Проблемы историографии истории финно-угорского мира: мир историка и исследовательская культура Д.и.н. Загребин Алексей Егорович Д.и.н. Мельникова Ольга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Advertisements

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР. Исследовательский семинар 1: «История российской повседневности» (проф. А.Б. Каменский) Исследовательский.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
Философия Б. 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Вариативная часть: ГСЭ.Б.02 для студентов специальности История Документоведение.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Социальная политика региона Курс осуществляет: кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Бауэр Елена Александровна Трудоемкость.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Сравнительный анализ экономической интеграции в Европе и АТР во второй половине ХХ - начале ХХI вв. (72 часа). Лицарева Елена Юрьевна Доктор исторических.
Сорокин Александр Николаевич Научно-технический потенциал Сибири: проблемы и перспективы модернизации Рабочая программа Регионоведение России, профиль.
Актуальные проблемы развития системы центров по работе с книжными памятниками И.П. Тикунова, начальник Управления системой фондов РГБ,
Презентация кандидатской диссертации Королёвой Натальи Викторовны Научный руководитель: Т.А. Новогродский, зав. кафедрой этнологии, музеологии и истории.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Разработано преподавателем статистики: Фроловой Т.А. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.
Страноведение. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся классов КУРС РАССЧИТАН НА 34 ЧАСА Составитель: Ольга Александровна.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Транксрипт:

Проблемы историографии истории финно-угорского мира: мир историка и исследовательская культура Д.и.н. Загребин Алексей Егорович Д.и.н. Мельникова Ольга Михайловна

Цель освоения дисциплины формирование профессиональных компетенций историков через освоение профессиональных ценностей науки, выработанных и накопленных в процессе ее развития. Их освоение осуществляется как через выработку понимания специфики историографического процесса в целом, так и через выявление региональной специфики развития исторических знаний. Представление о развитии научных методов, концепций, теорий, гипотез принципиально важно для понимания современного состояния исторической науки, в том числе в ее региональной составляющей знание роли социальных факторов в науке проливает свет на решение тех или иных научных проблем региональной истории.

Цель освоения дисциплины раскрыть содержание историко-научного и историографического процесса в развитии региональных и локальных исследований на примере изучения финно- угорского мира, показать их неразрывную часть с мировой наукой, обозначить специфические аспекты развития. В результате освоения дисциплины происходит формирование методологической культуры ученого- историка: она включает в себя умение использовать имеющиеся методы и нормы исследовательской деятельности в конкретной области науки и контролировать правильность этого использования, создавать новые образцы исследовательской деятельности, соотносить полученный результат с существующей системой знания, вырабатывать систему ценностей своей науки и моральных критериев научной деятельности.

Задачи освоения дисциплины Формирование у студентов общих представлений о специфике профессиональной научно- исследовательской деятельности, Формирование представлений о связи персональной деятельности ученого с внутри научными и вненаучными факторами; Формирование знаний об общем и особенном в развитии историко-научного и историографического процесса применительно к отдельным регионам страны; Осмысление студентом развития интеллектуальной культуры и трансформации образа науки в финно- угорском мире, являющегося квинтэссенцией доминирующих в обществе представлений о ее социальном статусе;

Задачи освоения дисциплины Освоение основного содержания истории и историографии финно- угорского мира Понимание взаимосвязи развития науки и социальных факторов Овладение методологией историографического исследования Оценка роли индивидуальных качеств личности исследователя, что достигается за счет изучения персональной и интеллектуальной биографий краеведов, археологов, этнографов, историков, работавших в разные периоды развития археологии. Умение анализировать пути развития новых методов, теорий и концепций в региональной историографии Применение полученных знания при изучении конкретных проблем региональной истории Осуществление историографического обоснования исследовательских задач в собственной курсовой работе, выпускной квалификационной работе и научно-исследовательской работе.

