Падеж имен существительных Булычева Яна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Краснозвездинская СОШ имени Г.М.Ефремова»
Магистральлазурь бандероль инвентарь кабель панцирь вуаль китель рояль озимь полынь янтарь Повторение изученного материала Запишите слова, распределяя их в два столбика (2-го и 3-го склонения). С выделенными словами составьте словосочетания гл.+ сущ. в предложном падеже.
Изучение нового материала Что нужно, чтобы правильно определить падеж существительного?
Изучение нового материала
Пользуясь образцом для рассуждений на стр. 208, определить падеж каждого существительного из пословиц: Лакомка овца к сол.., а коза к вол... Реч.. к речь.. идет. Без букваря и грамматик.. не научишься математик... От радость.. кудри вьются, а в печали.. секутся.
Письмо по памяти Прочитайте текст дважды. Зима. Обоз помещика Энгельгарда движется из Вильны в Петербург. Везут мебель и тяжелые сундуки. Заунывно скрипят полозья. Дует поземка. Бьет в лицо сухой крупчатый снег. На редких остановках люди успевают согреться и снова в путь. Идет с обозом и Тарас Шевченко. Он крепостной Энгельгарда. Он идет в худых сапогах. На полпути один сапог со всем развалился. Тогда мальчик обвязывает ногу тряпками и шагает в одном сапоге. Ю. Марголис
Письмо по памяти Озаглавьте текст. Запишите его по памяти в тетрадь. В записанном тексте над существительными укажите их род и склонение. Энгельгард, Вильна, Петербург, Тарас Шевченко.
Упр. 523, 527.
Дуплексив – случай, когда к существительному одновременно можно поставить вопрос дополнения и обстоятельства или дополнения и определения.
Запомните! У существительных 2-го и 3-го склонения в единственном числе и у всех существительных множественного числа формы именительного и винительного падежа могут совпадать. Например: пароход дал гудок. Чтобы не ошибиться в таких случаях в определении падежа, необходимо ставить два вопроса к т о? ч т о? или к о г о? ч т о?
Домашнее задание: параграф 98; упр. 525.