МОУ СИБИРСКИЙ ЛИЦЕЙ г.ТОМСКА ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ «ДЕБАТЫ» (2004-2009) Инновационный молодежный проект.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гражданское образование в России на современном этапе.
Advertisements

Гражданское образование в России на современном этапе Департамент общего образования Томской области Областное государственное учреждение «Региональный.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Козель В.Н.. «Сегодня важнейшим условием реализации Стратегии ГМП и государственных программ является образовательный потенциал специалиста, занятого.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Д.А.Медведев: "Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система.
«Развитие воспитательной компоненты в МБОУ «СОШ 2» на годы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Методическое объединение математики и информатики.
ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ создано в 2010 году на II Международном конгрессе учителей физической культуры.
Гражданское образование Петрозаводск, Основные понятия: гражданское образование гражданское образование гражданин гражданин гражданственность гражданственность.
Формирование социально-активной личности российского студента – гражданина, патриота Проректор по УВР ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей учащихся к продуктивной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению.
Модель Гражданско-патриотического воспитания МОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)
Free Powerpoint Templates Page 1 Free Powerpoint Templates НЕДЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НОЯБРЬ 2012.
Перспективы развития проекта «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области» на годы. Томск 2015 Августовская.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ВЛАДИМИРА « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 25» Шахова Елена Владимировна учитель истории и обществознания.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга Проект опытно-экспериментальной.
Первая университетская гимназия им. академика В.В.Сороки г. Великий Новгород 2012 г.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
Транксрипт:

МОУ СИБИРСКИЙ ЛИЦЕЙ г.ТОМСКА ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ «ДЕБАТЫ» ( ) Инновационный молодежный проект ТАУКИН ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ, преподаватель истории и обществознания

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это - целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения. Весьма тревожным обстоятельством является наличие отрицательных корреляций между социальной и информационной развитостью школьника. «Исключительные» дети, которые с удовольствием читают, хорошо учатся в школе, проявляют высокую креативную активность, как правило, социально абсолютно беспомощны: Они могут существовать в современном мире только в искусственной среде, созданной родителями. Понятно, что рано или поздно эта среда разрушается обычно с катастрофическими для личности последствиями. Актуализация педагогической технологии «дебаты» обусловлена необходимостью овладеть умением вести дебаты в жизни. Это умение поможет в развитии критического мышления, научит смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию и убеждать. Самое главное - научит общаться. Чтобы многого добиться человеку в нашем мире, необходимо уметь представлять свою точку зрения и парировать аргументы оппонентов. Как граждане демократического государства, обучаясь дебатам, вы развиваете способность понимать события и отстаивать свою точку зрения, тем самым способствуя формированию гражданского общества.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - Разработка и апробация педагогических условий формирования активной гражданской позиции через педагогическую технологию «дебаты». ЗАДАЧИ: ЗАДАЧИ: 1) Развитие мыслительной деятельности. Развитие интеллекта учащихся, понимая под таковым способность к обработке нестандартных (для ученика) и больших массивов информации; Развитие интеллекта учащихся, понимая под таковым способность к обработке нестандартных (для ученика) и больших массивов информации; Развитие аналитического мышления, понимая под таковым способность к осмыслению фактов и артикуляции выводов по ним; Развитие аналитического мышления, понимая под таковым способность к осмыслению фактов и артикуляции выводов по ним; Развитие неординарности мышления, понимая под таковым способность делать выводы на основе несвязанных, либо слабо связанных фактов (с опорой на интуицию); Развитие неординарности мышления, понимая под таковым способность делать выводы на основе несвязанных, либо слабо связанных фактов (с опорой на интуицию); 2). Воспитание в учащихся следующих личностных качеств: Нравственность; Нравственность; Эмпатия; Эмпатия; Уважение к оппонентам; Уважение к оппонентам; Коммуникабельность; Коммуникабельность; Вежливость и соблюдение этикета; Вежливость и соблюдение этикета; Эрудиция; Эрудиция; 3) Формирование умений: Умение организовать свою деятельность, без ущерба для учебы и отдыха; Умение организовать свою деятельность, без ущерба для учебы и отдыха; Умение сосредотачиваться на одном, наиболее важном в данный момент, деле; Умение сосредотачиваться на одном, наиболее важном в данный момент, деле; Умение оценивать чужое мнение, анализировать его, делать выводы по нему и выбирать наиболее значимую для себя информацию; Умение оценивать чужое мнение, анализировать его, делать выводы по нему и выбирать наиболее значимую для себя информацию; Умение толерантно относиться к чужому мнению и при необходимости признавать собственную ошибочную позицию; Умение толерантно относиться к чужому мнению и при необходимости признавать собственную ошибочную позицию; Умение аргументированно отстаивать свою позицию в дискуссиях, невзирая на авторитетность оппонента. Умение аргументированно отстаивать свою позицию в дискуссиях, невзирая на авторитетность оппонента. 4) Обучение следующим навыкам: Работа с разнообразными источниками информации (например – литература, Интернет, СМИ и др.); Работа с разнообразными источниками информации (например – литература, Интернет, СМИ и др.); Оформления исследовательских работ в соответствии с предъявляемыми требованиями; Оформления исследовательских работ в соответствии с предъявляемыми требованиями; Подготовка презентации, доклада и навык оппонирования. Подготовка презентации, доклада и навык оппонирования.

