Томский областной институт повышения квалификации образования Лаборатория профессиональной ориентации Инновацинно-консалтинговый центр «Образование» Система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Діяльність директора ПТНЗ щодо забезпечення внутріучилищного контролю за станом навчально- виробничого процесу: методичні аспекти РУСЛАНОВА Т.О., директор.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Организация и содержание практического обучения Выполнила: методист Максимова Л.И.
Транксрипт:

Томский областной институт повышения квалификации образования Лаборатория профессиональной ориентации Инновацинно-консалтинговый центр «Образование» Система профориентационной работы в образовательной организации А.И. Панов Томск 2014

. План сообщения 1. Понятия «Профессионализация» и «Профориентация» 2. Модель состава системы профориентации в общеобразовательной организации 3. Выводы

. Социализация и индивидуализация Ребёнок: 1) социализация: 1.1) социальная ориентация (…) 1.2) общее образование (…) 1.3) профессионализация: 1.3.1) трудовое образование (трудовое обучение, трудовое воспитание) 1.3.2) политехническое образование (общетехническое, технологическое, НОТ) 1.3.3) профессиональная ориентация (…) 1.3.4) профессиональное образование (…) …. Профессионализация – это …?

. Понятие «Профессиональная ориентация» Профессиональная ориентация / самоориентация - это совместная деятельность образующего (родителя, учителя, мастера, тренера, профконсультанта и т.п.) и образуемого (учащегося, воспитанника), направленная на развитие/саморазвитие и формирование/самоформирование культуры профессионального определения/самоопределения. Логика: Культура профессионального выбора Культура профессионального самоопределения Культура профессиональной ориентации

. Система профориентационной работы 1. Цели профориентации 2. Задачи профориентации 3. Принципы построения/функционирования системы профориентации 4. Содержание профориентации 5. Средства, методы и процедуры профориентации 6. Формы организации учащихся/воспитанников 7. Формы организации профориентации 8. Обеспечение профориентации (правовое, педагогическое, методическое, психологическое, кадровое, материальное, техническое, технологическое, финансовое) и его информационная и научная стороны 9. Внешние связи (договора, регламенты) 10. Развитие системы профориентации 11. Управление системой профориентации

. Цель и задачи профориентации «В реальном педагогическом процессе цель определяющий фактор. Она показывает воздействие на содержание обучения, его методы и формы, подчиняя их себе». Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие/Под ред. Н. В. Кузьминой. JL, С. 6. Цель – это образ желаемого состояния объекта преобразования. Формой представления цели во внешнем плане является модель. В нашем случае, модель образованности ребёнка, в структуре которой обозначены знания и умения осуществления профессионального выбора установленного уровня (полнота, глубина, осознанность, готовность, системность и другие характеристики индивидуального опыта). Цели должны ставиться диагностично, т.е. определять «что» и к какому «сроку». Цели - ставятся, задачи – решаются. Цель профессионализации – наличие у учащихся/воспитанников мотивов, знаний, понимания, умений, навыков, привычек осуществления выбора профессии. Задача рассматривается как цель с учётом условий (А.Н. Леонтьев). Формулировка задач начинается с глаголов совершенного вида, показывающие на завершённость действия, его результат. В неопределённой форме они отвечают на вопрос что сделать: разработать, обосновать, провести, обеспечить и т.п.

. Принципы профориентации Связи мировоззрения и выбора профессии Связь теории и практики профориентации Воспитывающий характер профориентации Связи политехнического образования и профориентации Доступность и сознательность в профориентации Систематичность и преемственность в профориентации Принцип комплексности осуществления профориентации Учет возрастных и индивидуальных особенностей в профориентации Взаимосвязь школы, семьи, производства и общественности в профориентации Принцип самостоятельности в выборе профессии Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, с. – С Принцип – нормативное отражение закономерности профориентации. Дополните систему принципов…

. ФГОС ООО Содержательный раздел образовательной программы

Направления воспитания ПРВК Программа развития воспитательной компоненты Письмо МОиН 13 мая 2013 года ИР-352/09 Основные направления организации воспитания и социализации 1) гражданско-патриотическое воспитание 2) нравственное и духовное воспитание 3) воспитания положительного отношения к труду и творчеству 4) интеллектуальное воспитание 5) здоровьесберегающее воспитание 6) социокультурное и медиа культурное воспитание 7) культуре творческое и эстетического воспитание 8) правовое воспитание и воспитание культуры безопасности: 9) формирования коммуникативной культуры 10) экологическое воспитание

. Программа профориентации Образовательная программа – это форма представления содержания образования определённого уровня, объёма и направленности. 1. Цель профессионализации – наличие у учащихся/воспитанников мотивов, знаний, понимания, умений, навыков, привычек осуществления выбора профессии. 2. Задачи профессионализации 3. Принципы построения и реализации ЦВП «Профессионализации» 4. Программное содержание Программное содержание, представленное с учётом его распределения по содержательным линиям, классам может быть представлено в форме матрицы 5. Обеспечение 6. Литература Классы Содержательные линии Политехническое образование Трудовое обучение Трудовое воспитание Профориентация 1 … 11

. Межпредметная программа по профориентации Учебные предметы Классы/Содержание МатематикаА ГеографияВ БиологияС ФизикаД ИнформатикаЕ …. Профориентацию осуществляют преподаватели всех дисциплин. Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. M.: Педагогика, – С.6. Профориентационная работа в учебном процессе должна строиться на широкой политехнической основе, включающей вооружение учащихся знаниями о научных основах современного производства и формирование общетрудовых умений. Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. M.: Педагогика, – С.7.

