократить выбросы на 50% к 2050 г., а затем и на 80% к 2080 г. окажет огромное воздействие на темпы инноваций и структурные изменения. Казахстан намерен формировать специализированные фонды для устойчивого развития и ежегодно инвестировать 2% ВВП в зелёные технологии.

Как внедрить модель устойчивого развития? Как развиваться по этой модели? Принципы устойчивого развития содержат лишь идею! Не содержат конкретных решений и инструментов для достижения устойчивого развития. Это -выбор страны: – Как формировать страновую модель устойчивого развития? – Приоритеты и национальные традиции? – Интересы центра и регионов? – Как рационально и экономно использовать природные ресурсы? – Есть ли политическая воля?

ЧАСТЬ 2: Кыргызстан взял курс на устойчивое развитие: В чём привлекательность этой модели для Кыргызстана?

Проблемы Кыргызстана, которые могут решаться в рамках модели устойчивого развития 1.Кыргызстан, как и большинство стран пока пребывает в зоне «коричневой экономики». 2. Это означает - господство приоритета экономической выгоды «любой ценой»! 3. Экономический рост в Кыргызской Республике до настоящего времени происходит, в основном, за счет неконтролируемого использования значительного объема природных ресурсов. 4. Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. 5. В целом, по экспертным оценкам, свыше 75 % территории страны подвержены сегодня повышенному риску деградации природного капитала.

Проблемы Кыргызстана, которые могут решаться в рамках модели устойчивого развития: характер национальной экономики 1. Экономика страны имеет природоемкий характер. 2. Развивается по экстенсивному пути. 3. Отсутствует культура экономии природных ресурсов и безотходного производства 4. В стране находится ряд объектов, унаследованных еще с советского времени, которые содержат токсичные и радиоактивные отходы. 5. Их разрушение представляют угрозу здоровью населения и окружающей среде всего региона.

Энергетическая опасность Уровень энергетической безопасности находится под постоянной угрозой. Страна ввозит более 90% всех потребляемых углеводородов. Это обусловливает высокую зависимость от уровня водности рек, а также от мировых цен на нефть, нефтепродукты и газ. Тарифная политика в энергетике находится в чрезмерно большой зависимости от социальных аспектов развития. Уровень физического износа энергетического оборудования составляет: Каскад Токтогульских ГЭС - 57,6%, ТЭЦ г. Бишкек - 64,0%, ТЭЦ г. Ош - 77,8%.

Вызовы и риски обеспечения продовольственной безопасности. Самообеспеченность из расчета фактического потребления (2012 г., %) Доля, % (факт) Хлеб и хлебопродукты 15,740 Картофель 1,547 Фрукты и ягоды 1,933 Овощи и бахчевые 5,071 Сахар 2,858 Масло и жиры 4,316 Молоко и молочные продукты 2,590 Мясо и мясопродукты 8,913 Яйца 0,678 ИТОГО 43,646

Геополитические вызовы 1. Кыргызстан находится в центре евразийского континента, на большом расстоянии от всех 4 океанов, без выхода к мощным международным транспортным коммуникациям. 2. С учетом этого, горного рельефа фондоёмкий характер производства ВВП (порядка 60 промежуточное потребление ДС) 3. Ограниченные возможности производства и экспорта на крупные международные рынки; 4. Как вызов - планируемое вступление Кыргызстана в ТС! Выгоды и потери важно оценить точнее!

Глобальные климатические изменения Кыргызстану как горной стране, расположенной в зоне формирования водостоков, угрожает значительное сокращение водных ресурсов и ледников (от 64% до 95%) к 2100 году.

Вызовы и риски внешнего воздействия : 1. Политическая напряжённость в мире; 2. Финансовая неустойчивость ряда стран Ближнего Востока, Европы; 3. Высокая степень зависимости от внешних заимствований; 4. Прогнозируемый рост мировых цен на продовольствие на ближайшие 10 лет на 50%; 5. Колебания цен на золото в сторону снижения (Кумтор 11% ВВП и 50% промышленного производства); 6. Колебания мировых цен на сырую нефть

Внутренние факторы риска 1. возможные осложнения общественно-политической ситуации; 2. конфликты на местном уровне; 3. неустойчивость ситуации в бюджетно-налоговой сфере (объективные выпадения доходов, это вывод ЦТП и т.д.); 4. Сокращение трансфертов от деятельности мигрантов и возможное давление на бюджет Соц Фонда; 5. риски инфляционных всплесков из – за роста цен на продовольствие; 6. прогнозируемые риски маловодья и сохранение высокого уровня потерь в энергетическом секторе; 7. отток капитала из страны (из 4,3 млрд. долл 42% или 1,8 млдр. долл. за гг); 8. Истощение запасов Кумтора 9. Риск стагнации запуска в эксплуатацию золотодобывающих предприятий 10. Дефицит энергоресурсов (6 млрд. квт.час к 2017 году)

Часть 3: Приоритеты устойчивого развития Кыргызстана

НСУР-2017 и ППУР-2017? 1). Единый стратегический документ страны, ориентированный на устойчивое развитие 2). Программа и План –инструмент реализации НСУР 3). По результатам реализации Плана будет оцениваться достижение целевых ориентиров, поставленных в НСУР-2017

«ПЯТИЛЕТКА СОЗИДАНИЯ» ( ГГ.) Намечено, что пятилетка ( гг) станет для Кыргызстана переходным этапом к устойчивому развитию.