Задачи освоения дисциплины Через изучение биографий историков-любителей и профессионалов – представителей финно-угорского мира прояснить формирование и смену господствующих представлений об истории, о развитии научной мысли и творческой деятельности, о природе и характере исторического знания. Через освоение интеллектуального опыта ученых, формирование у магистрантов общекультурных компетенций, свойственных современному интеллектуалу-гуманитарию и профессиональных компетенций историка-исследователя, закрепление принятых в академическом сообществе практик письменного и устного общения; выработка у студентов на основе исследования историографического опыта наиболее продуктивных умений и навыков конкретной методологии региональных и локальных научных исследований, закрепление навыков оформления научной работы.

Формируемые компетенции Знать Содержание основных периодов в финно-угорских исторических исследованиях Специфику историографической традиции, сложившейся в различных финно-угорских регионах России Понятийный аппарата историко-научного и историографического исследования, Взаимосвязь российской национально- государственной историографии и региональной историографии Особенности историографических направлений и школ в изучении истории финно-угорских народов

Формируемые компетенции Уметь Определять специфику основных периодов в финно-угорских исторических исследованиях Определять взаимосвязь региональных и национальных историографических традиций Анализировать содержание исторических концепций Уметь отличать проблемы исторического познания от проблем, относящихся к иным областям знания Осуществлять методологическое обоснование исследовательских задач в собственной исследовательской работе и в будущей магистерской работе

Владеть методологией историко-научного и историографического исследования; навыками анализа методологических подходов, развиваемых различными историографическими школами; навыками методологического обоснования исследовательских задач в исследовательской работе; навыками реферирования, аннотирования научной литературы навыками конспектирования научной литературы владеть навыками составления презентаций Формируемые компетенции

Структура курса Программа курса построена на основе проблемного подхода включает следующие разделы: 1. Методологические основы и принципы изучения истории и историографии региональных и локальных исследований 2. Исторические исследования финно- угорского мира в различные периоды развития науки 3Мир историка

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа, в том числе аудиторных : 9 часов лекций, 27 практических занятий 36 часов самостоятельная работа Итоговый контроль : зачет

Содержание дисциплины История исторического знания как предмет исследования. Основные периоды и особенности исторического изучения финно- угорских народов и регионов Истоки финно-угорских исторических исследований (XVIII век) Становление финно-угорских исторических исследований (первая половина XIX в.) Становление местной историографической традиции изучения финно-угорских народов (XIX в.) Деятельность столичных и провинциальных научных учреждений и обществ по изучению истории финно-угорских регионов Российской империи. Основоположники местной краеведческой традиции в финно- угорских регионах России. Зарождение марксисткой историографической традиции: исторические исследования в финно- угорских регионах России в е гг. Финно-угорская историография второй половины XX в. Локальные сообщества историков в финно-угорских регионах: учреждения, научные издания, периодика, сайты. Историко-научное сообщество и власть Историографический быт и повседневный мир историка Зарубежная историография истории финно-угорских народов Современные тенденции изучения истории финно-угорских народов России. История исторической науки в Удмуртии

практическая часть курса практические занятия по каждой теме прочитать и законспектировать любую статью (на выбор студента – желательно близкой к теме исследовательской работы) подготовить аннотацию статьи, написанной на иностранном языке, связанной с конкретными историческими исследованиями по финно-угорской истории. Магистр должен подготовить библиографический список работ конкретного исследователя ( не менее 10 позиций)

Практическая часть курса реферат, связанный: либо с анализом научного творчества конкретного историка, либо с характеристикой специфики конкретного периода или этапа в развитии региональной историографии, либо с деятельностью научных учреждений в области исторических исследований и обосновать его в устном выступлении в виде презентации (составляет часть историографического обоснования выпускной квалификационной работы)

Итоговый контроль Зачет Презентация историографического обоснования собственной выпускной квалификационной работы

Основная литература Зевелев А.И. Историографическое исследование: Методологические проблемы. М., История Удмуртии в 3- т. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е издание. М., Методологические проблемы историко-научных исследований. - М.,1982. Мир историка. Вып Репина Л.П. Новая историческая наука и социальная история. М., Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI веков. М., Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., 2013.

