«Особенности школьных прозвищ» Авторы: Кадочникова Анастасия Микова Юлия Класс: 8 Научный руководитель: Трифонова М. В. учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила:Роот Анна, ученица 3 класса МКОУ «Оглухинская сош» Учитель: Рябоха Т.Г. Школьные прозвища.
Advertisements

Исследовательская работа обучающейся 7 класса МКОУ- СОШ Средняя Муя Бутаковой Даши Руководитель: учитель русского языка ЧОП Т.П.
Актуальность С привычкой награждать людей обидными прозвищами необходимо бороться. Важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться.
СКАЖИ МНЕ, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ… 5 «А» класс 5 «А» класс.
Исследовательская работа на тему «Функционирование прозвищ «Функционирование прозвищ речи школьников». речи школьников». Руководитель: Максимова Г.Е. Руководитель:
Проект « Я и моё имя » Выполнили : ученики 2 класса Руководитель : Карпекина И. В. МБОУ – Полужская ООШ имени Ф. Е. Стрельца.
Тайна имени: Историческое развитие. Цель исследования: проанализировать словарь имен обучающихся МКОУ Подгоренская СОШ, выявить в нем изменения, определить.
«Иван да Марья» «Иван да Марья». Почему ученые могут говорить о том, что современные русские имена в большинстве случаев по своему происхождению не связаны.
Исполнитель: Ельцова Анастасия, ученица 7 класса МКОУ СОШ 21 Руководитель: Зудова Ю.С., учитель русского языка и литературы.
III школьная научно- практическая конференция Тема: «Тайна имен и прозвищ» Выполнила: Немова Ирина, ученица 10А класса МОУ «СОШ 18 п. Теплоозерск» Руководитель:
Городской конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»
Прозвища как особый вид антропонимической лексики и их функционирование в школьной среде Автор работы: Ворошилов Семён, учащийся 8 класса МОУ Комсомольской.
Ономастика ФОРМЫ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН..
Выполнила: Макалова К., ученица 6 Б класса лицея 1 Руководитель: Сташевская А. А., учитель русского языка и литературы Происхождение и классификация прозвищ.
Происхождение фамилий. Значение фамилий моих одноклассников.
Исследвательская работа История русских фамилий (на материале фамилий учащихся 6 класса) Работу выполнили: Шамазова Д.,Хаметшин Р.,учащиеся 6 класса Руководитель:
МБОУ»Переборская основная общеобразовательная школа» Как зовут? Как кличут? учащийся 7 класса Домрачев Станислав
Исследовательская работа Мужские и женские имена учащихся школы 12 города Бийска Киселёва Ксения Класс 8Б Руководитель: Липина О.В. МБОУ «Средняя общеобразовательная.
МБОУ Средняя общеобразовательная школа 12 с углубленным изучением отдельных предметов г. Бийска Алтайского края Научно- исследовательская работа Происхождение.
Знаете ли вы, что означает Ваше имя? Презентация учителя истории МОУ СОШ с.Сосновоборское.
Транксрипт:

«Особенности школьных прозвищ» Авторы: Кадочникова Анастасия Микова Юлия Класс: 8 Научный руководитель: Трифонова М. В. учитель русского языка и литературы с. Зоркальцево – 2014 г.

Цель исследования: Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 5 – 11 классов, проанализировать отношение школьников к прозвищам. Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме; 2. Провести анкетирование с целью изучения особенностей и происхождения прозвищ; 3. Провести анализ прозвищ по способу образования; 4. Выяснить причины возникновения прозвищ в школьной среде. 5. Составить картотеку школьных прозвищ; 6. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Объектом работы является школьная языковая среда. Предмет: школьные прозвища Гипотеза: Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?

Что такое прозвище? В. Даль поясняет «Прозвать – дать кличку, добавочную к имени, прозвание или прозвище…Прозванья родом ведутся, а прозвище народ даёт». В словаре Ожегова слово « прозвище » обозначает название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. В энциклопедии «Русский язык»: Прозвище – дополнительное имя, которое может быть дано человеку окружающими по самым различным мотивам, чаще в связи с какой-либо его характерной чертой, сопутствующими обстоятельствами его жизни, по аналогии и т.п.

Как возникли прозвища? Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, по положению в семье, по отношению к нему родителей, а иногда - по роду его занятий. Личными именами наших предков служили различные признаки людей, их действия, а также предметы внешнего мира, названия животных: Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой, Завьял - вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец, Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш и др.

Как возникли прозвища? После крещения Руси в 988 году церковью вводятся личные имена в честь православных святых: Александр, Петр, Виктор, Марина, Татьяна, Святослав, Любовь и др. Имена эти были заимствованы из других языков: греческого, латинского, скандинавского и др. И хотя они тоже имели значение, но в русском восприятии перестали нести ту смысловую нагрузку, которую несли в исходных языках. После принятия христианства имена «дохристианские» стали даваться как прозвища за внешний вид, физические недостатки, определенные качества, по месту жительства: Карсак, Пирожок, Бублик.

Научные исследования прозвищ Попытки охарактеризовать прозвища были предприняты в конце XIX – начале XX веков. Особенный интерес к проблеме прозвищ возник в е годы ХХ века. Исследования условно можно разделить на две группы. К первой относятся работы, в которых ученые пытаются определить само понятие «прозвище»; ко второй – те, где авторы касаются истории происхождения прозвищ.

