Современные методологические основы подготовки специалистов в области организации здравоохранения Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие сети федеральных инновационных площадок (ФИП). Общественное обсуждение направлений деятельности сети ФИП: от дошкольного до профессионального.
Advertisements

Развитие сети федеральных инновационных площадок (ФИП). Общественное обсуждение направлений деятельности сети ФИП: от дошкольного до профессионального.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
Создание правовых, организационных экономических условий развития сестринского дела в РФ, улучшение качества, доступности и экономичности медицинской.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Актуальная проблематика развития муниципальной системы образования : основы проектирования инновационных механизмов повышения качества образования Н.М.Шадрина.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Новые подходы к подготовке специалистов сестринского дела Новые подходы к подготовке специалистов сестринского дела Директор Института сестринского образования.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Магистерская программа « Бизнес - аналитика ». Руководитель магистерской программы Руководитель программы : доктор экономических наук, профессор кафедры.
Докладчик: Ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Председатель УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию России Член-корр. РАМН, профессор, д.м.н.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Транксрипт:

Современные методологические основы подготовки специалистов в области организации здравоохранения Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, проректор по учебной работе Первого МГМУ им.И.М.Сеченова А.А.Свистунов 28 мая 2014 г.

Актуальность подготовки специалистов в организации здравоохранением политика государства в области здравоохранения улучшение медико-демографической ситуации в стране; оптимизация использования материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов; повышение качества, доступности и эффективности медицинской и лекарственной помощи; подготовка специалистов с медицинским и немедицинским образованием политика государства в области здравоохранения улучшение медико-демографической ситуации в стране; оптимизация использования материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов; повышение качества, доступности и эффективности медицинской и лекарственной помощи; подготовка специалистов с медицинским и немедицинским образованием политика государства в области образования подготовка кадров как формирование нового работника в определенной профессиональной области деятельности; повышение квалификации как обновление компетенций, знаний, умений и навыков в связи с совершенствованием, ростом и развитием организации; переподготовка кадров как подготовка к деятельности в измененных условиях политика государства в области образования подготовка кадров как формирование нового работника в определенной профессиональной области деятельности; повышение квалификации как обновление компетенций, знаний, умений и навыков в связи с совершенствованием, ростом и развитием организации; переподготовка кадров как подготовка к деятельности в измененных условиях повышение конкурентоспособности специалиста – способность решать проблемы отрасли здравоохранения с экономических и правовых позиций эффективное управление финансовыми потоками; мотивационные формы администрирования; развитие рынка медицинских услуг и лекарственного обеспечения; развитие организационно-правовых форм собственности медицинских и фармацевтических организаций; обеспечение защиты прав медицинских и фармацевтических работников; осуществление прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья повышение конкурентоспособности специалиста – способность решать проблемы отрасли здравоохранения с экономических и правовых позиций эффективное управление финансовыми потоками; мотивационные формы администрирования; развитие рынка медицинских услуг и лекарственного обеспечения; развитие организационно-правовых форм собственности медицинских и фармацевтических организаций; обеспечение защиты прав медицинских и фармацевтических работников; осуществление прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья

Основные проблемы подготовки специалистов по вопросам организации здравоохранения не определены виды компетенций, как результаты обучения для каждого уровня образования отсутствует модель профессиональной подготовки для специалистов в области организации здравоохранения не создана система непрерывной подготовки специалистов для нужд отраслевого управления разного уровня

Задачи подготовки специалистов создание системы многоуровневого образования специалистов в области организации здравоохранения, с определением целевых индикаторов (компетенций) на каждом уровне образования формирование образовательной модели подготовки специалиста на основе т.н. demand- ориентированных образовательных траекторий совершенствование нормативно-правового обеспечения системы непрерывного профессионального образования в области организации здравоохранения

Приоритетные направления развития системы многоуровневого образования в подготовке управленческих кадров I.Образовательная деятельность: использование в учебном процессе современных технологий и методов обучения, в т.ч. симуляционных и дистанционных форм обучения; предоставление возможности получения 2-х образований (медицинского и экономического) на различных этапах обучения; формирование и реализация целевых заказов на подготовку специалистов в сфере организации здравоохранения; использование накопительной (кредитной) системы; предоставление каждому обучающемуся широких возможностей выбора уровня, содержания, формы и сроков обучения; общественно-профессиональная аккредитация новых программ высшего и дополнительного профессионального образования; обучение и аттестация ППС и специалистов

Приоритетные направления развития системы многоуровневого образования в подготовке управленческих кадров II. Научно-исследовательская деятельность: анализ заинтересованных сторон в подготовке специалистов в области организации здравоохранения разработка системы оценки и анализ кадрового потенциала специалистов в области организации здравоохранения анализ эффективности и удовлетворенности уровнем подготовки руководящих кадров в системе здравоохранения разработка модели компетенций для специалистов в области организации здравоохранения оценка потребности в обучении менеджменту в здравоохранении разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей управление кадровыми ресурсами в здравоохранении