Основная литература Голдина Р.Д., Мельникова О.М., Введение. Источники и история изучения древней и средневековой истории Удмуртии, История Удмуртии: с древнейших времен до XV века., УдИИЯЛИ УрО РАН, Ижевск, 2007, Русский Голдина Р.Д., Мельникова О.М., Введение. Источники и история изучения древней и средневековой истории Удмуртии, История Удмуртии: с древнейших времен до XV века., УдИИЯЛИ УрО РАН, Ижевск, 2007, Русский Загребин А.Е. Финны об удмуртах. Финские исследователи этнографии удмуртов XIX – первой половины ХХ в. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, с. Загребин А.Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVIII – первая половина XIX в.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, с. История Удмуртии в 3- т. Мельникова О.М., Свердловская научная археологическая школа В.Ф. Генинга. Ижевск, с., Мельникова О.М., Свердловская научная археологическая школа В.Ф. Генинга. Ижевск, с., Мельникова О.М., Пермская научная археологическая школа О.Н. Бадера. Ижевск, с., Мельникова О.М. Научная археологическая школа Р.Д. Голдиной в Удмуртском университете. Ижевск, Мельникова О.М. Провинциальное археологическое сообщество Вятской, Казанской, пермской губерний во второй половине XIX – начале XX вв. Биобиблиографический словарь Ижевск, 2007 Оконникова Т.И. Формирование научных традиций в археологии Прикамья (60-е гг. XIX – конец 40- х гг.XX вв. Ижевск, Энциклопедия Удмуртская Республика. Уральская историческая энциклопедия. Энциклопедия. Сыктывкар.

Периодические издания: Ежегодник финно-угорских исследований Уральский исторический вестник

Интернет-ресурсы по курсу Сайт Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН Сайт Института истории и археологии УрО РАН Сайт Института языка, истории и литературы Коми Научного центра РАН

Интернет-ресурсы по курсу Портал "Финно-угорские библиотеки России" Портал представляет собой единую информационную точку выхода на интернет- ресурсы финно-угорских библиотек России. Поддерживается на русском и финском языках. Портал "Финно-угорские библиотеки России" Финно-угорские коллекции Российского этнографического музея- одно из самых ранних и значительных собраний по культуре всех финно- угорских народов (около 30 тыс. предметов). На сайте предоставлен поиск по специализированной базе данных Финно-угорские коллекции РЭМ". Финно-угорские коллекции Российского этнографического музея

Интернет-ресурсы по курсу Финно-угорский мир: Информационно-статистический сборник Статистический сборник подготовлен Территориальным органом Росстата по Республике Коми при участии Территориальных органов Росстата по Республикам Карелия, Марий Эл, Мордовия и Удмуртия, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра и Финно-угорский мир: приурочен к V Всемирному конгрессу финно-угорских народов (г.Ханты-Мансийск, июнь 2008 г.). В сборнике приведены общие сведения о финно-угорских народах, их численности и размещении на территории Российской Федерации. В сборнике помещены статистические данные за 1995, гг.: о развитии демографических процессов, занятости населения, уровне жизни населения, производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции, данные о научном потенциале, инвестициях, ценах по финно-угорским регионам России, а также России, Венгрии, Финляндии, Эстонии.

Электронные библиотеки "Этноконфессиональное пространство России" - включает публикации по этническим группам и конфессиям России и стран ближнего зарубежья, входивших прежде в состав Российской империи и СССР. Включены библиографические описания изданий, полнотекстовые цифровые копии печатных изданий, ссылки на ресурсы других сайтов (преимущественно электронные аналоги научных публикаций). "Этноконфессиональное пространство России" "Книжные редкости Удмуртии" - цифровые копии редких и ценных изданий на русском и удмуртском языках, хранящихся в Национальной библиотеке Удмуртии и имеющих особую общественную, научную и культурную значимость для Удмуртии. Краеведческие и национальные книги конца XIX - первой трети XX вв. - иллюстрированные учебники для детей и взрослых, удмуртские сказки, тексты песен, прижизненные издания этнографов и писателей, книги по истории края. "Книжные редкости Удмуртии"

