М.П. Зиновьева, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского Способы реализации междисциплинарной программы « Чтение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Advertisements

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Научный сотрудник лаборатории обеспечения.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Тема: « Требования ООП НОО к предметным и метапредметным результатам обучения чтению научно - популярных текстов в начальной школе ».
Смысловое чтение как основа современного эффективного обучения. Автор: Овчинникова Татьяна Николаевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 5 с.Николо-Павловское.
Выпускник начальной школы класс класс 9 класс класс 1. Умение выполнять Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Ищенко А.М., учитель нем.яз., МОБУ СОШ 6. ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФОМРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СПЛОШНОГО.
Оценка метапредметных результатов в начальной школе Выполнили : Соколова Л.Г. Козлова Е.В. Гусева Т.Л.
Транксрипт:

М.П. Зиновьева, канд. пед. наук, доцент кафедры методологии образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского Способы реализации междисциплинарной программы « Чтение : работа с информацией » ( Чтение. Работа с текстом ( метапредметные результаты )

Нормативные документы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Примерная основная образовательная программа начального общего образования Планируемые результаты начального общего образования Примерные программы начального общего образования

Примерная основная образовательная программа начального общего образования и планируемые результаты начального общего образования В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты ( таблицы, схемы, диаграммы, тексты ) и создавать свои собственные ( сообщения, небольшие сочинения, графические работы ). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно - следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Познавательные общеучебные универсальные действия: - поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ; - структурирование информации ; - оценка достоверности информации ; - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров ; - определение основной и второстепенной информации ; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей ; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Работу с информацией в Стандарте предложено структурировать по четырем разделам: Раздел первый: «Получение, поиск и фиксация информации». Раздел второй: «Понимание и преобразование информации». Раздел третий: «Применение и представление информации». Раздел четвертый: «Оценка достоверности получаемой информации».

Планируемые результаты начального общего образования Раздел « Получение, поиск и фиксация информации » ( базовый уровень ) – работа с источниками информации Выпускник научится : воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений ( бытового характера, художественные и информационные тексты ); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации ; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое ; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения ; работать с информацией, представленной в разных форматах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема ); ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках ; составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.

Планируемые результаты начального общего образования Раздел « Понимание и преобразование информации » ( базовый уровень ) Выпускник научится : определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст ; находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде : числовые данные, отношения ( например, математические ) и зависимости ; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность ; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам ( возрастанию и убыванию ); понимать информацию, представленную в неявном виде : например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию ; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.; интерпретировать и обобщать информацию : интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения ; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста ; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы ; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста ; преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу ( дополнять таблицу информацией из текста ); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу ; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст ; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста ; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Планируемые результаты начального общего образования Раздел « Применение и представление информации » ( базовый уровень ) Выпускник научится : передавать собеседнику / партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного ; использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте ; составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу ; описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два - три существенных признака ; по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.; группировать, систематизировать объекты, выделяя один - два признака ; определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух - трех шагов ( на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги ).

Планируемые результаты начального общего образования Раздел « Оценка достоверности получаемой информации » Выпускник научится : ( базовый уровень ) на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов ; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Виды информации По способу получения информацию делят на зрительную ( визуальную ) звуковую ( аудиальную ) обонятельную вкусовую тактильную

Виды информации По форме представления различают информацию текстовую числовую графическую звуковую видеоинформацию мультимедийную ( комбинированную )

Источники информации ( по происхождению ) Естественные ( природа ) Созданные человеком ( Текстовые носители Графические модели ( схемы, таблицы, графики, графы ) Числовые ряды, закономерности Аудио - и видеоряды Интернет )

Средства получения информации Наблюдение Чтение Рассматривание Слушание Манипуляции с объектами Общение Разбор объекта на части

Найди информацию – пойми (осознай)- измени - сохрани Действие с информационными объектами (Т. Е. Соколова) происходит по следующей схеме: Этапы информационно-учебной деятельности: этап принятия учебной задачи этап поиска информации этап обработки информации этап хранения информации

Возможности работы с текстом на уроках литературного чтения и русского языка Получение информации : Осмысленное чтение, деление текста на смысловые части, установление последовательности событий, определение темы и жанра произведения, работа с заглавием, составление плана, характеристика героев, прогнозирование, определение главной мысли и позиции автора, формулирование собственного мнения о прочитанном. Ответы на вопросы к тексту, цитирование, формулировка вопросов по прочитанному. Сравнение текстов, интеграция информации из нескольких источников.

Обработка информации:

Научный текст Художественный текст Автор - ученый Автор – писатель Использует термины (точные научные слова) Использует художественные красивые выражения По тексту нельзя догадаться о мыслях, настроении, характере автора. За текстом видна личность автора, его чувства мысли, переживания. Цель – дать точные сведения о…Цель – создать картину и художественные образы. План сравнения

Народная сказка Авторская сказка Особенности композиции (присказка, зачин, концовка) Всегда присутствует, имеет варианты. По замыслу автора, роль эпизодов и сцен. Проблема Общечеловеческая, значимая для всех. Может быть узкой, важной для конкретного времени автора. Идея Нравоучение, народная мудрость. Авторская позиция, его отношение к поставленной проблеме. Герои Четко делятся на положительных и отрицательных. Характер героев противоречивый, поступки неоднозначны. Сказочные приемы Обязательные в рамках жанра.Авторское решение на их присутствие. Язык Отражает народную речь.Является авторским средством придания произведению сказочной формы.

