Итоги международных исследований навыков чтения у школьников Г.С.Ковалева, Центр оценки качества образования ИСМО РАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Качество образования: результаты общероссийских и международных сравнительных исследований Министерство образования РФ Национальный Фонд подготовки кадров.
Advertisements

Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Мастер-класс Грамотность чтения: динамика формирования метапредметного результата. Часть 1 Князева Наталья Владимировна Живина Оксана Викторовна – учителя.
1 Качество образования: результаты ЕГЭ, общероссийских и международных сравнительных исследований Ковалева Г.С. Министерство образования РФ Национальный.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Учитель английского языка ГОУ СОШ 460 ЮВАО Мухитдинова Нурия Матыгулловна.
Комплексные работы в начальной школе. Цель комплексной проверочной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
Вебинар Программа вебинара 1.«Оценивание читательской грамотности обучающихся» Камзеева Елена Евгеньевна, начальник экспертно-аналитического.
Качество российского образования: по результатам международных исследований Качество российского образования: по результатам международных исследований.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
Ковалева Галина Сергеевна Центр оценки качества образования ИСМО РАО Тел/факс 8 (095)
Итоги международной программы по оценке образовательных достижений в 2009 году (по материалам сайта Заместитель директора МОУ ДПО.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
Транксрипт:

Итоги международных исследований навыков чтения у школьников Г.С.Ковалева, Центр оценки качества образования ИСМО РАО

Грамотность чтения Международная программа по оценке образовательных достижений PISA (2000 год, 2003 год)

3 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Основная информация об исследовании PISA Мониторинговое исследование с 3- летними циклами Основная цель: оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

4 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Основная информация об исследовании PISA Основные области: чтение, математика, естествознание, решение проблем Дополнительная цель: выявление факторов, объясняющих результаты

5 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Объект оценки Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества». Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

6 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Форма материалов для чтения «Сплошные» тексты (прозаические произведения, например, описание повествование, объяснение, аргументация); «Несплошные» тексты (графики, формы, информационные листы и др.)

7 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Шкалы по грамотности чтения Умения –Нахождение информации –Интерпретация текста –Рефлексия на содержание или форму текста и его оценка

8 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Ситуации использования текста Чтение для личных целей (например, личных писем) Чтение для общественных целей (например, официальных документов) Чтение в профессиональной деятельности (например, отчетов) Чтение для получения образования (например, учебной литературы)

9 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Шкала грамот- ности чтения Учащийся A с относительно высоким уровнем грамотности чтения Учащийся В со средним уровнем грамотности чтения Учащийся С с низким уровнем грамотности чтения Задания с относительно высокой трудностью Задания со средней трудностью Задания с низкой трудностью Задание VI Задание V Задание IV Задание III Задание II Задание I

10 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Интерпретация соответствия уровням Большинство заданий данного уровня выполнено правильно

11 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Технические характеристики уровней шкалы грамотности чтения Число уровней «Ширина» уровней Вероятность определения соответствующего балла 5 72 балла P = 0.62

12 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Шкала грамотности чтения в 2003 году Соответствует шкале PISA 2000 –500 – средний результат для 27 стран OECD в 2000 В 2003 г. средний результат для 27 стран: В 2003 г. средний результат для 30 стран OECD: –Расположение заданий и границ уровней не изменились

13 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Результаты Российских учащихся 15- летнего возраста по чтению 442 балла место среди других стран

14 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Распределение результатов российских учащихся 15-летнего возраста по уровням грамотности чтения 5 уровень (более 625 баллов) – высокий уровень понимания сложных текстов, критической оценки представленной информации, формулирования гипотез и выводов - 1,7% (3% в 2000 г.) – 8% в среднем по OECD 4 уровень ( баллов) - способность выполнять комплексные задания к текстам, осуществлять критический анализ текста - 9,3% (13% в 2000 г.) – 21% в среднем по OECD

15 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Распределение результатов российских учащихся 15-летнего возраста по уровням грамотности чтения 3 уровень ( баллов) - способность выполнять задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в различных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. 24,5% (27% в 2000 г.) – 27% в среднем по OECD

16 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Распределение результатов российских учащихся 15-летнего возраста по уровням грамотности чтения 2 уровень ( баллов) - способность выполнять задания, считающиеся базовыми, например, найти информацию, заданную в явном виде, сделать простой вывод на основе прочитанного, выявить смысл основных частей текста, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав ее фрагментами из текста - 34% (29% в 2000 г.) – 14% в среднем по OECD

17 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Распределение результатов российских учащихся 15-летнего возраста по уровням грамотности чтения 1 уровень ( баллов) - выполнение самых простых заданий, например, на нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, или на интерпретацию текста с целью определения его основной темы или идеи - 21,3% (18% в 2000 г.) – 8% в среднем по OECD Ниже 1 уровня (ниже 335 баллов) - 13% (9% в 2000 г.) – 8% в среднем по OECD

18 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Распределение результатов различных групп учащихся

19 Центр оценки качества образования ИСМО РАО Распределение образовательных учреждений России (PISA-2000)

20 Грамотность чтения Международный проект PIRLS 2001 год Начальная школа (3-4 классы)

Распределение образовательных учреждений России (PIRLS-2001)