. Средства профориентации Формы профориентации Типы средств Идеальные МатериализованныеМатериальные Профессиональное просвещение Мыслительн ые операции Устная речь Учебники Фильмы Учебное оборудование Профессиональная психодиагностика Мыслительн ые операции Вопросники (в т.ч. тесты) Карточки Атласы Диагностическое оборудование (глазомер, скорость реакции и т.п.) Профессиональная консультация Мыслительн ые операции Справочники Профессиограммы Профессиональный подбор Мыслительн ые операции Портфолио Справочники Профессиограммы Диагностическое оборудование (тремор) Профессиональная адаптация Мыслительн ые операции Технологические карты Рабочие регламенты Профессиональное оборудование Инструменты

. Методы профориентации Содержание и методы профориентационной работы должны меняться в зависимости от возрастных особенностей учащихся, при переходе их из класса в класс, на основе логически продуманной системы. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, с. – С.17 Основные группы профориентационных методов: Информационно-справочные, просветительские методы: Методы профессиональной психодиагностики (в идеале – помощь в самопознании): Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, – 97 с.

. Формы организации учащихся/воспитанников Образовательные процессы Основное образование Дополнительное образование Воспитание ОбучениеВоспитание ОбучениеПросвещение Формы организации учащихся/воспитанников с целью профориентации Класс Клуб Факультативна я группа Музей Элективные группы Лагерь труда и отдыха Трудовая бригада Общество Проектные группы Движение СтудияЦентр Совет (дела)Кружок Профориент ации игры Секция ТеатрНУО Кооператив Школа (ФМШ) Для проектирования системы профориентации в образовательной организации (макет ориентировочной основы действий)

. Формы организации профориентации Образовательные процессы Основное образование Дополнительное образование Воспитание ОбучениеВоспитание ОбучениеПросвещен ие Формы организации профориентации Воспитательн ый час Учебное занятие Выставка ОлимпиадаЛекторий Собрание ЭкскурсияФестиваль Консультац ия Тематичес кий вечер КТДСмотр (политехнических знаний) Поход ЭкспедицияУстный журнал Самообслужи вание Викторина Круглый стол КонкурсЛитератур ная гостиная Слёт ДиспутИнтеллекту альный аукцион

. Открытость системы профориентации «В организации профориентационной работы самое важное место принадлежит школе. Только она обладает возможностью длительно и систематически воздействовать на учащегося в нужном направлении. Эту работу школа может осуществлять с помощью семьи, промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений и учебных заведений, которые помогают не только квалифицированно знакомить учащихся с производством, но и оказывать помощь в овладении избранной профессией.» Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, с. – С.16. Органы власти и управления Семья Профориентация в общеобразовательной организации Учреждения культуры, медицинские учреждения и т.п Профессиональные образовательные организации Профориентационные службы/организации Организации

. Производственные/трудовые функции управления профориентацией Функция управления Объект управления Производственная/трудовая функция управления Программирование ПрофориентацияПрограммирование профориентации Планирование Профпросвещение Планирование профпросвещения Профконсультирование Планирование профконсультирования Организация ПрофапробацияОрганизация проф апробации Регулирование Развитие и формирование общетрудовых умения Регулирование развития и формирования общетрудовых умения Проектирование Профориентация__________? «Одним из условий повышения значения профориентации является вооружение учителей и работников народного образования умением руководить процессом подготовки школьников к выбору профессии. Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. M.: Педагогика, – С.3-5. – С.4.

. Выводы 1. Необходимо построить/восстановить терминологический аппарат профориентации 2. Важно рассматривать профориентации как элемент профессионализации порастающего поколения 3. Не следует гипертрофировать применение тестов, анкет 4. Важно построить проектировочные матрицы: форм организации учащихся/воспитанников; форм профориентации; средств профориентации; методов профориентации; направление профориентационной работы и т.д. 5. Осторожно вводить новые структурно-функциональные механизмы профориентации (советы, центры и.п.) 6. Обратить внимание на межпредметную программу «Профориентация учащихся/воспитанников» 7. Реализовать в профориентационной работе системный, деятельностный, организационный, процессный и иные подходы

Информация Томской областной институт повышения квалификации работников образования Инновационно-консалтинговый центр «Образование» (Томск) Панов Александр Иванович, с.н.с. ТОИПКРО, учитель-методист, член Союза писателей РФ ;

Спасибо за внимание