Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет Психолого-педагогический факультет Кафедра дошкольной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
в х годах работала учительницей начальной школы на Кавказе В 1908 г. стала членом Петербургского общества В 1913 г. выступила на Всероссийском.
Advertisements

Гвоздев Александр Николаевич. Презентация о русском лингвисте. Выполнила ученица 8 1 класса МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Усова Анна. Руководитель.
Константин Дмитриевич Ушинский Ушинский (Константин Дмитриевич, ) - знаменитый русский педагог; родился в Новгород- Северске; в родной семье.
Константин Дмитриевич Ушинский ( ) «УЧИТЕЛЬ РУССКИХ УЧИТЕЛЕЙ» -
Инновационного педагогического опыта Новые образовательные технологии Творческое развитие личности Новые образовательные технологии и творческое развитие.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
« ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ » ( ПОД РЕДАКЦИЕЙ ВАСИЛЬЕВОЙ М. А., ГЕРБОВОЙ В. В., КОМАРОВОЙ Т. С.)
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Методическая литература, посвященная Федеральным государственным образовательным стандартам Ст. преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин.
Портфолио педагога-дефектолога Баклановой Татьяны Фёдоровны.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ГАРМОНИЯ». Гармония- согласованность, соразмерность, стройность в сочетании чего-либо.
Выполнил: Любич А.А., Учитель истории и обществознания.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практические аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны.
Транксрипт:

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет Психолого-педагогический факультет Кафедра дошкольной педагогики Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет Психолого-педагогический факультет Кафедра дошкольной педагогики Открытое практическое занятие по «Теории и методике развития речи детей дошкольного возраста» Тема занятия: «Проектная деятельность как метод организации самостоятельной работы студентов по курсу» Преподаватель: кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна 504 группа аудитория __117__ Дата проведения: 21 апреля 2011 г.

Паспорт проекта: 1. Название проекта: «От истоков к будущему: история становления методики развития речи как науки. Диахронический анализ» 2. Руководитель проекта: Измайлова Татьяна (504 гр ЦИПС). 3. Консультант проекта: кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна 4. Учебный предмет: «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» 5. Тип проекта: творческий, практико-ориентированный 6. Форма проектной деятельности: мультимедийная презентация.

Национальная образовательная стратегия В своем Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев сказал, что в рамках Национальной образовательной стратегии "Наша новая школа" предстоит решить пять важных задач: 1. Разработать новое поколение образовательных стандартов. 2. Выстроить систему поиска и поддержки талантливых детей. 3. Разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов. 4. Разработать новые проекты и нормативы проектирования нового облика школ. 5. Улучшение здоровья школьников должно стать заботой не только родителей, но и педагогов.

Инновационные формы организации образовательной деятельности. Инициатива «Школа 2100» Инновационные формы организации образовательной деятельности. Инициатива «Школа 2100» Цель занятия: демонстрация инновационных форм организации учебной деятельности в вузе. Задачи занятия. 1. Иллюстрация актуальности внедрения инновационных форм работы в вузе. 2. Демонстрация организации проектной деятельности студентов. 3. Ознакомление с методом «портфолио», как способом организации самостоятельной работы студентов. 4. Обмен опытом по внедрению инновационных форм организации образовательной деятельности в вузе

Этапы работы над проектом 1. Подготовительный (формулировка темы, целей и задач). 2. Реализационный (назначение творческой группы, распределение ролей, составление плана работы и обсуждение источников информации). 3. Формальный (оформление результатов проектной деятельности). 4. Презентационный (защита проекта).

Структура проекта 1. Истоки дисциплины «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». Персоналии: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев. 2. Современные подходы к теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Федеральный компонент. Персоналии: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин и другие. 3. Современные подходы к теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Региональный компонент. Персоналии: Н.Г. Комратова, Л.В. Красильникова.

Истоки дисциплины «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» Истоки дисциплины «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870)

Жизненный путь В 1824 г. родился в Новгород- Северске; г. учился на юр. факультете Московского ун-та; гг. профессор кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле; гг. служил в канцелярии департамента ин. дел; гг. сотрудничал в журнале "Современник"; гг. "Библиотека для чтения«; 1854 г. преподаватель русской словесности, географии и юридических предметов Гатчинского сиротского института гг. инспектор (зав. уч. частью); 1959 г. был назначен инспектором Смольного института; гг. жил за границей, главным образом в Швейцарии, изучая постановку школьного дела и женского образования.