Электронно-библиотечные системы (ЭБС) Удмуртская электронная библиотечная система

Тема 1. История исторического знания как предмет исследования. 1. Объект и предмет истории и историографии 2. Уровни исследования историографических проблем 3. Понятийный аппарат и основные структуры историографического процесса 4. Источники историографического и историко-научного исследования 5. Методы историографического исследования. 6. Традиционные подходы в изучении истории науки и историографии (фактологический, культурно-исторический, проблемно-хронологический, генетический, сравнительный). 7. Новые методологические подходы в изучении истории (микроистория, устная история, историко- антропологический подход, гендерный подход). 8 Становление историографии как самостоятельного раздела региональных исследований 9. Историография историографии истории финно-угорских народов.

Литература к теме Александров Д.А. Историческая антропология науки в России // Вопросы истории естествознания С Вандалковская М.Г. Индивидуальность в научном творчестве историка // Мир историка. XX век. М., С Возникновение и развитие гендерных исследований // Введение в гендерные исследования.Харьков-СПб, Ч.2. С Володихин Д.М. Две ветви микроисторической платформы в отечественной историографии // Диалог со временем Альманах интеллектуальной истории. Специальный выпуск: Персональная и интеллектуальная биография. М., 2002.

Литература к теме Герасимов Ю., Горбунова Т.А. Историография и новые научные направления // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск-Ханты-Мансийск, С Зверева Г.И. Обращаясь к себе: самопознание профессиональной историографии в конце XX века // Диалог со временем Альманах интеллектуальной истории. Вып.1. М., Историки в поиске новых смыслов. Казань Кожевин В.Л. Историк- очевидец событий: «ситуация пограничья» // Мир историка. XX век. М., С Корзун В.П. Научные сообщества в исторической науке как исследовательская проблема // Исторический ежегодник Омск, С

Литература к теме Колесникова М.Е. Северковказская историографическая традиция: вторая половина XVIII-начало XX вв. Ставрполь, Кузнецва О.В. Локальное научное сообщества историков в 90-е годы XX века // Мир историка. XX век. М., С Матющенко В.И. 300 лет истории сибирской археологии. В 2-х т. Омск, Мельникова О.М. Историография археологии как объект междисциплинарного анализа // Урал в прошлом и настоящем. Екатеринбург, 1998.

Литература к теме Репина Л.П. Персональная история и интеллектуальная биография // Диалог со временем Альманах интеллектуальной истории. Специальный выпуск: Персональная и интеллектуальная биография. М., Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., Рыженко В.Г. Историк в меняющемся мире: территория поиска – провинция // Мир историка. XX век. М., С Сахаров А.Н. О новых подходах в российской исторической науке // Мир историка. XX век. М., С Столяр А.Д. О факторе слухов в историографии // Невский археолого-историографический сборник: к 75-летию кандидата исторических наук А.А.Формозова. СПб, С Теория и методология гендерных исследований Курс лекций. М., 2001.

1. Объект и предмет истории науки и историографии Объект истории науки : исследовательский процесс ( деятельность ученого в связи с личностными, вненаучными фактора, социальными факторами) Объект историографии: научные знания, способы их получения

Предмет историографии включает в себя процесс накопления знаний, их содержание; возникновение новых идей, концепций, теорий, методов исследования, изменения в организации научной деятельности, преобразования социальных форм деятельности ученых

Предмет истории науки Включает историографию и изменения в организации научной деятельности, преобразования социальных форм деятельности ученых

Предмет историографии и истории науки «1) складывание и организация науки на каждом из этапов ее развития; система научных институтов; эволюция их структуры; научные общества; историческая периодика; роль и значение всех этих компонентов в процессе развития науки; 2) социальные функции исторической науки; политика различных классов в области исторической науки; пропаганда исторических знаний; 3) кадры исторической науки, их структура, распределение по отраслям науки, историческое образование (средняя и высшая школы); учебники; эволюция системы исторического образования; обратное влияние системы образования на историческую науку»

3. Уровни исследования историографических проблем Эмпирический уровень познания связан с выявлением и описанием историографических фактов. Основная познавательная задача на эмпирическом уровне исследования сводится к выявлению этих разнообразных историографических фактов и их описанию.

