1 © В.Тихомирова Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр детского творчества «СОЗВЕЗДИЕ» г. МОСКВ А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Advertisements

Социальный проект. Выполнен ученицами 11 «А» класса МОУ СОШ 4 Шубниковой Евгенией и Малхасян Эльвирой.
Мальчики Девочки РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА Модератор – Нагорная Светлана Владимировна.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Некоторые данные исследования Дарья Мальцева, Исследовательская группа ЦИРКОН Выступление на круглом столе «Современная российская социологическая периодика:
Условия осуществления образовательного процесса В школе обучалось 728 учащихся в 26 классах- комплектах. Средняя наполняемость классов составила 28 учеников.
Анализ деятельности уполномоченного по правам участников образовательного процесса ГОУ СОШ – 2010.
Независимое расследование о здоровом образе жизни в наше школе Озерская средняя школа им.Д.Тарасова Выполнил Соколовский Сергей Руководитель Иванова Н.А.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2013 ГОДУ 28 октября 2013 ГОДА 1.
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Социологическое исследование «Отношение молодежи к религии» Выполнил студент группы СР – 22 Нечкасов Евгений Алексеевич.
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
L/O/G/O Результаты анкетирования «Семейные ценности» 2011 год.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Воспитательная система класса как педагогическое явление. Моделирование воспитательной системы в условиях патриотического воспитания. Педагогический совет.
ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и.
И ССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГ О МНЕНИЯ О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕНН ОМ ЭКЗАМЕНЕ.
1 Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября февраля 2015 "Педагогическая технология и мастерство учителя" Часовских Наталия.
«Знают ли школьники свои права.» Жилкина Ксения учащаяся 9-Б класса школы 101.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Александровской Э. М. и Ст. Громбах учащихся 1 «А» класса СОШ 17 г. Вольска (2 этап апрель-май) Классный руководитель:
Транксрипт:

1 © В.Тихомирова Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр детского творчества «СОЗВЕЗДИЕ» г. МОСКВ А

2 © В.Тихомирова В рамках научно-экспериментальной работы «Формирование картины мира подростка и старшеклассника средствами педагогической поддержки молодёжных инициатив в учреждении дополнительного образования» ( г.г.), осуществляя мониторинг молодежной аудитории нашего учреждения, мы изучили, с помощью социологических методов, дружеские отношения наших воспитанников. Исследовательская работа продолжилась в учебном году

ДРУЖБА вид устойчивых, индивидуально- избирательных отношений, характеризующийся сильной эмоциональной и духовной привязанностью участников, основанной на сходстве установок, убеждений, ценностей и взаимном расположении. 3 автор В.Тихомирова

ДРУЖБА, как социальный институт Социальный институт дружбы - один из элементов, который характеризует жизнь любого общества, обязательное устойчивое явление человеческого сообщества. Это один из тех институтов, который складывался, не по замыслу людей, а в процессе исторического развития. С точки зрения социологии, дружба является неформальным социальным институтом, который в обществе находится во взаимодействии с другими социальными институтами: государством, семьей, образованием, средствами массовой коммуникации и другими. Такое взаимодействие можно охарактеризовать, как отношения слияния, замещения, дополнения или конкуренции. 4 автор В.Тихомирова

5 © В.Тихомирова Серж Московичи (Moscovici) (1925 г.) - французский психолог. Руководитель лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. Специалист в области социальной психологии. «…Под социальными представлениями мы подразумеваем набор понятий, убеждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций…В нашем обществе они являются эквивалентом мифов и систем верований традиционных обществ; их даже можно назвать современной версией здравого смысла…Наш подход фокусируется на том, как люди думают и создают свою разделяемую реальность, а также на содержательном аспекте их мышления…» Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд Психологический журнал С