РАЗРАБОТАННОСТЬ ТЕМЫ 1. При разработке проекта изучены документы, определяющие государственный заказ на формирование гражданской компетенции: Федеральная программа развития образования (2000 г.); Концепция модернизации российского образования до 2010 года (2002 г.); Проект «Государственная программа «Гражданское образование в Российской Федерации на годы» (разработан по инициативе Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и общественных объединений в соответствии с Конституцией и законодательством РФ в сфере образования, а также с учетом рекомендаций международных организаций в данной области); Информационно-методическое письмо от г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» Информационно-методическое письмо Министерства образования РФ от /13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» Минимальный социальный стандарт РФ, минимальный объем социальных услуг по воспитанию в МОУ (Приложение к письму Минобразования России от 15 декабря 2002 г ) Концепции развития воспитания в Томской области (ТОИПКРО, проект на основании выполнения приказа управления образования Администрации Томской области 24 от 17 января 2003 г. 2. Изучена деятельность центров гражданского образования, ассоциаций, объединений: Центр гражданского образования на базе АПК и ПРО (дир. Т.Болотина), Москва, Головинское шоссе, 8, кор.2; Научно-внедренческий центр «Гражданин» (дир. Я. В.Соколов); Самарский региональный центр гражданского образования (дир. В.Пахомов); Центр «Гражданин XXI века», Санкт-Петербург (дир. Н.Элиасберг); Международный центр образовательных инноваций, Санкт-Петербург (дир. Н.Гороховатская); Центр гражданского образования, Псков (дир. М.Жихаревич); Ростовский центр гражданского образования (дир. М.Ковынева); лаборатория гражданского образования на базе Калужского института повышения квалификации учителей (дир. О.Борисова); Межрегиональная ассоциация учителей «За гражданское образование» (през. П.Положевец); Детское объединение «Живой ветер», Москва (дир. Е.Семенченко);

3. Публикационным методом выявлены регионы, в которых гражданское образование включено в региональный компонент: г. Калуга, г. Новоуральск Свердловской обл., г. Санкт-Петербург, г. Псков, Ульяновская обл., г. Раменское Московской области, г. Волгоград, г. Тверь, г. Орел, Самарская обл., Брянская обл., Пензенская обл., Челябинская обл. 4. Исследован, обобщен и принят к реализации опыт включения обучающихся в социальные проекты: Клуб дебатов Сибирского лицея участвует в реализации проекта «Противодействие коррупции через образование» (2003 г., автор Котиков О.А., ст.н.с. Центра воспитания и гражданского образования ТОИПКРО). С 2006 г. лицейский проект является партнером Молодежного клуба «Логос» (руководитель Калашникова Т.В., методист Центра воспитания и гражданского образования ТОИПКРО), который реализует программу «Технология дебаты в образовательном пространстве Томска и Томской области» (2007 г., авторы: Котиков О.А., ст.н.с. и Калашникова Т.В., методист, Центр воспитания и гражданского образования ТОИПКРО).Организации-партнеры: Комиссия по борьбе с коррупцией при областной администрации (зам.председателя Селиванов А.Ф.) Государственная Дума Томской области Государственная Дума г. Томска Совет ректоров ВУЗов г. Томска Департамент образования Администрации Томской области Департамент образования Администрации г. Томска ТОИПКРО, Центр воспитания и гражданского образования (ст.н.с. Котиков О.А.) Молодежный клуб дебатов «Логос» (Калашникова Т.В.) Клуб дебатов ТГУ Клуб дебатов ТЭЮИ Движение социально-активных школ Томской области Детско-юношеский парламент ДТЮ ТРОО «Оберег» (Котиков О.А.) Школы г. Томска - 36, 28, «Пеленг», Зональненская средняя школа. Программа проекта включает в себя проведение в соревновательной форме дебатов, конкурса совместных исследовательских проектов, реализация социальных проектов, учебные семинары по вопросам гражданского общества, участие в научных конференциях.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: Несомненным результатом реализации проекта является участие в проведении единой государственной политики в области гражданского образования в РФ и участие в создании системы непрерывного гражданского образования всех возрастных групп населения России, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у людей определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, ответственности на основе разработанной нормативной базы. Необходимо закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п. Конечным результатом реализации должно стать обеспечение формирования гражданственности общими усилиями российского общества и государства, полного и всестороннего развития человеческой личности, ее социализации, воспитания людей в духе демократических ценностей, выработки и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формирования высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека у населения страны. И как следствие этого - устойчивое развитие Российской Федерации, формирование гражданского общества и укрепление демократического правового государства.