Приоритетные направления развития многоуровневого образования в подготовке управленческих кадров III. Просветительская деятельность: -пропаганда здорового образа жизни; - воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры и профилактики заболеваний III. Просветительская деятельность: -пропаганда здорового образа жизни; - воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры и профилактики заболеваний IV. Международная деятельность: - гармонизация с европейской системой образования; -взаимное признание квалификации и дипломов; - академическая мобильность обучающихся и ППС; - изучение и обмен опытом подготовки кадров в сфере управления здравоохранением IV. Международная деятельность: - гармонизация с европейской системой образования; -взаимное признание квалификации и дипломов; - академическая мобильность обучающихся и ППС; - изучение и обмен опытом подготовки кадров в сфере управления здравоохранением V. Экспертная деятельность - участие в разработке законопроектов в сфере управления здравоохранением; -участие в разработке профессиональных стандартов; - экспертиза и аудит качества в организациях и учреждениях, работающих по стандартам ISO 9000 СМК V. Экспертная деятельность - участие в разработке законопроектов в сфере управления здравоохранением; -участие в разработке профессиональных стандартов; - экспертиза и аудит качества в организациях и учреждениях, работающих по стандартам ISO 9000 СМК

Система подготовки управленческих кадров здравоохранения в РФ (базовое - медицинское образование) Организация здравоохранения и общественное здоровье Социальная гигиена и организация санэпидслужбы Управление сестринской деятельностью Управление и экономика фармации Лечебное дело Медико-профилактическое дело Педиатрия Сестринское дело Стоматология Фармация Главный врач (президент, директор, заведующий, начальник, управляющий); Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; Директор (заведующий) аптечной организации; Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва; Заведующий молочной кухней. Заместитель руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника, управляющего); Главная медицинская сестра, главная акушерка, главный фельдшер; Руководитель (главный врач, директор, начальник) федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства Специальности Высшее образование ( бакалавриат, специалитет, магистратура- I и II уровень ) Высшее образование (интернатура, ординатура и аспирантура- III уровень) Дополнительное профессиональное образование ( профессиональная переподготовка, повышение квалификации ) Уровни образования Деятельность

Система подготовки управленческих кадров здравоохранения в РФ (базовое - немедицинское образование) Высшее образование (бакалавриат) Высшее образование (бакалавриат) Высшее образование (магистратура) Высшее образование (магистратура) Высшее образование (специалитет) Высшее образование (специалитет) Менеджмент (профиль- организация здравоохранения) Менеджмент (по профилю) Общественное здравоохранение (по профилю) Менеджмент (по профилю) Общественное здравоохранение (по профилю) Экономика и управления на предприятии (по отраслям) в сфере здравоохранения Государственное и муниципальное управление (по профилю) Экономика и управления на предприятии (по отраслям) в сфере здравоохранения Государственное и муниципальное управление (по профилю) Дополнительное профессиональное образование Программа профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» МВА Программа профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» МВА Направления подготовки Уровни образования информационно- аналитическая; предпринимательская; планово-экономическая; проектно-экономическая; финансово-экономическая; внешнеэкономическая; научно-исследовательская; образовательная организационно- управленческая и административная; Деятельность

Основные принципы организации эффективного образования (Stefan Lindgren, WFME, 2010) Основные принципы организации эффективного образования (Stefan Lindgren, WFME, 2010) Дифференцированный подход Преемственность и последовательность Системность и этапность Интеграция учебного процесса и НИР Групповое (командное) обучение Непрерывность фундаментальные основы и узкая специализация Проблемность в содержании Синтез учебных дисциплин Синтез учебных дисциплин

Объективная потребность и необходимость в создании интегрированных программ подготовки специалистов в сфере управления здравоохранением Медико- профилактический факультет Факультет сестринского образования и психолого-социальной работы Медицинская бизнес-школа МВА Медицинская бизнес-школа МВА Фармацевтический факультет Институт профессионального образования Центр магистерских программ

Основные образовательные программы, реализуемые в университете Основные образовательные программы высшего образования ( т.н. немедицинское образование) Менеджмент Квалификация: бакалавр, магистр Форма обучения: заочная Срок освоения: 4 года, 2года Общественное здравоохранение Квалификация: магистр Форма обучения: очная Срок освоения: 2 года Экономика и управление на предприятии (по отраслям) – Экономика (с 2012 года)- бакалавр, магистр Квалификация: экономист-менеджер Форма обучения: заочная Срок освоения: 5 лет и 4 года(Б) и 2 года(М) Программа «Мастер делового администрирования» (general МВА, mini-MBA, exеcutive MBA)

Основа логистической структуры подготовки специалистов в области организации здравоохранения: базовая интеграция программ Среднее профессиональное (медицинское) образование Высшее немедицинское образование Среднее общее образование Ординатура по специальности ОЗ и ОЗ Краткосрочные циклы Высшее медицинское образование Магистратура «Общественное здравоохранение» «Менеджмент» Магистратура «Общественное здравоохранение» «Менеджмент» Магистратура «Общественное здравоохранение» «Менеджмент» Магистратура «Общественное здравоохранение» «Менеджмент» МВА Другие формы НМО (конференции, статьи и т.д.) Другие формы НМО (конференции, статьи и т.д.) Долгосрочные циклы Профессиональная переподготовка НМО Ординатура по специальности ОЗ и ОЗ Высшее медицинское образование Магистратура «Общественное здравоохранение» «Менеджмент» и др. Магистратура «Общественное здравоохранение» «Менеджмент» и др. МВА