Содержательная структура социальных представлений о дружбе (согласно теории социальных представлений С.Московичи) ПОЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Информация отражает понимание и определение дружбы, знание о видах дружеских отношений, включенность дружбы в систему межличностных отношений. Информация транслируется социумом и обладает спецификой конкретного общества, культуры. Поле представления отражает образ друга или друзей, их личностные и социальные характеристики, паттерны поведения друзей. В представлениях людей существуют некоторые образцы поведения друзей и сценарии отношений. Выражаются они в так называемых, «неписаных правилах» дружбы. Поле представления содержит знания о специфике мужской, женской и разнополой дружбы, которые могут выражаться в гендерных стереотипах. Установка может выражаться в личностной значимости дружбы для человека, признании или отрицании разнополой дружбы, в избирательности вступления в дружеские отношения. 6 © В.Тихомирова ИНФОРМАЦИЯ Информация и поле представления формируют УСТАНОВКУ

Объект исследования: молодежь – школьники 7-10 классов и студенты, и родители. Предмет исследования: социальные представления о дружбе. Цель исследования: изучить особенности социальных представлений о дружбе и дружеских отношений в современном российском обществе. В опросе приняли участие: школьники 7-х и 10-х классов четырех Московских школ – ГБОУ СОШ 71, ГБОУ СОШ 812, ГБОУ СОШ 1062, ГБОУ ЦО «Москва-98» 1953 (учащихся 7 классов в возрасте лет – 130 человек, учащихся 10 классов в возрасте лет – 130 человек), студенты дневного отделения МПГУ и Педагогического колледжа 6 в возрасте лет (130 человек), родители в возрасте старше 30 лет (100 человек). Всего в исследовании приняли участие 490 человек. Социологическое исследование «Социальные представления о дружбе современной молодежи» март-апрель 2011 года © В.Тихомирова 7

Задачи исследования: Выявить специфические особенности современных представлений о дружбе и дружеских практик современной молодежи. Провести сравнительный анализ социальных представлений о дружбе «отцов и детей». Провести социологический анализ содержательного аспекта современных представлений о дружбе, ценности и значимости дружбы в жизни современного человека. Исследовать возрастную и гендерную специфику современных дружеских отношений. Проанализировать влияние других социальных институтов на современные социальные представления о дружбе. 8 © В.Тихомирова

Анкета содержала 12 вопросов респондентам предлагалось выразить свое отношение к народным пословицам, выбрав одну из пяти предложенных альтернатив. дружба, как ценность для человека - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» и «Нет друга, так ищи, а нашел так - береги»; дружба, как социальные отношения - «Гусь свинье не товарищ» или «Медведь корове не брат» (разное социальное положение), «Не сошлись обычаем – не бывать дружбе» (разные культурные и национальные традиции); дружба, как продолжение семейных традиций - «Своих друзей наживай, а отцовых не теряй»; дружба, как обмен (эквивалентный и неэквивалентный) - «Кто кому надобен, тот тому и памятен», «Не дорог подарок, дорога дружба»; дружба, как круг общения - «На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь как вода», «Новых друзей наживай, а старых не утрачивай»; дружба, как межличностные отношения - «Один ум хорошо – а два лучше» (доверительные), «Для друга все не туго», «Для друга и семь верст не околица» (готовность придти на помощь), «Говорить правду – потерять дружбу» (искренность). 9 © В.Тихомирова

Процедура исследования Пилотажное исследование – с целью проверки инструментария – февраль 2011 года; Внесение незначительных изменений в анкету по результатам пилотажного опроса – март 2011 года; Основной опрос респондентов – март-декабрь 2011 года. Учащиеся школ опрашивались в своих школах на занятиях и классных часах, студенты в Университете и на межфакультетских мероприятиях, родители были опрошены в Центре детского творчества на открытых мероприятиях и во время занятий детей; Обработка анкет и подсчет результатов – январь - апрель 2012 года; По итогам подсчета результатов было принято решение дополнить исследование экспертным опросом для объяснения полученных результатов. В опросе приняли участие педагоги высокой квалификации и с большим опытом педагогической работы. Им предложено было ответить на один вопрос и прокомментировать ответ. «Что в современном российском обществе, по вашему мнению, в большей степени влияет на формирование представлений о дружбе и дружеских отношениях?». 10 © В.Тихомирова

Включенность в дружеские отношения по группам респондентов © В.Тихомирова 11 Все респонденты, % школьники 7 класс (12-14 лет), % школьники 10 класс (16-18 лет), % студенты (18-25 лет), % родители (старше 30 лет), % нет друзей 2, друг 6, друга 13, друзей 23, больше 5 друзей 53,