Основные труды: психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч г., II ч г.); Лекции о камеральном образовании ( г.); О пользе педагогической литературы(1857 г.); О народности в общественном воспитании (1857 г.); Ст. «Проект учительской семинарии» (1861 г.); Ст. «Опыт педагогической антропологии» (1867 г.); учебная книга «Родное слово» (1864 г.).

Педагогические взгляды Девиз Ушинского - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым. Педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, среди которых особое место занимают психология и физиология. Необходимость всестороннего изучения человека. Концепция народности воспитания.

Вклад в развитие методики развития речи К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки.

Актуальность Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт".

Водовозова Елизавета Николаевна

Жизненный путь: - родилась в 1844 году. - в 1862 году закончила Смольный Институт. - вышла замуж за своего учителя, друга К.Д. Ушинского Василия Ивановича Водовозова(известный талантливый методист русского языка и литературы). - в 60 годы Водовозовы уезжают заграницу для изучения детских садов и школ – 83 издала 3 – томный труд своего мужа – педагога-демократа «Жизнь Европейских народов» - после смерти мужа вышла замуж за Семевского В.И. - продолжительность жизни 79 лет, похоронена на Смоленском кладбище.

Основные труды: 1. «Жизнь европейских народов» в 3 томах

2.«Как люди на белом свете живут»

3. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста»

4. «На заре жизни». Книга 1

5. «На заре жизни. Мемуарные очерки и портреты». Книга 2

Педагогические взгляды: - Главная цель воспитания: «Воспитывать человека – будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества». - «Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должно идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов». - «Все наши неудачи в воспитании происходит от того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда характер уже сложился, а ум, привыкший к бездействию, принял известное направление». - «Труд – это должно быть чуть не главной задачей воспитания. Строго наблюдать, чтобы ребенок ни минуты не был без дела и чтобы даже в раннем детстве наслаждался отдыхом после труда».

Вклад в методику развития речи: - разработала программу развития у детей родной речи. - разработала тематику бесед. - сформулировала требования к детской книге.

Ознакомление с художественной литературой Сказка и басня как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальность на современном этапе. Е. Н. Водовозова своими трудами содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста главным образом в условиях семейного воспитания. Благодаря усилиям Е.Н. Водовозовой сложилось общее представление об элементах теории речевого развития детей, определились цели, задачи, была разработана методика первичного обучения детей

Тихеева Елизавета Ивановна ( ) Тихеева Елизавета Ивановна ( )

Жизненный путь: в х годах работала учительницей начальной школы на Кавказе В 1908 г. стала членом Петербургского общества В годах являлась Вице- президентом Общества содействия дошкольному воспитанию В мае 1917 г. ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа.

Основные труды: Букварь «Русская грамота»;1905 г. Родная речь и пути ее развития; 1913 г. Современный детский сад, его значение и оборудование

Педагогические взгляды: разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы для развития органов чувств детей создала оригинальную теорию дошкольного воспитания научно обосновала дидактические основы дошкольного воспитания рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Вклад в методику развития речи Вклад в методику развития речи Важные вопросы о значении, путях и средствах развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине. Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей. Дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи. Разработала методику развития речи

Актуальность на современном этапе Актуальность на современном этапе Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не утратили своей ценности и в наше время.

Евгения Александровна Флерина гг.

Жизненный путь: Е.А.Флёрина- художник по образованию, выдающийся педагог и методист, прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада(1915) до доктора педагогических наук, профессора МГПИ им В.И.Ленина. С 1924 г- преподаватель, с 1941 г- заведующая кафедрой дошкольной педагогики МГПИ.