Историографический факт Историографическими фактами могут быть публикации Научные концепции, гипотезы, издания материалов дискуссий, конференций, симпозиумов, историческая периодика, организация науки, деятельность научных институтов, научных обществ, система подготовки кадров, историческое образование, рецензии и т.п. Они могут быть разномасштабны по объему и отражать все стороны развития истории науки, а не только историю исторических знаний. Основная познавательная задача на эмпирическом уровне исследования сводится к выявлению этих разнообразных историографических фактов и их описанию.

3. Уровни исследования историографических проблем теоретический уровень связан с объяснением историографических фактов. Теоретическое исследование в историографии связано с изучением «эволюции общего стиля научного мышления, развития методов, концепций, теорий, гипотез, определявших общее направление исследовательского поиска в тот или иной период развития археологии»

4. Понятийный аппарат и основные структуры историографического процесса Течение» - наиболее широкие и аморфные группы историков, объединенные самыми общими методологическими принципами и, как правило, включающие в себя различные «направления» и «школы».

4. Понятийный аппарат и основные структуры историографического процесса Под «направлением» понимаются более компактные группы ученых, тесно связанные между собой не только общими методологическими принципами, но и их интерпретацией, а также общей тематикой и проблематикой своих работ. Последняя, как правило, также определяется единством в вопросах методологии. С методологическими принципами и проблематикой связаны часто (но далеко не всегда) и методические приемы историка, хотя сами по себе они едва ли могут служить основой для отнесения его к тому или иному «направлению».

4. Понятийный аппарат и основные структуры историографического процесса Термин «школа» мы применяем для обозначения еще более узкой группы историков, составляющих ответвление широкого «течения» или даже «направления».

5. Источники истории исторической науки и историографии 1 ) Самой многочисленной группой являются труды историков. Они могут иметь форму монографии, отдельной книги, статьи, сообщения, печатной заметки. Историографический интерес в них представляют характеристики исходных идей, концепций, теорий, методов изучения археологического материала. 2) Значимым источником являются диссертации. Они характеризуют содержание и уровень развития актуальных проблем науки и способы разрешения 3) Подготовительные материалы (черновики, пробные наброски, отстраненные варианты текста, карточки, выписки) – не столь часто встречающийся историографический источник в археологии. Они позволяют в последовательности рассмотреть рождение новых идей, их аргументацию и изложение. 4) Близки к ним по своему значению черновики неопубликованных рукописей. 5) Корректуры раскрывают творческую лабораторию ученого. 6) Тексты лекционных курсов демонстрируют уровень развития научного знания, раскрывают историю археологического образования, позволяют изучить процесс освоения и распространения археологических знаний, развития археологической мысли преподавателей, дают возможность оценки индивидуальных особенностей и педагогических подходов. Лекционные курсы раскрывают отношение к археологии в обществе.

5. Источники истории исторической науки и историографии 2) Значимым источником являются диссертации. Они характеризуют содержание и уровень развития актуальных проблем науки и способы разрешения 3) Подготовительные материалы (черновики, пробные наброски, отстраненные варианты текста, карточки, выписки) – не столь часто встречающийся историографический источник в археологии. Они позволяют в последовательности рассмотреть рождение новых идей, их аргументацию и изложение.

5. Источники истории исторической науки и историографии 4) Близки к ним по своему значению черновики неопубликованных рукописей. 5) Корректуры раскрывают творческую лабораторию ученого.

5. Источники истории исторической науки и историографии 6) Тексты лекционных курсов демонстрируют уровень развития научного знания, раскрывают историю исторического образования, позволяют изучить процесс освоения и распространения исторических знаний, развития исторической мысли преподавателей, дают возможность оценки индивидуальных особенностей и педагогических подходов. Лекционные курсы раскрывают отношение к истории в обществе.