Выбор друзей. Гендерный аспект © В.Тихомирова 12 Все респонденты, % мальчики 7 класс (12-14 лет), % девочки 7 класс (12-14 лет), % юноши 10 класс (16-18 лет), % девушки 10 класс (16-18 лет), % юноши - студенты (18-25 лет), % девушки - студенты (18-25 лет), % мужчины (старше 30 лет), % женщины ( старше 30 лет), % Предпочитают дружить только с мужчинами 6,2515,551,8114,0008,573,0810,000 Предпочитают дружить только с женщинами 5,252,227,2704,002,861,54024,00 Дружат и с мужчинами и с женщинами 88,582,2290,986,0096,0088,5795,3890,0076,00

Ценность дружбы и дружеских отношений © В.Тихомирова 13 «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». А как считаете вы? Все опрошенные 400 чел., % школьники 7 класс (12-14 лет), 100 чел., % школьники 10 класс (16-18 лет), 100 чел., % студенты (18-25 лет), 100 чел., % родители ( старше 30 лет), 100 чел., % Согласен. Лучшее богатство - это много друзей 29,2535,0029,0026,0027,00 Считаю, что хорошо иметь много друзей 21,2519,0020,0026,0020,00 Затрудняюсь ответить 2,001,005,002,000,00 Лучше иметь и друзей и деньги 47,2545,00 46,0053,00 Если выбирать между богатством и друзьями, выберу деньги 0,250,001,000,00

Зависимость дружеских отношений от различных обычаев и традиций друзей автор В.Тихомирова 14 «Не сошлись обычаем - не бывать дружбе». А как считаете вы? Все опрошенные 400 чел., % школьники 7 класс (12-14 лет), 100 чел., % школьники 10 класс (16-18 лет), 100 чел., % студенты (18-25 лет), 100 чел., % родители ( старше 30 лет), 100 чел., % Согласен. Разные люди никогда не поймут друг друга 9,7513,00 5,008,00 С ребятами других традиций, обычаев труднее найти общий язык, среди моих друзей таких мало 13,7515,0010,0014,0016,00 Затрудняюсь ответить 5,008,005,003,004,00 Стараюсь найти интересы с Разными людьми 35,5021,0040,0047,0034,00 Я считаю, что дружба не зависит ни от обычаев, ни от каких-либо традиций 36,0043,0032,0031,0038,00

Из числа наших респондентов 23,5% считают, что люди с разными культурными и национальными традициями никогда не поймут друг друга или с ними труднее найти общий язык (28%, 23%, 19% и 24% по возрастным группам). Однако, сторонников противоположной точки зрения в 2 раза больше: считают, что дружба не зависит от национальных и культурных обычаев и стараются искать общие интересы с представителями этих культур 71,5% всех опрошенных (по группам респондентов 64%, 72%, 78% и 72%). © В.Тихомирова 15

Готовность придти на помощь, как неотъемлемую часть дружеских отношений отмечают большинство опрошенных 88% (школьники 7-х классов 85%, десятиклассники 91%, студенты 88%, родители 88%). Считающих, что «необязательно помогать друг другу» - 1%. © В.Тихомирова 16

Обращаются за советом к друзьям большинство респондентов независимо от возраста. Всегда советуются с друзьями 13% опрошенных, в жизни 62% наших респондентов были ситуации, когда друзья давали им верные советы. Причем опять результаты по группам немногим отличаются. Есть среди участников опроса и такие, кто никогда не советуется с друзьями их меньшинство – около 5%, из них всего 2 человека (0,5%), у которых в настоящее время нет друзей. Чаще всего не пользуются советами друзей около 15% респондентов (чуть больше таких среди родителей 19% и десятиклассников 18%). © В.Тихомирова 17

Анализ структурных и содержательных компонентов социальных представлений о дружбе респондентов позволяет нам сделать следующие выводы: Круг дружеского общения современного человека, независимо от возраста и пола, достаточно широк (более 3-х друзей – 77%), современный человек открыт для новых дружеских связей с людьми разного пола и возраста, различного социального положения и социокультурных традиций. Одной из специфических практик дружбы современной молодежи стало активное общение в социальных сетях (80%), однако, наши респонденты разделяют в своих практиках понятие «друг в социальных сетях» и настоящий близкий друг. 18 © В.Тихомирова