Задание : Пользуясь словарями, соотнеси древнерусское название и современное. Докажи свою точку зрения. Терем Забор Хоромы Приёмная Гридница Дворец Княжеский двор Комнаты Частокол Шкафы Лавки Диваны Сундуки Площадь

Выбери правильное толкование слова УТЁС: УТЁС – это необработанная древесина УТЁС – это высокая скала УТЁС – это водоплавающее животное

1 2 34

Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Задание: О каких природных явлениях говорится в тексте? Дополните схему, пользуясь текстом.

Задание: прочитайте два текста, оцените, в каком тексте информация о звездном небе устаревшая, а в каком современная. - Что было верным в представлении древних и в чём они ошибались? Звезды – огромные раскаленные газовые шары, излучающие свет. Одни ярко блестят, другие мерцают, третьи едва заметны. Цвет одних – голубоватый, других жёлтый, третьи имеют красноватый оттенок. Цвет звезд зависит от их температуры. Звезды белого и голубого цвета – самые горячие, жёлтые и красные – «холоднее». Многие звезды больше Солнца. Но они кажутся маленькими светящимися точками, потому что находятся очень далеко от Земли. Земля – это огромный диск, на который опирается небесный свод, как большой купол, а небо со всеми его звездами медленно вращается над Землей. За небесным куполом горит огромное пламя. Звезды – это дырочки в твердом небосводе, через которые свет от пламени попадает на Землю.

Задание: пользуясь учебником с.82-89, оцените высказывания и поставьте «+», если высказывание верно и «-», если не согласны с ним. Аргументируйте свой ответ. -Луна, как и Солнце, является источником света и тепла. -Луна, как и Земля, вращается вокруг своей оси. -Луна вращается быстрее, чем Земля. -Луна почти в четыре раза меньше Земли. - Ни на Луне, ни на Солнце нет жизни. Умение сравнивать информацию, оценивать её

Задание : Пользуясь материалом учебника и урока, оцени достижения Ивана Грозного как положительные или отрицательные, сделай вывод о его вкладе в историю России. Первый русский царь Расширил и укрепил границы государства Ввёл опричнину Напечатана первая книга Казнил много людей Разорён город Новгород

Дополнение информации, её структурирование; заполнение таблиц; коррекция схем, моделей; План понимания прочитанного: 1. Прочитай текст. 2. Представь картину, описанную автором. 3. Выяснить значение непонятных слов. 4. Какие вопросы к тексту, к автору возникли? 5. Попытайся на них ответить. 6. Предугадай дальнейшее развитие событий. Оценка информации: Нахождение верного или неверного ответа; Формулировка своего мнения; Написание аннотации, отзыва;

Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание ? По каким критериям можно оценить выполнение задания ? Из данных слов выпиши имена существительные 1 склонения с безударным проверяемым гласным в корне слова, запиши проверочные слова. План выполнения задания: 1) Если нужно, найти в учебнике определение имени существительного; 2)найти в тексте имена существительные; 3) если нужно, найти в учебнике информацию о склонении существительных; 4) определить склонение существительных и выбрать сущ. 1 скл.; 5) в сущ. 1 скл. поставить ударение, подчеркнуть безударный гласный; 6) выписать сущ. 1 скл. С проверяемым безударным гласным, записать проверочные слова. Критерии проверки: Отличать существительные от других частей речи. Находить существительные 1 склонения. Находить безударный гласный в корне слова. Уметь проверять безударный гласный.

Примеры заданий, направленных на формирование информационных умений Найти в тексте подтверждающую информацию Найти в тексте скрытую информацию ( причинно - следственного или оценочного характера ; обнаружить авторскую позицию ) Сделай выводы на основе наблюдения Занеси данные наблюдения в таблицу Исправь схему Дополни модель после прочтения текста Сравни точность информации на тему « Круговорот воды в природе » в художественном и научно - популярном тексте

Примеры заданий, направленных на формирование информационных умений Пользуясь страничкой из толкового словаря, объясни значение слова Прочитав текст учебника, сделай из пластилина макет холма Подбери подходящие из представленных репродукций ( музыкальных отрывков ) к прочитанному стихотворению, объясни свой выбор Составь телеграмму по прочитанному тексту Составь план поиска информации по поставленной проблеме

Примеры заданий, направленных на формирование информационных умений Определи нужные источники получения информации для ответа на возникший вопрос Составь перечень вопросов для анкеты ( беседы ) по теме « Чтение - вот лучшее учение » Какой из представленных отрывков ( даны тексты разных стилей ) даёт ответ на вопрос Составь научное описание льда на основе таблицы « Снег и лёд » Пригодятся ли данные таблицы « Снег и лёд » для написания сказки « Весёлая снежинка »