Оценка качества образования в гимназии И.А. Кухаренко, О.А. Францен, гимназия «Универс» 1 7.02.2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
Advertisements

на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Концепция и план мероприятий на 2014 – 2016 годы.
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Реализация школьной программы мониторинга уровня сформированности учебных действий у школьников в условиях реализации ФГОС Гимадеева Е.Г. МОУ гимназия.
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
СМЕЛКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МАОУ «ГИМНАЗИЯ «ИСТОК»
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ? АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ЗАРИФМУЙТЕ ПРОБЛЕМУ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ.
Современное качество образования Qui prodest? Quo vadis?
Модель управления системой качества образования ГБОУ гимназия 1530 « Школа Ломоносова »
О системе оценки качества образования Федорова Ирина Альбертовна, начальник отдела лицензирования и государственной аккредитации управления регламентации.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Тула Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра… (Джон Дьюи) "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Транксрипт:

Оценка качества образования в гимназии И.А. Кухаренко, О.А. Францен, гимназия «Универс»

Что есть результат образования? Отметка за пройденную тему? Отметка за контрольную работу или экзамен? Подготовленность к решению проблем в будущем? Способность анализировать, аргументировать, обсуждать свои идеи эффективно? Сформированность интересов, которые будут руководить в жизни, когда школьники станут полноправными участниками экономических отношений и общества?

Цели и результаты образования, на которые ориентируется современная школа Ситуация российского образования отличается не только обсуждением, но попытками реформирования, обновления школы (содержания образования, форм организации учебного процесса) вызовы времени тенденции и результаты в национальных системах образования

Причины обновления целей (результатов) образования (1) Аграрное общество – индустриальное – постиндустриальное – информационное - … Переход к информационному обществу существенно изменил требования к результатам образования. Однако, сегодня позиция ЮНЕСКО предусматривает продвижение концепции обществ знания, а не мирового информационного общества.

Миром правят идеи, или От информационного общества - к обществу знания Существенные черты современного общества информация и знания – главная преобразующая сила и стратегические ресурсы общества; глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий – основа новой экономики, экономики знаний; цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет 6-8 лет, опережая темпы смены поколений; новизна, быстротечность, ускорение – наиболее характерные черты жизни; непрерывное образование и способность к переквалификации – неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности; судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Поиск новой парадигмы образования Модель «поддерживающего обучения» (фиксированные приемы и методы, предназначенные для того, чтобы научить человека справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями) изжила себя. новые требования, новые цели образования

Старая парадигма образования Цель: подготовка человека к будущей деятельности (профессиональной) за счет накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, априори истинных знаний Лозунг: «Образование – на всю жизнь» Новая парадигма образования Цель: Цель: развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний Лозунг: Лозунг: «Образование в течение всей жизни»

Это означает, что обозначение результатов (целей) образования через набор учебно–предметных содержательных единиц (прохождение тем) является сегодня бесперспективным.

Причины обновления целей (результатов) образования (2) Знать или уметь? Вторая причина связана с тем, что с конца 1990-х годов Россия включилась в проведение систематических международных сопоставительных исследований качества образования школьников: PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), PISA (Programme for International Student Assessment), TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study).

Международные исследования PISA, PIRLS Предлагают измерять «чрезвычайно желательный, но труднодостижимый результат современного образования - инструментальный, действенный характер знаний и умений школьников. Например, читательская грамотность - это есть умение использовать письменные тексты как основной ресурс самообразования. Вызов времени – PISA.

Международные исследования PISA, PIRLS Относятся «к двум критическим точкам становления учебной самостоятельности»: PIRLS - переход от обучения чтению к чтению для обучения; PISA - от мира образования к миру труда. Фиксируются противоречивые данные: на выборках российских четвероклассников мы имеем лучший результат в мире: Ученики 4 кл. из России, Гонконга и Сингапура показали самые высокие результаты по качеству чтения и понимания текста (PIRLS-2006). Россия занимает первую строку в таблице результатов. (Средний балл – 565). Россия имеет максимальный среди стран прирост среднего балла (37). на 15-тилетних школьниках – крайне низкий результат.

Международные исследования PISA, PIRLS Результаты российских школьников в международном исследовании PISA и их анализ убедительно показывают, что качество российского образования существенно отличается от качества образования за рубежом. Безусловный факт - в России иные приоритеты в образовании, чем в странах, занимающих лидирующие позиции в исследованиях.

Международное исследование PISA Итак, новые результаты (цели) образования можно выразить через следующие вопросы: Хорошо ли ученики подготовлены к решению проблем в будущем? Способны ли они анализировать, аргументировать, обсуждать свои идеи эффективно? Сформированы ли у них интересы, которые будут руководить ими в жизни, когда они станут полноправными участниками экономических отношений и общества?

