ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ 2012 г 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии и химии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская гимназия»
Advertisements

Уровень подготовки выпускников Москвы к единому государственному экзамену по биологии А.Ф. Валихов, д.б.н., председатель предметной комиссии ЕГЭ по биологии,
Презентация на тему: «Результаты ЕГЭ по химии и биологии в 2018 году» Подготовила: учитель химии МБОУ СОШ 3 Кукло Е.В.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ АСОУ 2012 год.
Уровень сложности заданий Число заданий Часть 1 Часть 2 Часть 3 Базовый 26-- Повышенный 1081 Высокий --5.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за год Ст.методист ГОУ ЯО ИРО Немцева Т.В.
Итоги ЕГЭ по биологии Количество сдававших 8798 человек Это 15,1% от общего числа сдававших ЕГЭ 64,2% - девушки 35,8% - юноши.
РМО учителей биологии. План работы: 1.Универсальные учебные действия - УУДУУД 2.Результаты контрольного среза по биологии в 6 и 8 классах.классах. 3.Результаты.
Система подготовки к ЕГЭ по биологии учителя МБОУ Тонкинской СОШ Тонкинского муниципального района Нижегородской области Пуртовой Г. А. (обобщение опыта)обобщение.
Методическая поддержка ГИА-9 (в новой форме) Презентация по предмету: «Биология» Кобозева О.И., учитель высшей квалификационной категории, отличник народного.
БИОЛОГИЯ Итоги ЕГЭ 2011 года.. Задачи ЕГЭ 1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения. 2. Обеспечение независимой, объективной.
А.Г. Волкова 1 Анализ районных результатов ЕГЭ 2012 год РМО учителей химии и биологии.
Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2015 год Зоя Анатольевна Томанова, к.б.н., доц., ГАОУ ДПО ЛОИРО.
Творческая мастерская ЕГЭ по биологии: методика изучения трудных тем курса «Биология. Общие закономерности» Щеголькова Е.Ю
«Клетка – структурная и функциональная единица органического мира» МОУ «Ленская СОШ» Дистанционный курс Л.К.Юшкова учитель биологии МОУ «Ленская СОШ»
Анализ работ выпускников на итоговой аттестации по биологии Общие рекомендации.
БИОЛОГИЯ Рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2012 года.
ЕГЭ Содержание: Биология – наука о живой природе; Клетка как биологическая система; Организм как биологическая система; Система и многообразие органического.
«Государственная (итоговая) аттестация выпускнитиков IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2013 год Баширова Эльза Владимировна.
Транксрипт:

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ 2012 г 1

Характеристика участников ЕГЭ 2011 года В ЕГЭ по биологии в 2011 г. (первая волна) приняли участие человека из всех субъектов РФ. По числу участников ЕГЭ биология занимает 5-е место среди всех школьных предметов. 2

Основные результаты ЕГЭ по биологии в Омской области (май- июнь 2011 г.) Всего участников ЕГЭ, чел.2501 Минимальный установленный балл по ЕГЭ 36 Средний балл 52,4 Средний балл по РФ54,3 Выполнили выше минимального порога 2316 Выполнили выше минимального порога в % 92,6 3

Основные результаты ЕГЭ по биологии в Омской области (май-июнь 2011 г.) Выполнили ниже минимального порога 185 Выполнили ниже минимального порога в % 7,4 Получили более 80 баллов, чел. 50 Получили более 80 баллов в % 2 Получили 100 баллов, чел 0 4

Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г. В линии А36 вводится новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения. Эти задания контролируют знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения. Знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях на повышенном уровне контролируются в одной линии А35, поскольку линия А36 выделена под новый формат задания. 5

В части 2 (В) увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов. В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. 6

А36 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции? А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции. Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 7

Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков Биология как наука. Методы научного познания Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Система и многообразие органического мира Организм человека и его здоровье Эволюция живой природы Экосистемы и присущие им закономерности 8

Биология как наука. Методы научного познания. Сложным оказалось задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Экосистему хвойного леса примерно половина экзаменуемых отнесли к биосферному уровню организации жизни вместо биоценотического. 9

Блок 1. Организм как биологическая система А5. Вирусы. Вопрос направленный на проверку знания термина "капсид", А29 Вопрос о количестве аутосом в соматических клетках человека; А30 Вопрос, в котором требовалось правильно указать тип изменчивости на основе примера длинных конечностей, шеи и клюва болотных птиц 10

Блок 2. Клетка как биологическая система По данному блоку в экзаменационной работе представлено 9–10 заданий. Наибольшие трудности и проблемы возникли у участников ЕГЭ при ответе на задания, требующие сравнения эукариотических и прокариотических клеток, РНК- и ДНК-содержащих вирусов, митоза и мейоза, различных фаз деления клетки, этапов энергетического обмена; знания взаимосвязи строения и функций органоидов и химических веществ клетки, их участие в процессах метаболизма; определения хромосомного набора соматических и половых клеток. 11

Блок 3. Организм как биологическая система Экзаменуемые затруднились определить партеногенез как особую разновидность полового размножения, каким организмам он присущ. Серьезные проблемы возникли при ответе на вопросы об индивидуальном развитии организмов. В частности, многие участники ЕГЭ по биологии плохо знают циклы развития растений, чередование гаметофита и спорофита у мхов и папоротников; затрудняются сравнивать стадии развития зародыша животных (нейрулы и гаструлы), определять последовательность процессов, происходящих при гаметогенезе. 12

