«Методы и приёмы формирования нравственных представлений у младших школьников в образовательном процессе» «Методы и приёмы формирования нравственных представлений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
Advertisements

Управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе Автор презентации: Смольякова Валентина Ивановна.
Основы проблемного обучения в начальной школе. Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность проблемного обучения в начальной.
«Формы взаимодействия ДОУ, семьи и школы в формировании «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы» Опытно – экспериментальная программа.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе Разработала: Аббасова О.И. учитель начальных классов.
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа – это форма учебной работы, которая способствует углублённому усвоению лекционного.
Народные сказки как средство нравственного воспитания младших школьников Выполнила: Медведева Людмила Ивановна.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
В Ы П У С К Н А Я К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О ТА на тему: «Формирование гуманных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста в условиях.
Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Типологический анализ младших школьников как субъектов учебной деятельности Выполнил: Шипило С.Е. Научный руководитель: Буракова Н.К.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Система интегрированных процедур в образовательном процессе, включающая многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов,
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Эмоциональное развитие ребёнка в ходе восприятия и переживания сказки МОУ Лицей 1 г. Волгореченск Работу выполнили: Гаранина Наталья Королёва Наталья Научный.
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Транксрипт:

«Методы и приёмы формирования нравственных представлений у младших школьников в образовательном процессе» «Методы и приёмы формирования нравственных представлений у младших школьников в образовательном процессе» Исполнитель: Ветошкина Е.В. Научный руководитель: Коротаева Е.В. Выпускная квалификационная работа на тему:

Анализ научной литературы позволил выявить неизученные аспекты данной проблемы и сформулировать противоречия: - между необходимостью сформированности нравственных представлений у младших школьников и недостаточной обоснованностью методов и приемов, способствующих усвоению представлений о нравственных категориях; -между психологическими предпосылками младшего школьного возраста в процессе формирования нравственных представлений и недостаточной активизацией мышления самих детей, актуализацией жизненного опыта, развития эмпатии, сочувствия как главного условия нравственного поведения.

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методов формирования нравственных представлений в учебно- воспитательном процессе. Объект исследования – процесс формирования нравственных представлений. Предмет исследования – методы и приемы формирования нравственных представлений у учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе.

Мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственных представлений будет происходить если: Будут использоваться различные методы и приемы формирования нравственных представлений, органически включенные в образовательный процесс; Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности; Будут учтены возрастные, психологические и индивидуальные особенности младших школьников;

Формирование нравственных представлений - это процесс качественного преобразования, под которым понимается создание образа продуктивного воображения, наглядно- образного знания о моральных нормах, принципах, присущих данному обществу. Кризисная ситуация в современном обществе требует пристального внимания образования к процессу формирования нравственных представлений младших школьников. Формирование нравственных представлений происходит наиболее эффективно в младшем школьном возрасте. Оно происходит во всех сферах воспитательного пространства школы и должно основываться на принципах равнопартнерства, в условиях свободного диалога в классном коллективе.

ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Цель опытно-поисковой работы заключается в изучении и формировании нравственных представлений учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе. Работа состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Целью констатирующего этапа является выявление актуального уровня сформированнности нравственных представлений младших школьников. Задачи: разработать критерии определения уровня сформированности нравственных представлений; выбрать методики, соответствующие критериям; исследовать учащихся начальных классов с помощью выбранных методик; проанализировать полученные данные. Цель формирующего этапа состоит в проверке поставленной гипотезы. Задачи: определить методы формирования нравственных представлений и внедрить их на практике; провести анализ полученных результатов исследования. Цель контрольного этапа – проверить эффективность отобранных методов и приемов формирования нравственных представлений у младших школьников путем сравнения диагностических результатов констатирующего и контрольного этапа Задачи: повторно исследовать учащихся начальных классов с помощью выбранных методик; проанализировать полученные данные.

АНКЕТА. Выявление отношения к людям 1. С кем ты здороваешься в школе? (учителями, незнакомыми людьми) 2. Попросишь ли ты прощения у своего одноклассника, если нечаянно его толкнешь? -да, -нет, - не знаю 3. Учительница просит, чтобы кто-нибудь намочил тряпку для вытирания доски. Откликнешься ли ты на просьбу, если сегодня не твое дежурство ? - да, - нет, - не знаю 4. Следишь ли ты за чистотой и порядком в своих вещах ? (учебники, тетради, одежда) - да, -нет, -не всегда 5. Ты едешь в трамвае очень уставший. Как ты считаешь, нужно ли уступить место бабушке, если она не просит ? - да, -нет, -не знаю 6. Здороваешься ли ты с знакомыми людьми (соседями, друзьями) ? - всегда, - нет, - не всегда Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку - да, - нет, - не знаю. - да, - нет, - не знаю. «Методика Дермановой И.Б.»