Ключевая идея «Национальной стратегии- 2017, как «пятилетки созидания» - формирование за предстоящий пятилетний период национальной устойчивости Национальная устойчивость Устойчивость государственного управления Устойчивость общества и экологическая устойчивость Экономическая устойчивость

ПРИОРИТЕТЫ Национальной стратегии устойчивого развития КР до 2017 года Экономическое развитие Электроэнергетика; Горнодобывающая отрасль; Сельское хозяйство; Легкая промышленность; Сфера услуг/туризм. Устойчивая политическая система и эффективное государство Человеческое развитие и формирование общества; Охрана окружающей среды

экономика экология СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Человеческое развитие и социальный прогресс Рынок труда и занятость Развитие социальной защиты Наука и образование для УР Здоровье населения и ОС Наращивание культурного потенциала для УР Структура Программы и Модель устойчивого развития ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: Охрана окружающей среды Вода и питьевое водоснабжение Минерально – сырьевые ресурсы Обеспечение комплексной безопасности населения и территории от бедствий природного и техногенного характера Устойчивая экономика: Низкоуглеродная энергетика Развитие С/Х через расширение органических технологий Продбезопасность и качество питания; Ресурсосберегающие технологии для обраб. промыш-ности; Развитие горной добычи в условиях минимизации воздействия на ОС и здоровье населения Энергосберегающее строительство; Развитие туристической индустрии Транспортная инфраструктура и окружающая среда Связь и информатизация : перспективы внедрения электронного государственного управления Формирование системы инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности экономики

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПРОГРАММА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ? Сквозной принцип эффективного государственного управления экономических, социальных и экологических процессов. Охват всех категорий граждан гарантированными социальными услугами Охват межсекторальных сегментов управления через новые инструменты государственного управления Региональное устойчивое развитие

Слабые зоны государственного управления институциональный потенциал (контрольно – надздорные функции); Законодательство: – юридические противоречия; – ряд законов не работает; – Многие законы устарели, не актуальны; Кадры: – потребность с наращивании потенциала Доступ к информации ограничен

Антикоррупционная политика становиться тем политическим базисом, без создания которого Кыргызстану будет сложно достичь устойчивости в развитии. Ежегодный ущерб от коррупции в Кыргызстане составляет порядка 700 млн. долларов, что составляет почти 40% доходов бюджета (для справки, доходная часть бюджета составила в 2012 году 1,83 млрд. долларов). При этом, только в энергетике от коррупционных схем мы ежегодно теряем порядка 85 млн.долл. В 2012 году по уровню коррупции заняла 154-е место в мире из 174 стран, и находится сейчас в группе стран с высоким уровнем коррупции.

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Традиционные подходы к развитию регионов становятся сегодня тормозом для их развития. Пришло время взять курс на региональную специализацию, межрегиональную торговлю и кооперацию Вместо традиционно отраслевой модели регионального развития предлагается проектно– целевая модель устойчивого развития регионов и местных сообществ. За счёт этого регионы Кыргызстана будут становиться всё более узнаваемыми как внутри страны, так и за её пределами, обретая устойчивые и специфические бренды.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Цель- обеспечить макроэкономическую стабильность для устойчивого развития

Темп роста ВВП, уровень бедности, уровень безработицы за гг. (в %)

Динамика темпов роста ВВП гг. (в %)

Бюджет Плана-2017 по переходу КР к устойчивому развитию

Возможности финансирования национальных инвестиционных проектов (млн. долл.) Общая стоимость инвестиционных проектов – млн. долл. Общее количество инвестиционных проектов - 77

Возможности финансирования национальных инвестиционных проектов в разрезе приоритетов, (млн. долл.)