Определение горизонтальных образовательных траекторий специалистов в области управления здравоохранением различного уровня организации Кого учить ? Чему учить ? Где учить ? Как учить? Виды образовательных программ Медицинские университеты Профессиональные компетенции Руководители с базовым немедицинским образованием Профессиональные стандарты Руководители с базовым медицинским образованием Студенты, интерны, ординаторы Немедицинские высшие образовательные организации НИИ, клинические базы вузов Технологии Преподаватели Определение объема знаний, умений и навыков Аккредитация программ и аттестация ППС Оценка эффективности обучения (ФОС)

Определение вертикальных образовательных траекторий специалистов в сфере организации здравоохранения руководители медицинских организаций и органов управления здравоохранением кадровый резерв руководителей (из медицинских работников со стажем практической работы) новое поколение специалистов в области организации здравоохранения (из лиц, имеющих базовое медицинское и немедицинское ВО) краткосрочные тематические циклы; семинары; дистанционное образование; проектное обучение; другие мероприятия (участие в конференциях, доклады, статьи и т.д.) МВА профессиональная переподготовка: различные траектории; режимы; MBA х годичное образование: ординатура; бакалавриат; магистратура; MBA

Создание на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профильного инновационного кластера по формированию кадрового потенциала в области управления здравоохранением, который позволит объединить усилия: образовательного подразделения вуза (учебный центр подготовки специалистов в области управления здравоохранением); научного подразделения вуза (НИИ, лаборатории); подразделения практического здравоохранения вуза (клинический центр, клинические базы) «Кластер является организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ» М. Портер «Конкуренция» Пилотный проект

Профильный инновационный кластер Создание профильного инновационного кластера НИИ Общественного здоровья и управления в здравоохранении Учебный центр подготовки специалистов в области управления здравоохранением НИИ Общественного здоровья и управления в здравоохранении Медицинская бизнес-школа МВА Клинический центр университета Территориальный орган управления здравоохранением Центр магистерских программ Институт профессионального образования

Взаимодействие структур кластера Учебный центр подготовки специалистов организаторов здравоохранения НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Территориальный орган управления здравоохранением Клинический центр университета социальный заказ апробация инноваций запрос на корректирование учебных программ модель компетенций обсуждение модели компетенций Концентрированный запрос работодателя Рынок образовательных услуг Медицинская и фармацевтическая отрасли

Деятельность Учебного Центра подготовки специалистов управления здравоохранением Деятельность Учебного Центра подготовки специалистов управления здравоохранением Обучение в области менеджмента в здравоохранении ( в соответствии с уровнем управления, предшествующим образованием и предпочтениями руководителя) Обучение в области менеджмента в здравоохранении ( в соответствии с уровнем управления, предшествующим образованием и предпочтениями руководителя) Базовое образование по управлению здравоохранением (для лиц, планирующих управленческую карьеру с медицинским и немедицинским высшем образованием) Базовое образование по управлению здравоохранением (для лиц, планирующих управленческую карьеру с медицинским и немедицинским высшем образованием) Подготовка специалистов в области экономики здравоохранения и управления финансами Разработка образовательных программ и учебно-методических материалов (в перспективе - создание ресурс-центра по проблемам управления здравоохранением и общественного здоровья) Разработка образовательных программ и учебно-методических материалов (в перспективе - создание ресурс-центра по проблемам управления здравоохранением и общественного здоровья) Подготовка специалистов в области общественного здоровья и здравоохранения с медицинским и немедицинским базовым образованием (для системы здравоохранения, органов управления, социальной сферы, образования и др.) Подготовка специалистов в области общественного здоровья и здравоохранения с медицинским и немедицинским базовым образованием (для системы здравоохранения, органов управления, социальной сферы, образования и др.) Подготовка специалистов по разработке и мониторингу профилактических программ (на базе сотрудничающего Центра ВОЗ Первого МГМУ им.И.М.Сеченова) Подготовка специалистов по разработке и мониторингу профилактических программ (на базе сотрудничающего Центра ВОЗ Первого МГМУ им.И.М.Сеченова) Подготовка ППС медицинских вузов по проблемам управления здравоохранением и общественного здоровья Подготовка ППС медицинских вузов по проблемам управления здравоохранением и общественного здоровья Программа МВА (с сотрудничеством с ведущими экономическими вузами, имеющими аналогичную программу ) Программа МВА (с сотрудничеством с ведущими экономическими вузами, имеющими аналогичную программу )

Ожидаемые результаты реализации проекта: создание уровневых образовательных программ по направлениям бакалавриата, магистратуры, специалитета, программ дополнительного профессионального образования специалистов в области организации здравоохранения в формате реального case-study формирование матриц образовательных траекторий для специалистов управленцев различного уровня организации на основе интегрирированных профессиональных программ определение компетентностной модели специалиста-управленца в отрасли здравоохранения с целью совершенствования непрерывной системы медицинского образования

Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!