КУЛЬТУРА РЕЧИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ Урок русского языка Выполнил:учитель русского языка Телегина М.В. /МОУ Воронинская средняя школа Томского р-на /

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Advertisements

Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Щербатюк И. И. воспитатель «д/с 125 к.
Приятно ли с вами общаться? ТЕСТ. Ответ: ДА / НЕТ Вы любите больше слушать, чем говорить?
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Кеннет Томас.
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Проблемы культуры речи подростков Будько Снежана, 9 класс МБОУ- Новошарапская СОШ.
Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Общение родителей и детей как условие успеха воспитания.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ Черникова Л.Е., классный руководитель 4 класса.
Культура общения Беседа для старшеклассников Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново- Гурьевское.
Практико-ориентированый проект по теме: «Моделирование современного урока» Предмет: Литературное чтение Образовательная программа: «Школа России» Работа.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых.
Урок 10 Тема: «Лидер и его качества». Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал:
ПАРФЕНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 2012 Тренинг «Эффективное общение» для учащихся.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Проект «Речь моего класса». Нравственность человека видна в его отношении к слову. Лев Николаевич Толстой.
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ Учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г.Ершова Саратовской области» Денискина Л. Н.
Транксрипт:

КУЛЬТУРА РЕЧИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ Урок русского языка Выполнил:учитель русского языка Телегина М.В. /МОУ Воронинская средняя школа Томского р-на /

ЦЕЛЬ: Слова принуждены расплачиваться собственным «добрым именем» за чрезмерный ценностный ореол вокруг культуры мысли и речи… С.С. Аверинцев

Центральным в учении о культуре речи является введённое Б.Н. Головиным родовое понятие «коммуникативные качества речи». Коммуникативными качествами речи мы называем её свойства, выявляющие взаимосвязь речи с неречевыми структурами и создающиеся единицами разных языковых уровней в их взаимодействии. Рассмотрим это на отрицательном языковом материале: Вследствие общения с бездомным котёнком мальчик инфицировался и был направлен в медицинское учреждение с лишаем. В речи – изъян в выборе языковых единиц, выбор осуществляется без учёта адресата. Это выявляет её отрицательные свойства.

Эта масса людей совершает ход истории. Эти качества помогают Власову дойти до революции. Какой прелестью богата его любовь. Выделенное слово как элемент лексики создаёт неправильность, что делает речь неясной, неточной.

Приглашение к размышлению Осмысливая предлагаемые вопросы, вы можете задуматься над состоянием вашего языкового сознания. Филологической культуры. Отвечая на каждый из вопросов, выберите один из трёх вариантов ответа: ДА, ИНОГДА, НЕТ. ТЕСТ

1. Вы считаете, что культура речи – категория социальная и зависит от культуры общества? ДА иногда нет

Достоин ли уважения человек, употребляющий брачную лексику? да иногда нет

Грубые, вульгарные слова, произносимые в вашем присутствии, не волнуют вас? Даиногда нет

Вы оцениваете свою речь как недостаточно богатую и выразительную? да иногда нет

Слушая выступающего, вы не замечаете, как построена его речь, но обращаете внимание на её точность, ясность, логичность, благозвучие? даиногда нет

Результаты: баллов. Вы человек, обладающий филологической культурой. Вы терпимы к молодёжному жаргону, считая, что он «проходит», если человек имеет интерес к литературе, искусству. Ваша собственная речь не всегда удовлетворяет вас, в этом можно видеть возможности для её совершенствования баллов. Вы человек, имеющий языковое чутьё. Вас оскорбляет употребление в вашем присутствии бранных слов, сами вы их никогда не употребляете. Вам не свойственна однозначность в оценке явлений действительности. Вы нередко сомневаетесь в том, что правильно, что неправильно, так как считаете, что вариативность - великое благо, даваемое языком. Ваш идеал – это человек, обладающий индивидуальным стилем речи. Вам следует понаблюдать за речью мастеров художественного слова. 10 и менее баллов. Вы человек, проявляющий устойчивый интерес к гуманитарным знаниям. Не все свои идеи вы способны аргументированно отстаивать, однако в жизни часто руководствуетесь ими. Активизируя свою наблюдательность и внимание, развивайте способность не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Это позволит вам развить оценочное отношение к слову, речи, которое является залогом комфортного и эффективного взаимодействия.

Как, умея говорить, научиться разговаривать Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают… В.О. Ключевский

Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды. В. Маяковский Какая уж тут простота! Не случайно, наверное, усвоение языка начинается человеком с момента появления его на свет и продолжается почти всю жизнь.

Заглянем в словарь: как соотносятся значения слов говорить и разговаривать. Говорить – 1. Пользоваться, владеть устной речью…2. Выражать в устной речи какие-л. мысли, мнения, сообщать факты…3. Вести беседу, разговаривать…4. Свидетельствовать о чём-л… Разговаривать – 1. Вести разговор, беседовать…Проводить время в разговорах, заниматься болтовнёй…2. Разг. Поддерживать отношения, общаться… Спрашивать, слушать, отвечать, говорить – действия человека на его пути к созиданию себя, своей судьбы, основа его взаимодействия с себе подобными. Учиться этим действиям нужно не только для того, чтобы стать умными, но и для того, чтобы стать добрыми, человечными, достойно жить. Не случайно крупнейшие мыслители, педагоги верной дорогой к взаимопониманию считали речь, общение, надёжным способом поиска истины признавали беседу, разговор и наилучшим средством достижения цели – искусное владение словом.

Обратимся к характеристике владения речью пушкинским героем …имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре (1) Коснуться до всего слегка. (2) Хранить молчанье в важном споре (3) И возбуждать улыбку дам… (4) Как рано мог он лицемерить, (5) Разуверять, заставить верить,… (6) Являться гордым и послушным, (7) Внимательным иль равнодушным! (8) Как томно был он молчалив, (9) Как пламенно красноречив… (10) Как он умел казаться новым,… (11) Приятной лестью забавлять… (13) Как рано мог уж он тревожить… (14) Как он язвительно злословил! (15) Он слушал Ленского с улыбкой. (16) Он охладительное слово В устах старался удержать (17) И думал: глупо мне мешать… (18) Простим горячке юных лет. (19) Вглядимся в существо того искусства разговаривать с людьми, которое характеризует пушкинского героя. ВОПРОС: Что составляет основу таланта Евгения Онегина? 1,2 - ? 4,5,6,10,15 - ? 3,7,8,16,17,18 -? Проверь себя!

Нормы поведения и правила общения Сравните нормы и правила, зафиксированные в фольклорных текстах, в высказываниях мастеров слова, сформулированные учёными в виде «кодекса воспитанности». Выберите те, которые: а) регламентируют нормы поведения; б) касаются правил речевого взаимодействия; в) объединяют те и другие.

1. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. поведение речь в

Молодец! Правильно!

Подумай ещё!

ОТВЕТЫ 1,2 – умение «подать себя» в разговоре, легко, свободно включиться в него, поддержать непринуждённую беседу. 4,5,6,10,15 – эмоционально и ярко словом воздействовать на слушателей. 3,7,8,16,17,18 – умение слушать, внимать, поддерживать желание говорить у собеседника.

Добавь себе 5 баллов

Добавь себе 3 баллов

Добавь себе 0 баллов