Анализ структурных и содержательных компонентов социальных представлений о дружбе респондентов позволяет нам сделать следующие выводы: Социальные представления о дружбе, как искренних, доверительных (74%), правдивых отношениях (69%), о готовности придти на помощь другу (88%) – остаются значимыми в дружеских отношениях современного человека, независимо от возраста и пола респондентов. В исследовании существенных различий в социальных представлениях о дружбе мужчин и женщин не выявлено. 19 © В.Тихомирова

Анализ структурных и содержательных компонентов социальных представлений о дружбе респондентов позволяет нам сделать следующие выводы: Установлена зависимость от экономических преобразований российского общества. 47% опрошенных, выражая свое отношение к пословице «не имей сто рублей, а имей сто друзей» предпочитают иметь и деньги и друзей. Вместе с тем, современные представления о дружбе определяют дружеские отношения как бескорыстные, не связанные с понятием выгоды (67%). 20 © В.Тихомирова

Анализ структурных и содержательных компонентов социальных представлений о дружбе респондентов позволяет нам сделать следующие выводы: Большинство наших респондентов считает, что дружба не зависит от социального положения друзей, что хорошими друзьями могут стать люди разного круга (75%), не зависит от различных культурных традиций друзей (71%) - эти представления о дружбе в нашем исследовании разделяют все возрастные категории респондентов. Содержание социальных представлений о дружбе у наших респондентов по всем исследуемым группам практически не различаются автор В.Тихомирова

Анализ структурных и содержательных компонентов социальных представлений о дружбе респондентов позволяет нам сделать следующие выводы: коллективные представления, которые нормируют взаимоотношения в рамках социального института дружбы и являются важной частью мировоззрения каждого человека, остаются целостными и неизменными, невзирая на меняющийся мир. В исследовании, в целом, они не зависят ни от возраста, ни от пола, ни от социального положения, ни от личного опыта наших респондентов. 22 © В.Тихомирова

Что же влияет на существующие в обществе представления о дружбе? По мнению группы экспертов, в которую вошли педагоги с большим стажем и высокой квалификации, главными факторами позитивного влияния являются образование, учебные программы (50%) по литературе, обществознанию и другим предметам, воспитательный компонент образования(75%) и семья (58%). 23 © В.Тихомирова

Хархордин О.Дружба: классическая теория и современные заботы//Дружба: очерки по теории практик: Сборник статей– СПб., 2009.С «…дружба, будучи широко распространённым и хорошо знакомым всем и каждому в России феноменом, где налицо благожелательность и взаимопомощь в отношениях между людьми, могла бы стать полезным ресурсом для становления гражданского общества…» © В.Тихомирова 24

Плюснин Ю.М. Каких друзей мы себе выбираем? (Социобиология дружбы) // Природа С «…независимость дружбы от значимых характеристик (социальный класс и возраст, пол …) свидетельствует, что дружба не просто психологический или социокультурный феномен, а нечто более древнее, чем человек и его история»» © В.Тихомирова 25

Литература: Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., Даль В.И. Пословицы русского народа. Том 3. – СПб.: ТОО «Диамант», Калугин Д. История понятия «Дружба – от древней Руси до XVIII века» //Дружба: очерки по теории практик: Сборник статей – СПб., 2009.C.187– 290. Кон И.С. Дружба - 4-е издание, доп. - СПб.: Питер, Плюснин Ю.М. Каких друзей мы себе выбираем? (Социобиология дружбы) // Природа С Хархордин О.Дружба: классическая теория и современные заботы//Дружба: очерки по теории практик: Сборник статей – СПб., 2009.С Введение в обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, АОО «Моск. учебн.», Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы. / авт.-сост. Т.А. Корнеева. – М.: Глобус, По программе Боголюбова предполагается следующее содержание урока: дружба как межличностные отношения, юношеский идеал дружбы, несовместимость дружбы с эгоизмом, дружба, как групповая солидарность. 26 © В.Тихомирова

27 © В.Тихомирова