5. Источники историографии и истории исторической науки 7) Учебные программы по общепрофессиональным и специальным курсам и семинарам как источник значимых для изучения направлений деятельности научных центров, процесса становления истории как научной дисциплины, определения специфики формирования и деятельности отдельных историков, развития научных проблем, подлежащих решению, исследования влияния социальных факторов на развитие истории как науки.

5. Источники историографии и истории исторической науки 8) Документы личного происхождения (дневники, письма, мемуары, автобиографии, анкеты) позволяют определить механизмы преемственности научной мысли и пути приращения знаний. В них прослеживаются истоки эволюции исторических концепций, особенности формирования научных взглядов и творчества отдельных ученых, дискуссии между ними, за которыми нередко скрывались взаимоотношения научных школ. В переписке раскрывается личность историков, поэтому она ценна для выяснения научных биографий ученых.

5. Источники историографии и истории исторической науки 9) Периодическая печать несет сведения о мнениях, концепциях, проблемах, достижениях истории. Она может быть как научной и отражать содержание исторического знания, так и общественно- политической и научно-популярной, связанной с информированием общества о работе историков

5. Источники историографии 10) Библиографические обзоры раскрывают динамику активности членов научной школы. 11) Материалы конференций фиксируют круг актуальных научных проблем, определяют механизмы коммуникаций в научном сообществе. 12) Делопроизводство научных и учебных учреждений связано с биографическими фактами жизни ученых и научных коллективов. 13) Статистические материалы несут справочную информацию о динамике, масштабах и географии проводимых исторических исследований. 14) Законодательные акты позволяют характеризовать организационные условия деятельности науки

6. Методы историографического исследования. Среди общенаучных методов в историографии особая роль принадлежит методу анализа. Он предполагает исследование историографических явлений с учетом их возникновения и взаимовлияния и нацелен на отыскание конкретных причин, породивших определенные события в развитии науки

6. Методы историографического исследования Специально-научные методы в исследовательской практике историографии наиболее часто представлены генетическим методом. Его суть в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к реальной истории объекта.

6. Методы историографического исследования Значимым в историографическом исследовании выступает метод периодизации. Периодизация - это классификация объектов и явлений по разным признакам, но обязательно с признаком времени - классификация хронологии. Периодизаций может быть множество - и это свидетельствует о том, что разные встречающиеся признаки существуют во времени неравномерно и потому выполненные по разным основаниям классификации хронологически не совпадают

6. Методы историографического исследования Одним из самых распространенных методов исследования является сравнение. Оно позволяет раскрывать сущность исследуемых явлений в тех случаях, когда она неочевидна, выявлять общее, повторяющееся, необходимое и закономерное, с одной стороны, и качественно отличное, с другой. Он дает возможность выхода за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к широким историческим обобщениям и параллелям

6. Методы историографического исследования типологический метод. Он имеет объективную основу в том, что в историческом развитии, с одной стороны, различаются, а с другой стороны, тесно взаимосвязаны, единичное, особенное, общее и всеобщее. Задачей в познании исторических явлений, раскрытии их сущности становится выявление единого, которое присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального, единичного.

6. Методы историографического исследования метод выделения научных направлений и метод выделения научных школ, по существу, являются частно- научными для историографии.

6. Методы историографического исследования Системный метод исследования возможен в развитии и углублении историографического исследования. Он показывает, что все события, ситуации, процессы исторического развития не только каузально обусловлены, но и имеют причинно- следственную связь и функционально связаны.

6. Методы историографического исследования метод построения историографических моделей на основе идеи исследовательских программ И.Лакатоса

6. Методы историографического исследования метод портретного изложения (биографический; метод научной биографии)

7. Традиционные подходы в изучении истории науки и историографии фактологический, культурно-исторический, проблемно-хронологический, генетический, сравнительный Направлены на выявление общих тенденций в развитии исторической науки

8. Новые методологические подходы в изучении истории археологии микроистория, устная история, историко-антропологический подход, гендерный подход Направлены на понимание уникального, неповторимого в развитии археологии

Спасибо за внимание!

Объект и предмет истории науки и историографии