1. Муниципальный уровень: - проведение методических семинаров для зам. директоров по воспитательной работе и школьных психологов - «Совершенствование педагогического мастерства – важнейший аспект деятельности педагога» (2004 г.), «Современные педагогические технологии в образовательной системе Сибирского лицея» (2005 г.), «Современные концепции воспитания и формирование базовой культуры личности будущего специалиста» (2006 г.) - участие в ежегодных городских научно-практических конференциях «Сибирские Афины: вчера, сегодня, завтра» (2004 – 2006 гг.), «Молодежь. Карьера. Успех» ( ), «Юные дарования - Томску» ( ), «Традиции и инновации в развитии правового и гражданского образования школьников» (2006 г.). 2. Региональный уровень - участие в течение года в мероприятиях губернаторской программы «В будущее без коррупции» (учебные семинары, тренинги, изучение технологии дебаты, участие в телевизионных дебатах); - участие в межшкольных и межвузовских дебатах «Противодействие коррупции через образование»; - участие в Международных Антикоррупционных неделях; РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

3. Федеральный уровень - участие во Всероссийских конференциях «Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции» (2005 г.) и «Современные технологии образования и их использование в ВУЗе и профильной школе» (2006 г.), «Наука и образование» ( гг.) проводимых в ТГПУ; - участие в IV Всероссийском молодежном онлайновом форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности» (2005 г.); - участие в V Всероссийском молодежном онлайновом форуме «По проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности» (2006); - участие во II Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке»; - участие в семинаре «Активные и интерактивные методы преподавания в гражданском образовании», проводимом Фондом «Сивитас», ФАПКППРО и ЦВиГО ТОИПКРО (2007 г.). 4. Международный уровень - участие в конкурсе «Международная выставка образовательных технологий УЧСИБ- 2007». (Малая Золотая медаль) (2007 г.). - методические и информационные разработки участников проекта входят в состав базы данных на компакт-дисках «Программа партнерство в противодействие коррупции» и «Программа партнерство в противодействие коррупции в регионах России» (2006 г.). - по методике образовательной технологии «дебаты» снят учебный фильм с участием обучающихся Сибирского лицея (2006 г.). - активное участие принято в подготовке методических пособий «Формирование активной гражданской позиции» и «Формирование программы «Противодействие коррупции через образование». Описание практики методом кейс-стади» ( гг.).

Сведения об авторе Таукин Вячеслав Петрович 31 мая 1974 г. с 1996 г. работает в МОУ Сибирский лицей г. Томска Учитель истории и обществознания, высшая категория ЕФ ТГПУ (1996 г.), специальность «Учитель истории и географии» ТФ СибАГС (2006 г.) (с отличием) специальность «Государственное и муниципальное управление», тема диплома «Управление Центром планирования карьеры в системе полного среднего образования». Аспирант при кафедре социальной педагогики ТГПУ 17 публикаций в сборниках научных конференций лауреат премии ПНП «Образование» года