22 Основная информация об исследовании PIRLS Мониторинговое исследование с 5-летними циклами Основная цель: оценка грамотности чтения литературных и научно-познавательных Умения: - нахождение информации, заданной в явном виде - формулирование выводов - интерпретация и обобщение информации - анализ и оценка содержания, языка и элементов текста

Расположение стран-участниц по отношению к результатам России Страны, результаты которых статистически выше российских (11 стран) Страны, результаты которых сравнимы с российскими (8 стран) Страны, результаты которых статистически ниже российских (15 стран Швеция, Нидерланды, Англия, Болгария, Латвия, Канада, Литва, Венгрия, США, Италия, Германия Чешская Республика, Новая Зеландия, Шотландия, Сингапур, Гонконг, Франция, Греция, Словацкая Республика Исландия, Румыния, Израиль, Словения, Норвегия, Кипр, Республика Молдова, Турция, Македония, Колумбия, Аргентина, Иран, Кувейт, Марокко, Белиз

1 уровень грамотности чтения (25-й процентиль), 92% Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта На основе коротких текстов, описывающих 1-2 события, которые происходят с 1-2 героями, учащиеся смогли: - выявить в тексте заданную в явном виде информацию (о действиях героев, их чувствах и др.) и воспроизвести эту информацию. - выделить определенные части текста и использовать их для формулирования простых выводов. Чтение с целью освоения и использования информации На основе разнообразных материалов, включающих тексты, карты, иллюстрации, диаграммы и фотографии, учащиеся смогли: - выявить и воспроизвести приведенные в тексте в явном виде факты о людях, животных, отдельных объектах. - выделить предложение, включающее необходимую информацию и использовать эту информацию для формулирования выводов, явно следующих из текста.

2 уровень грамотности чтения (50-й процентиль), 64% Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта На основе коротких текстов, описывающих 1-2 события, которые происходят с 1- 2 героями, учащиеся смогли: - выявить и установить взаимосвязи между событиями на основе явно связанных между собой предложений в тексте. определить общую идею текста -выявить элементы структуры текста, включая план текста и отдельные характеристики (например, назвать рассказчика, определить роль отдельных героев, определить последовательность событий, начало и конец истории) - дать простую интерпретацию действиям основных героев или целям, с которыми даются различные части текста Чтение с целью освоения и использования информации На основе разнообразных материалов, включающих тексты, карты, иллюстрации, диаграммы и фотографии, учащиеся смогли: - сделать выводы о соответствии представленной в явном виде информации в тексте - проанализировать различные части рекламного листка, содержащего текст, таблицы, карту и рисунки, и выделить необходимую информацию - определить общее отношение к тексту, иногда иллюстрируя отдельными примерами.

3 уровень грамотности чтения (75-й процентиль), 27% Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта На основе коротких текстов, описывающих 1-2 события, которые происходят с 1- 2 героями, учащиеся смогли: - сравнить и противопоставить действия или чувства героев (например, описать, чем отличаются два героя рассказа) - объяснить взаимосвязи между намерениями и действиями героев, а также между событиями и подтвердить это текстом - сделать первоначальный анализ особенностей языковых средств, используемых в тексте Чтение с целью освоения и использования информации На основе разнообразных материалов, включающих тексты, карты, иллюстрации, диаграммы и фотографии, учащиеся смогли: - выделить в тексте специальную информацию, заданную в неявном виде - сформулировать выводы на основе связей между отдельными предложениями в тексте - дать интерпретацию на основе обобщенной информации о тексте с привлечением своих знаний и опыта - определить цели использования и отдельные характеристики различных типов текста - понять информацию, представленную простыми метафорами

4 уровень грамотности чтения (90-й процентиль), 8% Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта На основе коротких текстов, описывающих 1-2 события, которые происходят с 1-2 героями, учащиеся смогли: - на основе обобщения информации, представленной в тексте, дать интерпретацию основных характеристик героев, их намерений и чувств, и подтвердить примерами из текста - обобщить информацию из текста и объяснить значение текста или его основную идею Чтение с целью освоения и использования информации На основе разнообразных материалов, включающих тексты, карты, иллюстрации, диаграммы и фотографии, учащиеся смогли: - обобщить информацию из различных текстов и свои знания, и применить их к ситуациям реальной жизни

ЕГЭ (2002, 2004 годы) : Русский язык Смогли проинтерпретировать текст, аргументированно доказать свою точку зрения 33% выпускников из 76 тыс. в 2002 году (48% из 541 тыс. в 2004 году) Смогли грамотно изложить свои мысли, не нарушая норм литературного языка 40% в 2002 году (33% в 2004 году) Смогли последовательно и логично выстроить свое речевое высказывание 23% в 2002 году (60% в 2004 году). Мониторинг образовательных достижений (2001 год) Более половины десятиклассников (из 43 тыс.) затрудняются в анализе научно-популярных текстов, а также текстов делового и публицистического стилей. Только треть десятиклассников смогли проанализировать обществоведческий текст, оценить социальные факты и явления, высказать собственное мнение о прочитанном.

Спасибо за внимание! Вопросы и комментарии Ковалева Г.С. Центр оценки качества образования ИСМО РАО Тел.: