Особенности государственной аккредитации программ на основе образовательных стандартов (самостоятельно устанавливаемых) Рощин С.Ю., проректор НИУ ВШЭ 24.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
Advertisements

Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2013 nnov.hse.ru 2013 год Изменения ОС НИУ ВШЭ, обусловленные ФЗ «Об образовании в РФ» 273 от г.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
Нормативно-методическое обеспечение профессионально- общественной аккредитации профессиональных образовательных программ ФАКТОРОВИЧ А.А., д.п.н., заместитель.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Проектирование образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых университетами: актуальный опыт Попова И.В.- директор ЦПДО УрФУ, Ребрин О.И.-
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта Развитие системы профессионально-общественной аккредитации.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
1. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие процедуру государственной аккредитации.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
г. Москва. Аккредитационная экспертиза выявляет соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Транксрипт:

Особенности государственной аккредитации программ на основе образовательных стандартов (самостоятельно устанавливаемых) Рощин С.Ю., проректор НИУ ВШЭ 24 июня 2014

Новая нормативная база ОС ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» п.2 ст.11: Федеральные государственные образовательные стандарты, … образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

ФЗ 273, ст.92 П.2 Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

ПРИ ЭТОМ ФЗ 273 «Об образовании в РФ»: Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы

ФЗ 273, ст.92 П.12 Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

Из письма ФГБУ Росаккредагентство от Аккредитационная экспертиза в отношении качества подготовки обучающихся осуществляется исходя из уровня реализуемой образовательной программы путем анализа учебных достижений обучающихся.

Идеи рабочей группы при МОН При вступлении в силу ФГОС «3+» для большинства вузов отпадет необходимость в ОС (там, где ОС в основном меняли структуру ООП - наборы обязательных дисциплин, циклов- и требования к условиям реализации) ОС будут иметь смысл для действительно инновационных программ (например, по принципиально новым направлениям или с особыми требованиями к образовательным результатам) или в случае создания их по новым принципам (например, для УГС)

Идеи рабочей группы при МОН В этом случае государственная аккредитация – по сути, государственная экспертиза качества и потенциала инновационных образовательных программ с точки зрения заявленных ими целей и достижения планируемых результатов. Как следствие: 1)Особое значение приобретает состав экспертных комиссий; 2)Иные акценты возникают в аккредитационных процедурах (НЕ ТОЛЬКО и НЕ ФОРМАЛЬНОЕ сопоставление с ФГОС).

Из опыта государственной аккредитации НИУ ВШЭ и МГУ Процентное соотношение ООП, реализуемых НИУ ВШЭ по образовательным стандартам, и общего количества ООП, представленных к государственной аккредитации п/п Подразделение Количество ООП, представленных к государственной аккредитации % программ по ОС от общего числа ООП по ОСВсего 1НИУ ВШЭ - Москва ,5 % 2НИУ ВШЭ - Нижний Новгород ,8 % 3НИУ ВШЭ - Пермь % 4НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург % ВСЕГО639665,6%

Из опыта государственной аккредитации ОП НИУ ВШЭ и МГУ Процентное соотношение ООП, реализуемых НИУ ВШЭ по образовательным стандартам, и общего количества ООП, представленных к государственной аккредитации, по уровням обучения п/п Уровень подготовки Количество ООП, представленных к государственной аккредитации% программ по ОС от общего числа ООП по уровню подготовки ОСФГОСГОСВсего 1Бакалавриат ,3 % 2Специалитет Магистратура ,9 %

Из опыта государственной аккредитации ОП НИУ ВШЭ и МГУ п/п Уровень подготовки Количество ООП, представленных к государственной аккредитации% программ по ОС от общего числа ООП ОСФГОСГОСВсего 1 Бакалавриат % 2 Специалитет Магистратура % 4 Основное общее образование ВСЕГО ,6 % Процентное соотношение ООП, реализуемых МГУ по образовательным стандартам, и общего количества ООП, представленных к государственной аккредитации

Проблемы в работе экспертов при проведении аккредитационной экспертизы по ОС: причины на уровне документов Отсутствие утвержденных документов, регламентирующих и/или разъясняющих: перечень документов и материалов, запрашиваемых экспертами и (или) представителями экспертных организаций, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы; трактовку условий реализации ОС с требованиями..не ниже, чем во ФГОС; новые критерии оценивания ОП, в том числе, реализуемых по ОС методику проведения аккредитационной экспертизы ОП, реализуемых по ОС; форму отчета эксперта о проведении экспертизы, учитывающую, что оценка содержания ОП, реализуемой в соответствии с ОС, не проводится; единое понимание термина достижения обучающихся и системы их оценивания; фиксирование участия работодателей в разработке ОП;

Проблемы в работе экспертов при проведении аккредитационной экспертизы по ОС: причины на уровне документов Применение документов, противоречащих действующему законодательству: критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, утвержденных приказом Рособрнадзора от «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования и среднего профессионального образования» (в части оценки содержания и качества ОП); методики проведения аккредитационной экспертизы. ориентированной на оценку соответствия ГОС/ФГОС (в части применения критериев, утвержденных приказом Рособрнадзора от , в том числе, оценки содержания качества, что нарушает п. 12 ст ФЗ;

Субъективные проблемы в работе экспертов при проведении аккредитационной экспертизы по ОС отсутствие у экспертов знания нормативно- правовой базы, регулирующей реализацию ООП по ОС; Отсутствие у экспертов опыта разработки и реализации образовательных стандартов; отсутствие у экспертов опыта работы в ведущих вузах; отсутствие опыта экспертной работы в целом.

Предложения по составу экспертных комиссий - сертифицированные эксперты Рособрнадзора из представителей ведущих российских вузов (желательно, входящих в топ-50 по рейтингу Минобрнауки России); для этой категории экспертов желателен опыт работы с образовательными стандартами, самостоятельно устанавливаемыми вузами; - международные эксперты по предложениям авторитетных профессиональных организаций, организаций работодателей; - ведущие ученые в тех предметных областях, к которым относятся аккредитуемые программы.

Требования к сертифицированным экспертам Рособрнадзора для проведения экспертизы ОП на основе ОС Общие требования к сертифицированным экспертам Дополнительно: Опыт разработки или реализации ОС Дополнительно: Опыт работы в ведущих вузах РФ – желательно топ-50 и/или

Проблемы, возникавшие при прохождении аккредитации НИУ ВШЭ и МГУ (следствия объективных и субъективных причин) отказ эксперта признавать легитимность образовательных стандартов; проведение экспертизы ОП, реализуемых по образовательным стандартам, на соответствие требованиям ФГОС; попытки провести экспертизу содержания; попытки навязывания студентам иного содержания и беседы не по содержанию их ОП; попытки тестирования магистрантов и бессистемная проверка остаточных знаний; противоречия в трактовке нормативно-правовых актов; проблемы с составлением отчета эксперта, его корректировкой после представления экспертом отчета в Росаккредагентство с целью приведения в соответствие с действующим законодательством; Проблемы в оценке качества программ через оценку качества выпускников.

Предложения по аккредитационной процедуре самообследование образовательных программ, представляемых к государственной аккредитации, проводимое вузом (принятие этих материалов в качестве основных сведений об ОП), заочная (камеральная) экспертиза (в настоящий момент эта стадия отсутствует, проведение ее не вместо, а в дополнении к очной экспертизе), очный визит экспертной комиссии.

Предложения по особенностям процедуры До начала аккредитационной экспертизы экспертная комиссия рассматривает представленные вузом результаты других видов аккредитации (например, общественной, профессионально-общественной) и независимой оценки качества образовательных программ и на основании их принимает решение о составе объектов проводимой аккредитационной экспертизы (в частности, из объектов экспертизы могут быть изъяты результаты подготовки выпускников на основании признания их качества в ходе профессионально-общественной аккредитации, или оценка кадрового состава ОП на основании признания его качества в ходе общественной экспертизы и т.п.)

Возможные объекты экспертизы Контроль над программой и управление ею; Релевантность миссии, задач и целей программы и ее реализации; Взаимосвязь между учебным планом и целями; Человеческие, учебно-методические, материально-технические ресурсы, необходимые для обеспечения реализации ОП; Оценка итоговых результатов обучения согласно заранее установленному плану проведения оценки; Измерение успеваемости учащихся в прохождении основных («ядерных») дисциплин; Наличие и результаты мониторинга отношения/удовлетворенности учащихся и выпускников; Оценка руководством программы препятствий на пути к достижению целей и меры по их устранению; Отличительные черты, например, опыт организации исследовательской работы студентов (выпускников); В случае использования электронных форм обучения - обеспечение качества при использовании электронного обучения

Предложения по особенностям процедуры (качество подготовки) Поскольку содержание подготовки не может быть объектом аккредитационной экспертизы для ОП, реализуемых на основе ОС, экспертная комиссия делает заключение о наличии/отсутствии в вузе внутренней системы качества образовательных программ (регламентов, процедур, инструментов и результатов оценки качества ОП, а также мер, принимаемых по ее итогам). При наличии эффективной системы качества результаты, полученные в ходе оценки ОП, могут приниматься во внимание экспертной комиссией при проведении аккредитационной экспертизы. Делаются предложения по совершенствованию системы качества

Предложения по особенностям процедуры (качество подготовки) Развивать оценку качества ОП, реализуемых на основе ОС, на основе оценки качества выпускников (мониторинг их положение на рынке труда, отзывы работодателей, уровень заработной платы и т.д.). Мониторинг положения выпускников должен стать одним из главных инструментов качества ОП.

Предложения по особенностям процедуры (ФОС) В ситуации отсутствия измерителей компететностных образовательных результатов, проверяется наличие и качество фондов оценочных средств (ФОС), сформированных в соответствии с локальными актами образовательной организации; принимается во внимание наличие внешних сертификатов соответствия для контрольно-измерительных материалов, входящих в такие ФОС. Если ФОС признаны валидными, оценка качества обучения проводится по образовательным результатам студентов, полученных ими в ходе промежуточного и итогового контроля, осуществляемого вузом.

Предложения по особенностям процедуры При проведении очного визита экспертная комиссия должна не только работать с документами, но и провести очные встречи с представителями руководства ОП, представленных к аккредитации, ППС, участвующими в ее реализации, студентами и (по возможности) выпускниками ОП – с целью оценки соответствия результатов подготовки заявленным целям

Что необходимо сделать? На примере ОП, реализуемых на основе ОС, можно отработать новую модель государственной аккредитации, включающую не только формальную оценку соответствия стандарту, но и оценку развития ОП относительно собственных целей и миссии Нужны изменения в документы, регламентирующие процедуры и критерии аккредитации

Способы решения проблем, возникающих при аккредитации ОП, реализуемых в соответствии с ОС Формирования группы экспертов для аккредитации ОП на основе ОС Разработка и утверждение нормативно-правовой базы, учитывающей особенности реализации ОП в соответствии с образовательными стандартами и проведения их аккредитационной экспертизы; Включение дополнительных требований при формировании комиссии для проведения аккредитационной экспертизы ОП в вузах, имеющих право самостоятельно утверждать образовательные стандарты; Проведение курсов повышения квалификации (в формате семинаров, круглых столов и т.д.) для экспертов; Информирование эксперта о реализации ОП в соответствии с ОС на этапе получения согласия эксперта на участие в работе экспертной группы

Спасибо за внимание!