ЗОНТИЧНАЯ СХЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАВЗИТИЯ в КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Программа и План Правительства по переходу к УР ( гг.) Национальный уровень Стратегия г. Ош Стратегия Чуйской области Стратегия г.Бишкек Стратегия Джалал- Абадской области Стратегия Таласской области Стратегия Нарынской области Стратегия Иссык-Кульской области Стратегия Ошской области Стратегия Баткенской области Региональный уровень Секторальный уровень Отраслевые и секторальные стратегии/программы Программы/ Планы районов/АО НАЦИОНАЛЬНАЯЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КР ДО 2017 ГОДА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ

Часть 4: Методологические аспекты

Методологические рекомендации по стратегическому планированию и бюджетированию

Базовые принципы (4 «П») методологии стратегического планирования устойчивого развития I. Простота II.Преемственно сть III.Путеводитель IV.Прикладной характер «Просто о сложном» Концепция ООН по устойчивому развитию Принцип дорожной карты или пошаговая последовательность в разработке стратегических документов с учетом УР Методическое руководство фактически используется, а не пылится на полке Используемые методологические основы на национальном и региональном уровнях

Содержание: ключевые разделы, приложения I. II. III. IV. V. VI. VII. Вводная часть и актуальность стратегического планирования с учётом устойчивого развития Чем будет отличаться стратегия УР министерства от прежних планов ? Общее видение/концепт? Стандартные требования к разработке стратегии, рекомендуемая структура документа Как организовать работу по подготовке стратегии устойчивого развития министерства? Последовательность шагов при разработке стратегии Приложения Планиндикаторыбюджетирование

Пошаговая последовательность стратегического планирования Аналитика и оценка текущих тенденций 2 «Точка отсчета» Проблемы Достижения Задачи 5 Меры/действия по каждой из задач 6 Ресурсы 9 Ожидания / конечный результат 7 8 Риски Вызовы Промежуточные результаты Фактические результаты Отклонения 10 Мониторинг и оценка 1 Цель Приоритетные направления 4 3 Выбор стратегической модели развития

Новизна на каждом из шагов стратегического планирования: В основе формулирования целей, приоритетов, задач и мер: триединая концепция устойчивого развития, основанная на взаимосвязи и взаимозависимости социальных, экономических и экологических аспектов.

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛИ БЕЗ УЧЁТА КОМПОНЕНТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: Формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности в туристских услугах С УЧЁТОМ КОМПОНЕНТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: «Повышение привлекательности туристических услуг через рациональное использование рекреационного потенциала и новые возможности для создания рабочих мест (100 тыс.чел.).

Примеры формулирования приоритетов с учётом модели устойчивого развития: Повышение энергоэффективности жилья; Рациональное использование земельных и водных ресурсов Минимизация воздействия предприятий горнодобычи на окружающую среду Внедрение модулей по устойчивому развитию в образовательном процессе

«Зонтичная» схема стратегического планирования Устойчивого развития. Методологическое покрытие НСУР ППУР Секторальные программы/стратегии Области Нарын (Пилот) МСУ Суусамыр (Пилот) Сейчас разработана методология для разработки стратегических программ на уровне МСУ разрыв работы с регионами Последние региональные СРС ( гг.) Методологически покрывается

ЧАСТЬ 5: Методика по инвентаризации и экспертизе: зачем нужна? Ответить на главный вопрос: « Что делать с документом ?» Варианты рекомендаций: 1). Признать документ утратившим силу («очистить» базу) 2). Доработать и актуализировать в соответствие с концептом и приоритетами НСУР 3). Разработать новый проект стратегии/программы

Методология инвентаризации секторальных программ/стратегий на их соответствие методологии стратегического планирования с учетом УР Устойчивое развитие Министерство экономики Кыргызской Республики Инициатива ПРООН-ЮНЕП «Бедность и окружающая среда»

Концепт содержания: Приближен к концепту и формату « Дорожной карты»; В основе пошаговая последовательность действий для пользователя (8 шагов); Использование 10 актуальных критериев оценки; Прилагаемая матрица с рекомендациями по дифференцированной оценке критериев; Прилагаемый стандартный формат по оформлению результатов инвентаризации

Модель оценки актуальности документа (распределение количественных значений баллов)

Трёхуровневый принцип оценки критериев Высокий уровень 8-10 баллов Средний уровень 4-7 баллов Низкий уровень 0-3 балла Низкий уровень 0-3 балла Высокий уровень 8-10 баллов Высокий уровень 8-10 баллов Средний уровень 4-7 баллов Средний уровень 4-7 баллов

Рекомендации по наращиванию потенциала кадров министерств для решения задач НСУР и ППУР ). Наращивание потенциала институтов по стратегическому планированию устойчивого развития 2). Образовательные инициативы среди государственных служащих 3). Разработка министерских стратегий и планов до 2017 года, включая кадровые стратегии. 4). Работа с регионами и продвижение идей устойчивого развития на местном уровне, разработка программ 4). Обучение представителей бизнеса разработке ресурсосберегающих проектов. 5). Внедрение обучающих модулей по УР в систему образования 7). Переход к количественным оценкам природного капитала, используемого при производстве ВВП.

Разработка министерских стратегий и планов (рекомендуемая структура разделов) 1. Анализ и оценка текущей ситуации 2. Достижения и проблемы 3. Цель 4. Приоритеты 5. Задачи по каждому из приоритетов 6. Ожидаемые результаты 7. Благоприятные предпосылки и риски Приложения: 1. План мероприятий 2. Бюджет плана 3. Матрица индикаторов мониторинга и оценки

Спасибо за внимание!