Цель урока – систематизировать сведения об имени числительном; формировать умение обобщать изученное; развивать устную речь детей; развивать мышление;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Advertisements

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Хохлова М.С., ГБОУ СОШ 2043.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
Для начала склонения числительного необходимо определить его разряд.
Имя числительное Составили уч-ся 8 класса Аношкина Екатерина Коротких Дарья Руководитель: учитель русского языка Смирнова Надежда Эксановна МОУ «Уржумская.
Имя числительное. Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок при счете. Вопросы: сколько? какой?
Выполнила: Мантюхина Н.О.. Цель - формирование навыков употребления порядковых числительных в речи. Задачи : 1) обучение различению количественных и порядковых.
И мя числительное
Имя числительное Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Кочеткова Е.В. – учитель русского языка и литературы, Попова О.Н. – учитель математики МОУ гимназии 1 г. Липецка Кочеткова Е.В. – учитель русского языка.
Имя числительное Презентацию подготовила Митрошина М.Ю. Prezentacii.com.
Презентацию подготовила Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей 2»
Путешествие в Страну Чисел Первый, второй Пятнадцатый Сто пятый.
Имя числительное Морфологические нормы, связанные с употреблением имени числительного.
Повторение изученного по теме «Имя числительное». Задачи урока: - систематизировать и обобщить изученный материал на данную тему; - закрепить полученные.
Количественные собирательные числительные. Склонение и употребление РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1. Урок 42. © ООО «Баласс», 2013.
Обобщение и повторение по теме «Имя числительное». Цель: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное»; 2) способствовать.
Количественные Порядковые Сколько? Какой? Двенадцать лет пятый номер Пять штук первый вопрос Сто тонн пятисотый маршрут По значению слова этой части речи.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской.
На этом уроке вы познакомитесь с основными признаками имени числительного как части речи, узнаете, чем отличаются порядковые и количественные числительные,
Транксрипт:

Цель урока – систематизировать сведения об имени числительном; формировать умение обобщать изученное; развивать устную речь детей; развивать мышление; сформировать навык нахождения числительного в тексте.

ЗАДАНИЕ: Напротив каждого слова напишите часть речи. И вопрос, на который оно отвечает. У какого слова нам трудно будет определить часть речи? Чем похожи эти слова? А) двойник Б) удвоенная В) пятерка Г) семидневный Д) четыре Имя существительное Имя прилагательное Имя существительное Имя прилагательное ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ кто? какая? что? какой? СКОЛЬКО?

ПО УЧЕБНИКУ: Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 5-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, ДЛЯ: Учеников 6-х классов.

Тема нашего урока:

Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен.

Разряды числительных количественныепорядковые целые числа дробные числа собирательные числительные пять километ- ров и др. ИЗМЕНЯ- ЮТСЯ ТОЛЬКО ПО ПАДЕЖАМ три пятых территории и др. ПРИ СКЛОНЕ- НИИ ИЗМЕНЯ- ЮТСЯ ОБЕ ЧАСТИ ЧИС- ЛИТЕЛЬНОГО двое друзей, четверо зайчат и др. НЕ УПОТРЕБЛЯ- ЮТСЯ С СУЩ-МИ ЖЕНСКОГО РОДА; СЛОНЯЮТСЯ КАК ПРИЛАГАТЕЛЬ- НЫЕ первое место, в третью комнату, тысяча девятьсот пятый год и др. КАК И ПРИЛАГАТЕЛЬ- НЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ, ЧИС- ЛАМ И РОДАМ; В СОСТАВНЫХ ПОРЯДК. ЧИСЛ-Х СКЛОНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

Числительные, обозначающие целые числа В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква И. К пятнадцати часам Д.п. У числительных 40, 90, 100 две формы И., В., Р., Д., Т., П. сорок сорок а девяност о ст о девяност а ст а

От 50 до 80От 500 до 900Падеж 200, 300, 400 И.п. пятьдесятпятьсот двести Р.п. пятидесятипятисотдвухсот Д.п. пятидесятипятистамдвумстам В.п. пятьдесятпятьсотдвести Т.п. пятьюдесятью пятьюстамидвумястами П.п. о пятидесятио пятистахо двухстах

У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит, например: семисот шестидесяти пяти (рублей) – р.п. К количественным числительным относятся слова полтора, полтораста. Полтора И.п., В.п. – полтора метра – м.р.; полторы тонны – ж.р в остальных падежах – полутора (килограммов яблок) Полтораста И.п., В.п. – полтораста (страниц) Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – полутораста (страниц)

Дробные числительные Если дробное числительное обозначает количество, то существительное при нем ставится в родительном падеже, например: от трех пятых (бассейна, рек), к трем пятым (бассейна, рек) Дробные числительные обозначают часть чего-либо, например: 1/3 участка – одна третья (часть) участка, 3,6 процента – три целых шесть десятых (части) процента.

Собирательные числительные Собирательные числительные сочетаются с А) именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных; Б) существительными, употребляющимися только во множественном числе.

Порядковые числительные При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: К первому сентября; перед десятым октября. Д.п. Р.п. Т.п.Р.п. Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п., например: Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта.

Задание: Исправьте ошибки в распределении числительных в колонках. Числительные, обозначающие целые числа Дробные Собирательные Трое суток Двадцать пять учеников Четверо малышей Семнадцать рублей Две десятых урожая Десятеро саней Пять седьмых метра Три тысячи заводов Сорок семь друзей

Задание: Исправьте ошибки в распределении числительных в колонках. Числительные, обозначающие целые числа Дробные Собирательные Трое суток Двадцать пять учеников Четверо малышей Семнадцать рублей Две десятых урожая Десятеро саней Пять седьмых метра Три тысячи заводов Сорок семь друзей

Группы имен числительных (количественных и порядковых) по строению простые имеют один корень: четыре, пять, сто и др. сложные имеют несколько корней: семьдесят, восемьсот и др. составные состоят из двух и более слов: двадцать три и др.