Блок 4. Система и многообразие органического мира Традиционно сложными остаются задания, контролирующие знания о беспозвоночных животных: признаки усложнения кольчатых червей, особенности двустворчатых моллюсков, насекомых с полным и неполным превращением, значение слюнных желез в образовании кокона и стадии куколки. Низкие результаты получены и при ответах на отдельные вопросы по типу Хордовые. 13

Трудности вызвали вопросы об анализаторах и функциях. Задания, требующие развернутого ответа на вопросы о нейрогуморальной регуляции работы сердца, нервной регуляции мочеиспускания. Экзаменуемые не знают, как осуществляется безусловно- и условнорефлекторная регуляция процессов жизнедеятельности, где расположены центры этих рефлексов. К числу проблемных заданий относятся вопросы о взаимосвязи строения и функций эпителиальной, соединительной и нервной ткани. К плохо усвоенным относятся знания о строении, функциях и значении нефрона и мочевыделительной системы в целом; об участии поджелудочной железы в углеводном обмене, строении лимфатической системы. Не могут указать причины малокровия. Вызвал затруднение текст о строении и функциях дыхательной системы, в котором необходимо было найти ошибки в тексте и исправить их. Вызвали затруднения вопросы о причинах сколиоза и опасности для человека угарного газа. Правильный ответ – образование прочного соединения с гемоглобином выбрали только 27% участников. Блок 5. Человек и его здоровье 14

Блок 6. Эволюция живой природы Трудности вызвали задания А 20. Критерии вида, их характеристика. Нескрещиваемость особей разных видов как основа целостности вида. Увеличение числа популяций вида как один из признаков биологического прогресса. А22. Сходство в строении и жизнедеятельности растений разных отделов – доказательство родства и единства растительного мира. Палеонтологические доказательства родства птиц и пресмыкающихся. А 23. Эра расцвета млекопитающих В 3. Приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни. В8. Последовательность процессов при видообразовании, формировании приспособлений 15

Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности Наибольшие трудности возникли у выпускников при выполнении задания на установление последовательности возможных процессов в водоеме, вызванных попаданием в него удобрений с полей. Задание С1 повышенного уровня сложности выполнили только 33% участников, причем максимальное число баллов (2) набрали только 6% экзаменуемых. В этом задании требовалось объяснить, почему луга, которые постоянно используются в сельскохозяйственной деятельности человеком, не зарастают лесом, как это происходит с лугом в естественных условиях. 16

С4. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АТА ГЦТ ГАА ЦГГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которая будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если первый триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. 17

Задание С5 Сложными для старшеклассников оказались задачи, в которых было необходимо провести математические расчеты и по заданному хромосомному набору соматических клеток определить хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка пшеницы на разных стадиях клеточного цикла 18

С5 Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите 1. хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в анафазе мейоза II 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменения числа ДНК и хромосом 19

Задания группы С 6 Задачи по классической генетике, рассчитанные на применение знаний в новых ситуациях: на дигибридное скрещивание, сцепленное наследование признаков. В этом году с заданиями этой группы справились 19,75% выпускников, большинство экзаменуемых не приступало к решению задач – 56,6%. Условия задач по генетике в этом году еще более усложнились. Сложными были задачи, связанные с про- явлением закона сцепленного наследования признаков Моргана и задачи на определение групп крови и резус- фактора. Старшеклассники не умеют правильно записывать генотипы и гаметы родителей, генотипы и гаметы потомков, неверно указывают законы наследственности. 20

Алгоритм решения задач по генетике Прочитать условие задачи от начала до конца. Перевести данные задачи в генетические символы Записать условие в краткой форме. Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность. Прочитать условие еще раз и сверить с решением, то ли найдено. Написать ответ в согласии с условием задачи 21

С 6 Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b) и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей – альбиносов, больных(ФКУ) 22

А- норма а- альбинизм; В –норма в- ФКУ 1)генотипы родителей: мать – АаВb (гаметы АВ, аВ, Аb, ab), отец – ааbb(гаметы ab); 2) генотипы и фенотипы возможного потомства: АаВb – норма по двум парам признаков, Ааbb –норма, ФКУ; ааВb – альбинизм, норма; ааbb – альбинизм, ФКУ; 3) 25% (ааbb) детей – альбиносов, больных ФКУ 23

Выводы и рекомендации 1. Уделять большее внимание компетентностному подходу в обучении биологии. Компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. 24

Выводы и рекомендации 2. Развивать у учащихся такие общеучебные умения, как умение самостоятельно обрабатывать представленную информацию, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решение на основе полученной информации. 25

Выводы и рекомендации 3. Ознакомить учащихся с форматом заданий ЕГЭ, отработать чёткое следование инструкциям к заданиям, ознакомить с критериями оценивания заданий части С. 26

Выводы и рекомендации 4. Изучить анализ результатов ЕГЭ по биологии за 2010/2011 учебный год с целью разработки собственных подходов при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. 27

Выводы и рекомендации 5. Использовать в системе подготовки выпускников практико-ориентированные задания, а также задания, требующие комплексного применения знаний из различных разделов курса 28

Выводы и рекомендации 6. В процессе преподавания курса биологии в основной и старшей школе, при проведении тематического контроля знаний и умений рекомендуется шире использовать тестовые задания, аналогичные КИМам ЕГЭ. 29

Выводы и рекомендации 7. Продумать тематику и содержание элективных курсов, способствующих углубленному изучению отдельных разделов курса биологии, необходимых для успешного выполнения заданий части С. 8. Провести экзамен по биологии в 9 классе в форме, максимально приближенной к ЕГЭ. 30