РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Научный сотрудник лаборатории обеспечения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выпускник начальной школы класс класс 9 класс класс 1. Умение выполнять Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.
Advertisements

Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Работа с информацией. Актуальность: В результате изучения вех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
РМО учителей технологии. Возрастающая доступность информационных ресурсов – характерная особенность постиндустриального общества. Но существуют некоторые.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Тема: « Требования ООП НОО к предметным и метапредметным результатам обучения чтению научно - популярных текстов в начальной школе ».
Технология исследовательской деятельности в практике обучения слепых и слабовидящих детей по ФГОС второго поколения ГБС(К)ОУ школа-интернат 1 им. К.К.Грота.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Диагностика познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт Планирование и организация процесса формирования познавательных универсальных учебных действий Научный.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Смысловое чтение как основа современного эффективного обучения. Автор: Овчинникова Татьяна Николаевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 5 с.Николо-Павловское.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Щурова Ирина Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ 3» г. Сорочинск
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
Транксрипт:

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Научный сотрудник лаборатории обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Л. П. Никитина

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» Чтение – универсальный способ получения информации из любого вербального (словесного) источника. Возможность применять и совершенствовать универсальное действие чтения есть на любом предмете и внеурочном занятии. При проектировании рабочей программы по учебному предмету (курсу) важно продумать способы реализации междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом» и отразить их в тематическом планировании в графе «Характеристика видов деятельности обучающихся».

Работа с информацией в междисциплинарной программе структурирована по четырем разделам: Раздел первый: «Получение, поиск и фиксация информации». Раздел второй: «Понимание и преобразование информации». Раздел третий: «Применение и представление информации». Раздел четвертый: «Оценка достоверности получаемой информации»

Раздел междисциплина рной программы Содержание раздела Получение, поиск и фиксация информации Поиск информации в разных информационных источниках: тексты разных жанров и типов, аудиозаписи, рисунки, таблицы, диаграммы, схемы, словари, справочники, библиографические списки, адресная и телефонная книги Понимание и преобразован ие информации Выявление информации текста: фактов, числовых данных, зависимостей, основных событий, причин и следствий. Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию). Обобщение и систематизация информации. Преобразование информации: из сплошного текста в таблицу, дополнение таблицы информацией из текста. Преобразование информации рисунка в текстовую задачу, в схему, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Иллюстрирование текста.

Раздел междисциплин арной программы Содержание раздела Применение и представление информации Обмен информацией при обсуждениях. Создание собственных информационных продуктов: сообщения, небольшие сочинения, графические работы; небольшое монологические высказывания по предложенной теме, заданному вопросу; простейшей инструкции из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги) Описание по алгоритму объекта наблюдения. составлять Оценка достоверности получаемой информации Проверка достоверности имеющейся информации, обнаружение неточностей, пробелов в информации. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации.

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ «ПНШ» Тексты и материалы учебников и тетрадей на печатной основе (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы). Фрагменты словарей. Репродукции картин. Хрестоматии. Наглядные демонстрационные и раздаточные материалы. Электронные образовательные ресурсы. Ссылки на дополнительные источники.

Виды текстов учебника По стилю: художественные, научно-популярные. По типу: тексты-объяснения, тексты-рассуждения, тексты-описания (в том числе опытов), тексты-инструкции, тексты заданий и вопросов учебника, тексты проверочных заданий (в том числе и тестового характера), тексты-предупреждения, тексты-образцы докладов и сообщений обучающихся, тексты определений, правил, сведений, тексты для дополнительного чтения

Особенности работы с текстом на разных уроках (поиск информации на странице, в тексте, в книге и цитирование нужных фрагментов)

На основе разбора текста-рассуждения легко сформулировать инструкцию по выявлению родственных слов: 1. Найди общую часть слов (корень). 2.Объясни, смысл слова, значение корня в этих словах.

Чтение объяснения учебника помогает выяснить причину языковых явлений

Система вопросов и заданий учебника помогает лучше понять информацию текста

Текст учебника должен быть проработан на уроке: прочитан, проанализирован, информация по возможности обработана, оценена и обобщена.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОКАХ o Анализ заголовка текста, формулировка вопросов по теме текста, предположения о содержании текста; o деление текста на смысловые части, составление плана; o установление последовательности мыслей, поступков, явлений, характеристика героев, объектов и явлений, прогнозирование хода развития явления или процесса, выявление причинно- следственных связей; o определение главной мысли текста, формулирование собственного мнения о прочитанном; o ответы на вопросы к тексту, цитирование, формулировка вопросов по прочитанному; o сравнение текстов; o дополнение информации текста информацией справочников, энциклопедий, карт, схем; o представление полученной информации в виде таблицы, схемы, рисунка, перечня вопросов.

Инструментарий для поиска и обработки информации

Задания рабочих тетрадей позволяют лучше понять информацию текста учебника, обработать (сжать, дополнить, сгруппировать, …) и оценить информацию.

Обработка и применение информации Пользуясь схемой, составь характеристику одного из видов облаков по плану: 1.Название. 2. Какую форму имеют. 3. На какой высоте образуются. 4. Из чего состоят.

ОБРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Название озера Форма озера Глубина озера Особенности воды в озере Все ли графы таблицы можно заполнить на основе текста учебника? Какие ещё источники информации необходимы для заполнения таблицы? Можно ли дополнить таблицу сведениями об озёрах Вологодской области? Работа в группах

Возможные формы представления информации: Книжка-малышка, сборник, альбом, газета, рекламный листок, слайд-шоу, выставка фотографий, мультфильм, видеофильм, буклет, схема, карта, макет, рисунок, мультимедийная презентация, аппликация, поделка, план местности, устное сообщение, рекомендательный список литературы, библиографический список, перечень вопросов, набор заданий, составленных детьми для обобщающего урока, для самостоятельной работы в парах …

Поиск информации в тексте, структурирование, обработка, представление в нужном виде, оценка и применение для решения учебно- практических задач позволяют детям справляться с проверочными заданиями тестового характера и комплексными проверочными работами.

ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТА ИЗ УЧЕБНИКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Найди в тексте ответ на вопрос: «Что такое вода?» Выпиши (подчеркни) определение воды. Запиши свойства воды в схему: Заполни таблицу: В чём значение воды для жизни на Земле? Свойства воды Состояние воды Характеристика состояния

СИСТЕМА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ИМЕЕТ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» Раздел первый: «Получение, поиск и фиксация информации». Раздел второй: «Понимание и преобразование информации». Раздел третий: «Применение и представление информации». Раздел четвертый: «Оценка достоверности получаемой информации»