Задание: Распределите слова в три столбика: простые, сложные, составные. Сто Семьдесят Триста пятьдесят седьмой девятнадцать сотый Тридцать второй восемьсот четыре ПРОСТЫЕСЛОЖНЫЕСОСТАВНЫЕ

Имена числительные бывают разными членами предложения: – четыре;Два да два Разделитешесть на три; Мы живем напятомэтаже. Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения: Два мальчикаподошли к школе;Занятия начинаются в девять часов. Синтаксическая роль числительных...

Найдите числительные и определите их разряды. Над количественными числительными надпишите букву к., над порядковыми – букву п. 1. Выход…т богатырей, румяных ус…чей. 2. Достал с полки том собрания сочинений Л. Толстого. 3. девицы под окном пряли поз…но вечерком. 4. В раз закинул он невод, приш…л невод с золотой ры…кой. 5. – нечётное число. 6. и -. И А Т Д Ё Б семь К. семь К. шес…надцатый П. Три К. третий П. Тринадцать К. Один К. десять К. одиннадцать К.

Раскройте скобки. Обозначьте падежи имен числительных. 1. Автомобиль остановился в(сто метров)от гаража. 2. Бидон с(девяносто литров)молока стоял в кузове машины. 3. Из(сто лыж)одна была красного цвета. 4. В(сорок сочинений)учащихся шестых классов нашей школы почти не было ошибок в употреблении форм слов.

Раскройте скобки. Обозначьте падежи имен числительных. 1. Автомобиль остановился встА метр АХот гаража. 2. Бидон сдевяностА литр АМИмолока стоял в кузове машины. 3. ИзстА лыжодна была красного цвета. 4. ВсорокА сочинени ЯХучащихся шестых классов нашей школы почти не было ошибок в употреблении форм слов. П.п. Т.п. Р.п. П.п.

Составьте предложения, используя данные ниже материалы. Замените в них цифры словами. 8 Марта (с праздником), 7 января (ко дню), 9 Мая ( к знаменательной дате). Между 2 и 10 (январь),с 24 (март) по 1 (апрель).

Прочитайте дробные числительные, а затем запишите их, заменяя числа словами ,57,38,

ОТВЕТ: ОДНА ТРЕТЬЯ; ДВЕ ЧЕТВЕРТЫХ; ТРИ ПЯТЫХ; ОДНА ЦЕЛАЯ ДВЕ ПЯТЫХ; ТРИ ЦЕЛЫХ ОДНА ВТОРАЯ; ЧЕТЫРЕ ЦЕЛЫХ ПЯТЬ ДЕСЯТЫХ; СЕМЬ ЦЕЛЫХ ТРИ ДЕСЯТЫХ; ВОСЕМЬ ЦЕЛЫХ ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТЫХ.

Запишите числительные вместе с существительными в указанных падежах. Трое цыплят (р.п.), пятеро друзей (тв.п.), шестеро щенят (пр.п.), четверо мужчин (р.п.), двое суток (тв.п.), трое бус (в.п.), двое медвежат (р.п. и тв.п.), трое ворот (пр.п. и в.п.).

ОТВЕТ: ТРОИХ ЦЫПЛЯТ – р.п., ПЯТЬЮ ДРУЗЬЯМИ – тв.п., О ШЕСТЕРЫХ ЩЕНЯТАХ – пр.п., ЧЕТВЕРЫХ МУЖЧИН – р.п., ДВОИМИ СУТКАМИ – тв.п., ТРОЕ БУС – в.п., ДВОИХ МЕДВЕЖАТ – р.п., ДВОИМИ МЕДВЕЖАТАМИ – тв.п., О ТРЕХ ВОРОТАХ – п.п., ТРОЕ ВОРОТ – в.п.

1. Двести пятьдесят лет необходимо для образования нефти. 2. Сорок процентов территории Нидерландов жители этой страны отвоевали у моря с помощью дамб. 3. Гигантское дерево рассамала поднимается над землей на пятьдесят– шестьдесят метров и имеет крону диаметром двадцать–тридцать метров. 4. Если записать все то, что мы говорим на протяжении всей нашей жизни, то получится ровно тысяча томов по четыреста страниц в каждом. 5. В нашей Галактике, которая называется Млечный Путь, насчитывается сто миллиардов звезд. 6. Двести двадцать пять миллионов лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры. Выпишите в одну колонку простые числительные, а в другую – составные.

ОТВЕТ: Простые Составные Сорок, пятьдесят, шестьдесят, двадцать, тридцать, тысяча, четыреста. Двести пятьдесят, сто миллиардов, двести двадцать пять миллионов.

Выполните синтаксический разбор предложений. Семеро одного не ждут. Двум смертям не бывать. Доброе дело три века живет.

ОТВЕТ : Семеро одного не ждут. Двум смертям не бывать. Доброе дело три века живет.....

На какие вопросы отвечают имена числительные? Приведите примеры количественных числительных. Приведите примеры порядковых числительных. Почему числительные относят к именным частям речи? Какими членами предложения могут быть числительные? Ответьте на вопросы

Домашнее задание : 1) Найдите и запишите 10 пословиц и поговорок с числительными. 2) Напишите самое длинное числительное.