Новый ФГОС заявляет предметные результаты метапредметные результаты личностные результаты Но образовательное учреждение должно уточнить цели, на которые оно работает, и определить результаты, которых намерено достигать.

Что есть результат образования в школе возраста? Основной результат, на который нацелена школа возраста – развитие личности ребенка, становление взрослости: - уровень самостоятельности, - мышление, - социальная компетентность средствами (в том числе) учебной деятельности и учебных предметов.

Какие результаты оцениваем? предметные достижения по математике, РЯ, истории, АЯ, физике метапредметные (общеучебные) достижения читательская грамотность мышление (тест «Дельта») степень самостоятельности учебная самостоятельность (НШ) авторское действие и (образовательные) интересы (ПШ) (жизненное) планирование (СШ)

Что можно узнать по результатам этих процедур? предметные достижения: не то, как ребенок «прошел» тему, а то, что конкретно ребенок умеет или еще не умеет в области математики и русского языка. Например: умеет ли уже ребенок перевести текст задачи на математический язык - в схему, чертеж, и помогает ли ему это решить задачу? Это умение формируется на разных темах.

Что можно узнать по результатам этих процедур? метапредметные (общеучебные) достижения Грамотность чтения: не то, как быстро ребенок читает текст, а то, умеет ли он найти требуемую информацию - явно описанные факты и сведения, о которых можно догадаться, читая текст. Например: «… Отдана команда – подъём! …Во время этого подъёма Гагарину казалось, что огромная сила вдавливает его в пилотское кресло. Такая тяжесть навалилась на человека, что он не в силах пошевелить рукой или ногой. Когда же корабль перешёл на горизонтальный полёт, он оторвался от кресла и повис в воздухе между потолком и полом кабины…» Задание 4. Найди и подчеркни в тексте описание того, как чувствовал себя Гагарин при вертикальном взлёте.

Что можно узнать по результатам этих процедур? метапредметные (общеучебные) достижения Уровень мышления: не то, как ребенок «прошел» тему, и даже не то, что конкретно ребенок умеет или еще не умеет по математике и русскому языку, а то, становится ли ребенок умнее, изучая математику и русский язык.умнее

Что можно узнать по результатам этих процедур? степень взрослости Учебная самостоятельность: не то, что ребенок знает и умеет по математике и русскому языку, а то, умеет ли он определить, что он знает и что не знает, адекватно себя оценить и принять решение, нужна ли ему еще тренировка (например, строить чертеж к задаче) или он уже готов выполнить контрольную работу.

«Сколько свинью ни взвешивай, она не потолстеет»

Зачем нужна оценка (какие функции она выполняет)? сертификация, отбор, управление качеством образования (обучения)

Качество образования совокупность показателей, характеризующих различные аспекты образования: результативность обучения, качество условий осуществления образования, качество учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают возможность самостоятельного решения школьниками значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет им заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития. (!) Не улучшение старого, а достижение нового качества образования (Лебедев Е.О.)

Управление качеством образования управление процессом достижения нового качества образования - это, прежде всего, процесс получения, анализа информации, касающейся результатов образования, позволяющей педагогу оценить достижение ученика в данный момент и зону его ближайшего развития и осмысленно поставить новую педагогическую задачу

Что же необходимо, чтобы информация об образовательных результатах стала одним из ресурсов и условий для управления образовательным процессом? информация о достижении результатов образования понятна и востребована основными участниками образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями, появится возможность реального управления качеством образования

Основные потребители информации об образовательных результатах Было контролирующие органы Должно стать непосредственные участники образовательного процесса: учителя, ученики, родители

Основные направления ШСОКО собственно мониторинг измерение, оценка, сбор и анализ данных, подготовка аналитических записок и отчетов, выделение тенденций и предложение вариантов управленческих решений, предоставление данных для программы мониторинга и «Публичного отчета гимназии», создание базы данных; «использование данных» в практике педагогов, предметных методических объединений, кафедр, ступеней и гимназии в целом способы и формы предъявления результатов учителям, учащимся и их родителям, управленцам и администраторам школы, предложение вариантов управленческих решений, направленных на коррекцию или развитие процесса обучения, постановка педагогами задач на изменение собственной практики и относительно образования школьников; нормативное обеспечение

ШСОКО направлена на оценку образовательных результатов, удерживая во внимании индивидуальный прогресс отдельных учащихся; смещает основной акцент цели с административного контроля, инспекции на поддержку участников образовательного процесса, возможность свободного профессионального диалога со школьным и внешним сообществом Главная цель ШСОКО - профессиональная: оценивание является вспомогательным, поддерживает процесс образования, обеспечивает решение педагогических задач