Основные труды: «Рассказывание и его источники», «Художественное слово для детей дошкольного возраста», «Художественное чтение и рассказывание», «Изобразительное творчество дошкольников», «Эстетическое воспитание дошкольников»

Педагогические взгляды: Е.А.Флёрина выдвинула положение о взаимосвязи развития воспитания и обучения. Она рассматривала обучение в детском саду как организацию содержательной, насыщенной положительными эмоциями, радостной жизни детей, высказывала отрицательное отношение к заимствованию школьных программ и методов из зарубежа

Вклад в методику развития речи: Е.А.Флёриной определены педагогические условия, дидактические средства, методы и приёмы развития речи. Художественное слово оказывает общее развивающее воздействие на личность ребёнка и даёт высокие образцы художественной связной речи, является источником обогащения содержания и структуры детского языка

Актуальность на современном этапе: Е.А.Флёрина внесла большой вклад в становление методики развития речи и использование живого слова в детском саду. Ей принадлежит заслуга в определении содержания профессиональной подготовки студентов, в создании первых учебных программ и пособий по курсу методики развития речи детей.

Леушина Анна Михайловна (1898 – 1982 г)

Жизненный путь: Анна Михайловна родилась 25 июня 1898 в дер. Любогощи, ныне в Тверской обл., Педагог, специалист в области дошкольного воспитания, дер. педагогических наук (1956), профессор (1958). Окончила Петроградский педагогический институт дошкольного образования (1924). С 1929 вела преподавательскую работу в педагогических вузах Ленинграда; с 1936 в ЛГПИ им. А. И. Герцена (в зав. кафедрой дошкольной педагогики).

Основные труды: Развитие связной речи у дошкольника, 1941, Занятия по счету в детском саду, 1963; Некоторые вопросы руководства умственным воспитанием детей дошкольного возраста, 1966 Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, 1974; Умственное и речевое развитие ребенка второго года жизни, Сборник научных трудов ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.

Вклад в методику развития речи: Внесла большой вклад в разработку проблемы развития связной речи Предлагала "вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей Разработала методические рекомендации, непосредственно касающиеся обучения детей творческому рассказыванию

Актуальность на современном этапе Концепция развития связной речи у дошкольников, разработанная А. М. Леушиной, служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система, созданная ею, прошла апробирование временем, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания; успешно функционирует уже несколько десятков лет.

Гвоздев Александр Николаевич

Жизненный путь В закончил Пензенскую духовную семинарию; В 1918 – закончил Московский университет; С 1918 – 1938 – преподавал в учительской семинарии педагогическом техникуме, институте народного образования; В 1921 – стал изучать пензенские говоры; С 1938 – 1959 – работал в Куйбышевском институте; С 1944 – 1959 – профессор Куйбышевского института; В 1938 – присвоена степень кандидата филологических наук; В 1943 – защитил докторскую диссертацию на тему: «Формирование у детей грамматического строя русского языка».

Основные труды: Формирование у ребенка грамматического строя русского языка Сборник упражнений по современному русскому языку Основы русской орфографии Современный русский литературный язык Очерки по стилистике русского языка Избранные работы по орфографии и фонетике Об основах русского правописания: В защиту морфологического принципа русской орфографии

Основные педагогические взгляды: Рекомендовал максимально использовать в процессе обучения реально существующие у детей творческий интерес и любознательность. Стремился практически показать богатство выразительных средств русского языка, способствовать выработке у учителя языкового чутья. Выделил возрастные этапы усвоения детьми различных лингвистических явлений, установил последовательность в закономерности понимания и употребления ими фонетических, морфологических и синтаксических конструкций и категорий. Проанализировал особенности методики обучения орфографии в школе, проследив характер изменения орфографии, ошибок и связь между чтением и пониманием норм грамотности.

Вклад в методику развития речи Явился одним из первопроходцев в области изучения онтогенеза языка и предшественником современной онтолингвистики; Разработал теорию основных и второстепенных значений букв с учетом алфавитных значений букв, которые появляются у буквы в тексте; Создал серию учебников и учебных пособий по современному русскому литературному языку.

Актуальность на современном этапе Методика формирования грамматического строя русского языка Методы и подходы к изучению детской речи

Федеральный компонент

Сохин Феликс Алексеевич (1929 – 1992)

Жизненный путь Преподавал психологию в Московском пединституте иностранных языков 1954 г.- под руководством С.Л. Рубинштейна защитил кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей редатор журнала «Вопросы психологии» С 1961 г. работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР заведующим лабораторией подготовки детей к школе. В 1971 г. Ф.А. Сохин был избран председателем дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР. С 1980 года являлся членом редколлегии журнала «Дошкольное воспитание»

Основные труды Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников

«Развитие речи детей дошкольного возраста»(под ред.Сохина Ф.А.)