Методы и приемы формирования нравственных представлений Классифи кация Типы методов Виды Приемы По источник у передачи и восприят ия нравствен ных представл ений Методы стимулир ования интереса к нравствен ным представл ениям Словесн ые Этическая беседа рассказ, содержащий нравственную проблему, объяснение, разъяснение нравственной ситуации Диспут на тему «нужно ли быть вежливым», прием сократической беседы; прием диалектического анализа; вопросы, связанные с выяснением сущности понятия «вежливость», рассказ о каком- нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к теме «вежливость и доброжелательность»; случай из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы; содержательное высказывание или афоризм, чтобы подчеркнуть значение вежливости. Наглядн ые Иллюстрация, изображение ситуации, требующей нравственного анализа и оценки Прием пиктограмм, рисование вежливого человека, анализ иллюстраций к стихотворениям А. Барто «Медвежонок-невежда», «Любочка», анализ иллюстраций к методике «Беседа по сюжетным картинкам» Практич еские Упражнение, направленное на практическое применение полученных нравственных представлений: сочинение, изложение, опрос, размышления на этическую тему Создание эмоционально-нравственных воспитательных ситуаций; инсценировка жизненных ситуаций, требующих вежливого поведения, прием «гиперболизации», походы в театр, на выставку и т.д. Познава тельные и организа ционно- деятельн остные игры С целью получения положительной эмоции по отношению к деятельности; наличия познавательной стороны этой эмоции; наличия непосредственного мотива нравственного поведения, идущего от самой деятельности. Игра «глаза в глаза», сюжетно-ролевые игры, "Волшебные камешки", "Ласковые дети", "Ладошки", "Назови себя", "Волшебный стул", "Цветовое настроение", "Угадай кто я", "Зоопарк", "Скульптор", "Подари цветок", "Большой разговор", игра интонациями; Пример Положительный и отрицательный пример Анализ поведения учителя, родителей, героев художественных произведений, известных людей, фильмов («Ералаш»)

Результаты исследования уровней сформированности нравственных представлений младших школьников в начале и конце исследовательской работы Уро вен ь Крите рий Характеристика Исследуем ые ЭГ (%) Исследуем ые КГ(%) Выс оки й эмоци ональ ный Исследуемый проявляет интерес к нравственной проблеме, вопросу; эмоционально отзывчив, проявляет адекватные ситуации эмоции знания Обладает свойственными данному возрасту представлениями о категории вежливости поведе нчески й Поведение не расходится со знанием Сре дни й эмоци ональ ный Обсуждаемые нравственные проблемы, вопросы периодически вызывают у исследуемых эмоциональную реакцию знания Имеет допустимые для младшего школьного возраста представления о вежливости, доброжелательности (содержат небольшие неточности) поведе нчески й Обладает неустойчивой позицией по отношению к поступкам; поведение нередко зависит от авторитетного лица Низ кий эмоци ональ ный Обсуждение нравственных тем не вызывает у испытуемых положительного эмоционального отклика, проявляют равнодушие к обсуждаемым нравственным проблемам; знания Представления о вежливости, доброжелательности ошибочны; поведе нчески й Собственные суждения о нравственных поступках высказываются крайне редко, преобладает отрицательное поведение или поведение не соответствует знаниям

Уровни сформированности нравственных представлений детей контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования (в %) группа низкий уровень средний уровень высокий уровень КГ23,320,043,350,033,330,0 ЭГ23,310,046,746,673043,33

Процесс формирования нравственных представлений у учащихся начальных классов будет эффективным если:Процесс формирования нравственных представлений у учащихся начальных классов будет эффективным если: будут использоваться различные методы и приемы, способствующие формированию целостной картины мира, развитию рефлексии, эмпатии и умения сочувствовать (этическая беседа, рассказ, содержащий нравственную проблему, объяснение, разъяснение нравственной ситуации, изображение ситуации, требующей нравственного анализа и оценки, упражнение, направленное на практическое применение полученных нравственных представлений: сочинение, изложение, опрос, размышления на этическую тему и т.д.);будут использоваться различные методы и приемы, способствующие формированию целостной картины мира, развитию рефлексии, эмпатии и умения сочувствовать (этическая беседа, рассказ, содержащий нравственную проблему, объяснение, разъяснение нравственной ситуации, изображение ситуации, требующей нравственного анализа и оценки, упражнение, направленное на практическое применение полученных нравственных представлений: сочинение, изложение, опрос, размышления на этическую тему и т.д.); учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности; будут учтены возрастные, психологические и индивидуальные особенности младшихбудут учтены возрастные, психологические и индивидуальные особенности младших школьников. школьников.

Рисунки детей «Добрые и недобрые дела и поступки» «Волшебные слова» «Ты и твои друзья» « Добро »

Благодарю за внимание!