Известный ученый А. М. Селищев выделил 19 мотивов, благодаря которым могли возникнуть прозвища: 1) Обстоятельство появления нового члена семьи ( Найден); 2) Профилактические (т.е. имя как оберег), Бессон, Горе; 3) Семейные отношения (порядок и время рождения): Первой; 4) Внешний вид (физические недостатки): Беззуб; 5) Свойства ( Балуй); 6) Социальное и экономическое положение (Селянин); 7) Профессия. Занятия. Должность (Дьяк); 8) Пришельцы. Место происхождения (Несвой, Черной); 9) Церковные отношения и элементы (Аминь); 10) Насмешливые клички (Беспортошник); 11) Животные (Баран); 12) Птицы (Беркут); 13) Насекомые. Пресмыкающиеся (Блоха); 14) Рыба (Ерш, Окунь); 15) Растения (Арбуз, Береза); 16) Пища (Блин, Борщ); 17) Имена и прозвища по разным предметам (Базар, Атлас); 18) Татарские имена (Алей); 19) Имя народа (Гречанин).

Школьные прозвища Прозвища существуют и сейчас. Почему же? Мы решили узнать, какие прозвища есть у учащихся нашей школы, каковы особенности их происхождения и проанализировать отношение к прозвищам. Исследование проводилось в 5 – 11 классах МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района. Всего в исследовании приняло участие 103 человека.

Результаты анкеты Есть ли у Вас прозвище?

Результаты анкеты Какое прозвище?

Результаты анкеты Причины появления прозвища?

Результаты анкеты Как Вы к нему относитесь?

Результаты анкеты Давали ли Вы прозвища другим?

Результаты анкеты Нужны ли прозвища?

Результаты анкеты Как Вы считаете, прозвище – это А) норма Б) невоспитанность В) неуважение Г) популярность

Анализ прозвищ Анализируя сами прозвища, мы пришли к выводу, что они образованы: 1. От имен существительных, часть основы которых совпадает с частью основы личного имени: Крис (от имени Кристина), Данчик (от имени Данил), Дрюня (от имени Андрей), Серый (от имени Сергей); 2. По внешним признакам человека или обстоятельствам, сопутствующим им: а) по внешности: Суслик, Зубчик, Губа, Рыжий, Толстый, Амбал. б) по предметам или обстоятельствам, сопутствующим человеку: Тачкин, Рокер.

Анализ прозвищ 3. Прозвища, образованные от фамилий. 1)Усечение фамилий, чаще всего эти прозвища не несут дополнительной смысловой нагрузки, а образуются для экономии речевых средств: Полынников - Полынь, Киселёв - Кисель, Ромашов - Ромаш, Бондарев - Бонд. 2) Образованных с помощью суффиксов: а) уменьшительные или уменьшительно-ласкательные суффиксы: Жоров - Жорик, Колиенко - Колиенчик, Тарасевич - Тарасок, Рожков - Рожок, Овчинников - Овчиня, Емельяненко - Емеля, Кузнецов - Кузя, Кудрявцева - Кудряшка, Бокслер - Бося. б) Присоединяемая часть может быть иноязычной, так создается экзотическое звучание имени (прозвища): Казантип. 3) Прозвища, образованные путем вычленения части фамилии (иногда – отдельного слога) и созданные по созвучию: Красильников - Карась, Парфёнов - Фен, Рыжов - Ёжик. 4) Прозвища, созданные на основе имен героев фильмов: Гарри Поттер, Штирлиц, Петруха.

Анализ прозвищ 4) Прозвища, образованные путем замещения русского имени иноязычным собственным именованием: Санчес, Контра. 5) Прозвища, которые трудно классифицировать: Чита, Кацила, Тарас, Маргаритка. Все прозвища, проанализированные в данной работе, подлинные. Правописание прозвищ, в основном, соответствует правилам русской орфографии.

Заключение Прозвища создаются школьниками очень активно. Причиной возникновения прозвищ в школьном коллективе чаще всего является стремление сделать повседневную жизнь более яркой. В результате исследования нам удалось выявить, что самой многочисленной группой прозвищ являются от фамильные прозвища. Создание и употребление прозвищ в речи школьников – это эффективный прием языковой игры, где применяются разнообразные приемы словотворчества, приводящие к самым неожиданным результатам. Проанализировав школьные прозвища, выяснив причину их появления, мы советуем ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться при необходимости к советам психолога.

Список использованной литературы 1. Валеев Г.К. Новые книги по ономастике. – 1989 г. 2. Веселовский, С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии / С. Б. Веселовский. – М., Гридина Т.А. Имена собственные как база языковой игры. – РЯШ, 1996, Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. – М.: Рус.яз., – Т с; Т с; Т с; Т Данилина, Е. Ф. Прозвища в современном русском языке / Е. Ф. Данилина // Восточнославянская ономастика: Исследования и материалы. М., Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Институт Русского языка имени В. В. Виноградова. – 4-е изд. Дополненное. М.: Азбуковник. – Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М., Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии, М.: Наука, Ушаков Н.Н. Прозвища и личные неофициальные имена (к вопросу о границах прозвища. // В сб. Имя нарицательное и собственное. – М., Чичагов В.К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий (Вопросы русской исторической ономастики XV-XVII ВВ.). – М., 1959.

Спасибо за внимание!