«Ознакомление дошкольника со звучащим словом»(под ред.Сохина Ф.А.)

«Учите играя» (под ред.Сохина Ф.А.)

Педагогические взгляды Дети способны к самостоятельному наблюдению и пониманию принципов словообразования, элементарных семантических (смысловых) и структурных аспектов языка, формированию языковых обобщений. Это создает условия для саморазвития речи, повышения самоконтроля при построении высказываний.

Вклад в методику развития речи Большое внимание уделялось сравнительному изучению речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду" 3 основных направления: 1) Структурное 2) Функциональное 3) Когнитивно-познавательное

Актуальность на современном этапе Разработаны программа речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.

ЦЕЙТЛИН СТЕЛЛА НАУМОВНА родилась в 1938

Жизненный путь: В 1968–1971 гг. училась в заочной аспирантуре ЛГПИ им. А.И. Герцена на кафедре русского языка В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Субстантивные предложения в современном русском языке и их темпоральная характеристика» В 1991 году была избрана профессором кафедры русского языка для нефилологических специальностей В 1991 году на факультете дошкольного воспитания была образована первая в России кафедра детской речи, и Стелла Наумовна стала ее заведующей

Основные труды: Речевые ошибки и их предупреждение, Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи Словарь детских словообразовательных инноваций Очерки по словообразованию и формообразованию в детской р ечи

Педагогические взгляды: Основная сфера научных интересов -функциональная грамматика, синтаксис современного русского языка, лингвистика детской речи; Инновации словообразования занимают особое место

Вклад в методику развития речи Под руководством С.Н. Цейтлин разработана программа курса детской речи, которая используется в ряде университетов России (в Москве, Орле, Архангельске, Владивостоке, Череповце, Тюмени, Барнауле, Саратове). В нашем университете по её программе читается курс «Детские речевые ошибки и способы их коррекции» Она является автором первого учебника по детской речи «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи», рекомендованного Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов.

Актуальность на современном этапе Программа курса МРР используется в ряде университетов России Детальное исследование детской речи Психолингвистические основы детской речи

Ушакова Оксана Семеновна (р.1937)

Основные труды: Ушакова О.С. является автором 150 научных и научно-методических работ и ряда книг для воспитателей дошкольных учреждений. Из них основные работы: «Развитие словесного творчества детей»(1972), «Программа развития речи детей дошкольного возраста»(1994),«Придумай слово»(1996), «Занятия по развитию речи в детском саду» (1993, 1999), «Диагностика речевого развития»(1997). Публикации представлены как сборниками научных трудов, вышедших под редакцией автора ("Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду", , "Развитие речи дошкольника" , "Проблемы изучения речи дошкольника" , "Развитие речи и речевого общения дошкольников" ), так и методическими пособиями ("Дошкольник", "Воспитание и обучение детей 5-го года жизни", "Воспитание и обучение детей 6-го года жизни"), а также многочисленными статьями в журнале "Дошкольное воспитание", педагогическую энциклопедию и книгами, предназначенными для детей дошкольного возраста. Многие работы автора переведены на немецкий, английский, испанский, японский, болгарский и языки стран СНГ.

Вклад в методику развития речи Она является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская "Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду" (1994)и дополненной в 2000 г.

«Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду" (1994). В программе рассматриваются теоретические основы развития речи дошкольников: дается анализ результатов исследований психологов, педагогов, лингвистов, рассматриваются их взгляды на природу языковых способностей и возможности обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы раскрываются по задачам (развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя и воспитание звуковой культуры речи).Затем все эти задачи даются в возрастном аспекте, начиная со 2-й младшей группы.

Актуальность на современном этапе: Ушакова О.С является заведующей лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования. Сейчас большое внимание уделяется материалам, предназначенным для работников ДОУ, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста.

Региональный компонент

Комратова Надежда Георгиевна

Основные труды: Мир в котором я живу Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: работа в ДОУ: растим патриотов России Учимся говорить правильно Работа в ДОУ: русская матрешка, воинская слава России. Городская и сельская природа и др. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет Заповедники и музеи родного края

Интервью Фильм 1

Красильникова Лариса Владимировна

Интервью Фильм 2